Преподавание русского языка
Урок-модуль по русскому языку в 8-м классе "Обособленные обстоятельства"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.02.05
Просмотров: 1100
Панцырева Анастасия Геннадьевна, учитель русского языка и литературы УЭ-0 Содержание и задачи урока-модуля. Программа для учащихся: После изучения темы вы будете ЗНАТЬ: - что такое деепричастие;
- морфологические признаки деепричастия;
- синтаксические признаки деепричастия;
- признаки глагола у деепричастия;
- признаки наречия у деепричастия;
- обособленные обстоятельства: обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями; обстоятельства, выраженные существительным с предлогами.
В результате усвоения темы вы будете УМЕТЬ: - выделять интонационно и письменно обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, обстоятельства, выраженные существительным с предлогами;
- отличать наречия и фразеологические обороты от обособленных обстоятельств;
- составлять простые предложения с обособленными обстоятельствами.
АЛГОРИТМ (порядок работы): - внимательно прочитайте задание и выполняйте упражнение в тетради;
- при возникновении вопросов, поднимите руку;
- после выполнения каждого задания проверьте себя по ключу; (в случае неправильно выполненого задания повторно прочитайте Приложение №1, выполненное задание у слабых учеников проверяется учителем);
- если задание выполнено верно, переходите к работе со следующим учебным элементом (УЭ);
- после выполнения всех учебных элементов получите у учителя контрольный тест.
Обобщение и систематизация знаний УЭ 1 Задание 1. Лингвистическая разминка. Выпишите сначала слова с ударением на первый слог, затем – на второй и так далее. Предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты, туфля, улыбаться, напевать, углубить – Из данных глаголов образуйте деепричастия. (Читаем дополнительную информацию в таблице.) – Что обозначает деепричастие? – Какие морфологические признаки имеет деепричастие? – Какие синтаксические признаки имеет деепричастие? Таблица Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др. | | Признаки глагола | | Совершенный вид | Несовершенный вид | Отвечает на вопросы: | Что сделав? | Что делая? | Пример: | решив задачу – отвечает на вопрос что сделав? | решая задачу – отвечает на вопрос что делая? | | Возвратное | Невозвратное | Пример: | вытираясь полотенцем: имеет суффикс -сь | вытирая полотенцем: не имеет суффикса –сь | | Морфологические признаки деепричастий – морфемный | Суффиксы: | -в, -вши, -ши | -а, -я | Пример: | пробежав, умывшись, принесши | крича, бегая | | Признаки наречия | | 1.Деепричастия – неизменяемые слова. 2.В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством. | | Синтаксические признаки | | деепричастие зависит от глагола и является обстоятельством: Он ушёл, не оглядываясь. | Задание 2. Спишите, раскройте скобки, проставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Напевая какую(то) песенку шофер уверенно вел машину. – Чем осложнено предложение? Изучение и практическое закрепление нового материала УЭ 2 – Читаем “Обособленные обстоятельства” в Приложении №1. – Что значит обособить? – Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства? Задание 3. Спишите, раскройте скобки, проставьте знаки препинания, графически выделите основу, затем обособленные обстоятельства. Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив. - Ветер крепчал сильнее закутывая город пеленой морских туманов.
- На севере слабо мерцая подымались какие(то) белесоватые облака.
- Далеко в вышине вглядевшись молодой человек различил (не)ясные очертания.
- Казаки раз..ехались не дог..ворившись. (Шол.)
Задание 4. Запишите предложения, выделяя запятыми обстоятельства, выраженные существительными с предлогами. Подчеркните их. Во дворе несмотря на апрель стоял пронизывающий холод. - Благодаря массе новых впечатлений день прошел для Каштанки незаметно. (А.Чехов)
- Вопреки плохой погоде в этом году был хороший урожай.
- Несмотря на осень день был тёплым и ясным. (С.Новиков-Прибой)
Творческая работа УЭ 3 Задание 5. Преобразуйте данные пары предложений в простые с деепричастными оборотами (они могут стоять в любой части предложения). Расставьте знаки препинания и подчеркните обособленные обстоятельства. Вставьте пропущенные буквы. На опушке леса стояла стройная березка. Она робко ш..лестела листвой. - Летний вечер тихо таял. Он как бы перел..вался в теплую ночь.
- Шофер ост..новил машину. Он увидел красный сигнал светофора.
- Снег под порывами ветра осыпался с вершин дерев..ев. Он сверкал на солнце.
- Птицы весело щ..бетали в лесной чаще. Они радовались первым лучам солнца.
Задание 6. Прочитайте примечание в Приложении №1. Из данных предложений выпишите фразеологизмы и объясните их лексическое значение. Работал он не покладая рук. (М.Г.) - И пошёл домой журавель несолоно хлебавши. (Из рус. нар. сказки)
- Я занимался спустя рукава.
- Он примчался сюда не переводя духа. (Фед.)
- Мальчики бросились в проход и спрятались там затаив дыхание. (Рыб.)
Задание 7. Составьте небольшой (5-6 предложений) рассказ на одну из тем: “Летом на реке”, “Хоккейная встреча”, используя рабочий материал. Летом на реке: наскоро позавтракав, отправляемся; бежим к реке, перегоняя друг друга; плаваем, не замечая времени; загораем, растянувшись на тёплом песчаном берегу; тихо сидим, закинув удочку. Хоккейная встреча: - готовясь к игре, договорились;
- окружив вратаря, похлопывали;
- стремительно бросился вперёд, пасуя направо;
- упал, зацепившись за клюшку соперника;
- устремились к чужим воротам, не ожидая контратаки.
УЭ 4 Контрольный тест. - Укажите предложения, в которых есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не проставлены).
А) Путники устали и остановились отдохнуть. Б) Летний вечер тихо таял и как бы переваливался в тёплую ночь. В) Хорошо было зарывшись в тёплое сено слушать звуки этой ночи. (К.Пауст.) Г) На востоке уже занималась синея заря. - Найдите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены одиночными деепричастиями (знаки препинания не проставлены).
А) Приехав я первым делом побежал на речку. Б) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно. (Купр.) В) Шофёр затормозив остановил машину. Г) Пробираясь к скале он услышал стрельбу и бросился на помощь. - Укажите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены существительным с предлогом.
А) Чёрная речка, вследствие таяния снега и ледников, вышла из берегов и затопила низинные пастбища. (С.-М.) Б) Не дождавшись ответа, он полез на дерево и заглянул в комнату. (А.Гайдар) В) Несмотря на ранний час, улицы были полны народа. (В.Катаев) Г) Ввиду сильных туманов, машины шли по шоссе, заметно снизив скорость. - Из данного текста выпишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.
1)Уже было начало июля, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый корявый дуб так странно и памятно поразил его. 2) Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем месяц тому назад… 3) И молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели нежными молодыми побегами. 4) Целый день был жаркий: где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. 5) Левая сторона леса была тёмная, правая – мокрая и глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. 6) Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. (Л.Толстой) Ключ “Проверь себя!” УЭ 3 Задание 5. На опушке леса стояла стройная березка, робко шелестя листвой. - Летний вечер тихо таял, как бы переливаясь в теплую ночь.
- Шофер остановил машину, увидев красный сигнал светофора.
- Снег под порывами ветра осыпался с вершин деревьев, сверкая на солнце.
- Птицы весело щебетали в лесной чаще, радуясь первым лучам солнца.
Задание 6. - Не покладая рук – не отдыхая.
- Несолоно хлебавши – безрезультатно.
- Спустя рукава – кое-как, без желания.
- Не переводя духа – без передышки.
- Затаив дыхание – безмолвно.
Контрольный тест (ответы). I – В, Г. II – А, В. III – А, В, Г. IV – 1, 3, 5.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|