Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-модуль по русскому языку в 8-м классе "Обособленные обстоятельства"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок-модуль по русскому языку в 8-м классе "Обособленные обстоятельства"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.02.05
Просмотров: 1100

Панцырева Анастасия Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

УЭ-0

Содержание и задачи урока-модуля.

Программа для учащихся:

После изучения темы вы будете ЗНАТЬ:

  • что такое деепричастие;
  • морфологические признаки деепричастия;
  • синтаксические признаки деепричастия;
  • признаки глагола у деепричастия;
  • признаки наречия у деепричастия;
  • обособленные обстоятельства: обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями; обстоятельства, выраженные существительным с предлогами.

В результате усвоения темы вы будете УМЕТЬ:

  • выделять интонационно и письменно обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, обстоятельства, выраженные существительным с предлогами;
  • отличать наречия и фразеологические обороты от обособленных обстоятельств;
  • составлять простые предложения с обособленными обстоятельствами.

АЛГОРИТМ (порядок работы):

  • внимательно прочитайте задание и выполняйте упражнение в тетради;
  • при возникновении вопросов, поднимите руку;
  • после выполнения каждого задания проверьте себя по ключу; (в случае неправильно выполненого задания повторно прочитайте Приложение №1, выполненное задание у слабых учеников проверяется учителем);
  • если задание выполнено верно, переходите к работе со следующим учебным элементом (УЭ);
  • после выполнения всех учебных элементов получите у учителя контрольный тест.

Обобщение и систематизация знаний

УЭ 1

Задание 1. Лингвистическая разминка.

Выпишите сначала слова с ударением на первый слог, затем – на второй и так далее.

Предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты, туфля, улыбаться, напевать, углубить

Из данных глаголов образуйте деепричастия. (Читаем дополнительную информацию в таблице.)

– Что обозначает деепричастие?

– Какие морфологические признаки имеет деепричастие?

– Какие синтаксические признаки имеет деепричастие?

Таблица

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.
Признаки глагола
Совершенный вид Несовершенный вид
Отвечает на вопросы: Что сделав? Что делая?
Пример: решив задачу – отвечает на вопрос что сделав? решая задачу – отвечает на вопрос что делая?
Возвратное Невозвратное
Пример: вытираясь полотенцем: имеет суффикс -сь вытирая полотенцем: не имеет суффикса –сь
Морфологические признаки деепричастий – морфемный
Суффиксы: -в, -вши, -ши -а, -я
Пример: пробежав, умывшись, принесши крича, бегая
Признаки наречия
1.Деепричастия – неизменяемые слова.

2.В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.

Синтаксические признаки
деепричастие зависит от глагола и является обстоятельством: Он ушёл, не оглядываясь.

Задание 2. Спишите, раскройте скобки, проставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения.

Напевая какую(то) песенку шофер уверенно вел машину.

Чем осложнено предложение?

Изучение и практическое закрепление нового материала

УЭ 2

Читаем “Обособленные обстоятельства” в Приложении №1.

– Что значит обособить?

– Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?

Задание 3. Спишите, раскройте скобки, проставьте знаки препинания, графически выделите основу, затем обособленные обстоятельства.

  1. Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив.
  2. Ветер крепчал сильнее закутывая город пеленой морских туманов.
  3. На севере слабо мерцая подымались какие(то) белесоватые облака.
  4. Далеко в вышине вглядевшись молодой человек различил (не)ясные очертания.
  5. Казаки раз..ехались не дог..ворившись. (Шол.)

Задание 4. Запишите предложения, выделяя запятыми обстоятельства, выраженные существительными с предлогами. Подчеркните их.

  1. Во дворе несмотря на апрель стоял пронизывающий холод.
  2. Благодаря массе новых впечатлений день прошел для Каштанки незаметно. (А.Чехов)
  3. Вопреки плохой погоде в этом году был хороший урожай.
  4. Несмотря на осень день был тёплым и ясным. (С.Новиков-Прибой)

Творческая работа

УЭ 3

Задание 5. Преобразуйте данные пары предложений в простые с деепричастными оборотами (они могут стоять в любой части предложения). Расставьте знаки препинания и подчеркните обособленные обстоятельства. Вставьте пропущенные буквы.

  1. На опушке леса стояла стройная березка. Она робко ш..лестела листвой.
  2. Летний вечер тихо таял. Он как бы перел..вался в теплую ночь.
  3. Шофер ост..новил машину. Он увидел красный сигнал светофора.
  4. Снег под порывами ветра осыпался с вершин дерев..ев. Он сверкал на солнце.
  5. Птицы весело щ..бетали в лесной чаще. Они радовались первым лучам солнца.

Задание 6. Прочитайте примечание в Приложении №1. Из данных предложений выпишите фразеологизмы и объясните их лексическое значение.

  1. Работал он не покладая рук. (М.Г.)
  2. И пошёл домой журавель несолоно хлебавши. (Из рус. нар. сказки)
  3. Я занимался спустя рукава.
  4. Он примчался сюда не переводя духа. (Фед.)
  5. Мальчики бросились в проход и спрятались там затаив дыхание. (Рыб.)

Задание 7. Составьте небольшой (5-6 предложений) рассказ на одну из тем: “Летом на реке”, “Хоккейная встреча”, используя рабочий материал.

Летом на реке:

  • наскоро позавтракав, отправляемся;
  • бежим к реке, перегоняя друг друга;
  • плаваем, не замечая времени;
  • загораем, растянувшись на тёплом песчаном берегу;
  • тихо сидим, закинув удочку.

Хоккейная встреча:

  • готовясь к игре, договорились;
  • окружив вратаря, похлопывали;
  • стремительно бросился вперёд, пасуя направо;
  • упал, зацепившись за клюшку соперника;
  • устремились к чужим воротам, не ожидая контратаки.

УЭ 4

Контрольный тест.

  1. Укажите предложения, в которых есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не проставлены).
  2. А) Путники устали и остановились отдохнуть.
    Б) Летний вечер тихо таял и как бы переваливался в тёплую ночь.
    В) Хорошо было зарывшись в тёплое сено слушать звуки этой ночи. (К.Пауст.)
    Г) На востоке уже занималась синея заря.

  3. Найдите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены одиночными деепричастиями (знаки препинания не проставлены).
  4. А) Приехав я первым делом побежал на речку.
    Б) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно. (Купр.)
    В) Шофёр затормозив остановил машину.
    Г) Пробираясь к скале он услышал стрельбу и бросился на помощь.

  5. Укажите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены существительным с предлогом.
  6. А) Чёрная речка, вследствие таяния снега и ледников, вышла из берегов и затопила низинные пастбища. (С.-М.)
    Б) Не дождавшись ответа, он полез на дерево и заглянул в комнату. (А.Гайдар)
    В) Несмотря на ранний час, улицы были полны народа. (В.Катаев)
    Г) Ввиду сильных туманов, машины шли по шоссе, заметно снизив скорость.

  7. Из данного текста выпишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.

1)Уже было начало июля, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый корявый дуб так странно и памятно поразил его. 2) Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем месяц тому назад… 3) И молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели нежными молодыми побегами. 4) Целый день был жаркий: где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. 5) Левая сторона леса была тёмная, правая – мокрая и глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. 6) Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.

(Л.Толстой)

Ключ “Проверь себя!”

УЭ 3

Задание 5.

  1. На опушке леса стояла стройная березка, робко шелестя листвой.
  2. Летний вечер тихо таял, как бы переливаясь в теплую ночь.
  3. Шофер остановил машину, увидев красный сигнал светофора.
  4. Снег под порывами ветра осыпался с вершин деревьев, сверкая на солнце.
  5. Птицы весело щебетали в лесной чаще, радуясь первым лучам солнца.

Задание 6.

  1. Не покладая рук – не отдыхая.
  2. Несолоно хлебавши – безрезультатно.
  3. Спустя рукава – кое-как, без желания.
  4. Не переводя духа – без передышки.
  5. Затаив дыхание – безмолвно.

Контрольный тест (ответы).

I – В, Г.

II – А, В.

III – А, В, Г.

IV – 1, 3, 5.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21