Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения "Береза", "Разгулялась вьюга". 5-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения "Береза", "Разгулялась вьюга". 5-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.02.02
Просмотров: 2091

Беляева Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (52,78 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель.

Коротко познакомить учащихся с биографией поэта, касающейся детских лет жизни С.Есенина, приступить к изучению особенностей лирики С.Есенина через чтение и анализ стихотворений “Берёза”, “Разгулялась вьюга…”.

Задачи.

  • Ввести учащихся в необыкновенный по своей образности сложный мир души и поэзии С.Есенина.
  • Учить анализу лирического произведения.
  • Показать глубокое чувство родной природы в лирике поэта.
  • Пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.

Оборудование.

  • Рисунки учащихся прошлых лет к стихотворениям С.А.Есенина.
  • Презентация, выполненная в программе PowerPoint, в которой представлены иллюстрации и фотографии по теме урока, тексты стихотворений, записи музыкальных композиций на стихи С.Есенина.

План урока.

  • Слово о поэте.
  • Чтение и анализ стихотворений “Берёза”, “Разгулялась вьюга…”.
  • Рефлексия.

Ход урока

Слово о поэте (1-11 слайды)

1. Вступительное слово учителя, в котором обозначена тема урока, цель, план работы, др.

1 ученик.

Село Константиново – родное село Сергея Александровича Есенина – привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки. Это необычайной красоты картина. Взору открывается необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры.

2 ученик.

Сергей Есенин родился в с.Константиново Рязанской губернии 3 октября 1895 г. Фамилия Есенин – русская, коренная, означает “овсень, осень”, эти слова связаны с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками.

1 ученик.

Родители С.Есенина – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна - были крестьяне, жили недружно. Сергей с двух лет был отдан на воспитание богатому деду по матери, который держался суровых религиозных правил, хорошо знал Священное писание, помнил наизусть многие страницы Библии, жития Святых. Он очень любил внука.

Ученик в роли С.Есенина.

Дедушка пел мне песни старые, тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и Священное Писание. А бабушка рассказывала мне сказки.

2 ученик.

Мальчик жил свободно и беззаботно. Родители не нагружали его тяжёлой деревенской работой. В доме деда жили ещё три его неженатых сына, дядья Сергея, которые своеобразно занимали свободное время мальчика.

Ученик в роли С.Есенина.

Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. В три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега и, как щенка, бросал в воду. Я неумело плескал руками, захлёбывался, а он, вытаскивая меня за шиворот, ругал разными словами.

1 ученик.

Неудивительно, что годам к 7-8 Сергей прекрасно плавал и даже заменял своему дяде охотничью собаку, плавая по озёрам за подстреленными утками.

Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, ходил в царапинах и шрамах.

Ученик в роли С.Есенина.

За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка наоборот подзадоривал меня на драки. Бабушка любила меня изо всей мочи. По субботам меня мыли, стригли ногти, маслом смачивали голову, потому что ни один гребень не мог взять мои кудри. Но и масло мало помогало. Я всегда орал благим матом, когда мне расчёсывали волосы.

2 ученик.

Так протекало детство Сергея Есенина. Читать он научился в 5 лет, а стихи писал уже в 7-8 лет. Любил декламировать наизусть стихотворения крестьянских поэтов – Никитина, Кольцова, Некрасова, почему-то они его больше привлекали, наверное, потому что проникнуты любовью к Родине.

1 ученик.

Сергей рос очень умным и сообразительным мальчиком. Поражало его творческое воображение, умение видеть в любом природном явление родное, близкое, красивое.

Ученик в роли С.Есенина.

Я часто ходил с пацанами в ночное пасти коней. Я видел, как при тихой погоде луна отражается в воде. И когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов.

2 ученик.

После этого неудивительно, что стихотворения С.Есенина переполнены метафорами, сравнениями и сплошным олицетворением неживого. Есенин обладал способностью в обычном видеть необычное, например: “Поёт зима – аукает” или “А по двору метелица ковром шелковым стелется”, “Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна, словно белою косынкой, подвязалася сосна”.

1 ученик.

Не только сама природа, но и атмосфера в семье прививала Сергею творческое воображение. Он чутко улавливал красоту во всём, даже в моменте богослужения, чтения молитв. В этот момент таинственно горели свечи, бросая блики на иконы, на которых были изображены райские сады и строгий лик Исуса Христа.

Ученик в роли С.Есенина.

А ещё хочу сказать, что дед мой любил загадывать загадки, отгадывая их, я приучался думать, развивать воображение и мысль. Вот попробуйте-ка вы сейчас отгадать загадки моего деда:

  1. Голубой шатёр весь мир накрыл (Небо)
  2. Какую траву и слепой знает? (Крапиву)
  3. У кого шапка без головы, а нога без сапога? (Гриб)

2 ученик.

Серёжа рос очень добрым мальчиком. Ему одинаково дороги и бездомная собака, и старая дряхлая кошка, и резвый конь – всех он любит и жалеет, воображает, о чём они думают, что чувствуют. Представляет себя мысленно в роли клёна, осины, разговаривает с берёзой.

Учитель.

Вот, ребята, мы очень плавно подошли к знакомству с самым первым напечатанным стихотворением С.Есенина “Берёза”. Вы увидели сегодня, в какой атмосфере, среди какой замечательной природы рос С.Есенин. Сегодня и в последующие годы, изучая творчество С.Есенина, вы увидите, насколько поэт сам сливается с природой, он сам узнаётся в старом клёне, который стережёт голубую Русь. С.Есенина отличает от всех других поэтов острое чувство красоты и умение это своё чувство облекать в совершенную гармоничную форму. Он природу одушевил. Олицетворение – одна из главных черт поэтического мира Сергея Есенина.

Чтение и анализ стихотворения “Берёза” (12-14 слайды).

Не случайно творчество С.Есенина мы начинаем изучать с самого первого стихотворения С.Есенина “Берёза”, т.к. оно было напечатано в детском журнале “Мирок” за 1914 г. и сразу же стало популярным. Это стихотворение у всех на слуху, каждый, кто учился в школе, знает наизусть хотя бы его первые строчки.

Берёза – самое любимое дерево русского народа и “одно из наиболее почитаемых у славян деревьев”. Раньше на Руси Новый год встречали не с ёлкой, а наряжали берёзу, украшая её разноцветными ленточками. Ей посвящено много народных песен. С нею связывались надежды на исцеление от болезней. Берёза – это единственное дерево, которое полностью отдаёт себя людям – и кору, и бересту, и почки, и ветки на веники, и берёзовый сок, и ствол на дрова. Сергей Есенин как истинно русский не мог не уловить красоту этого дерева. Берёза в его стихотворении предстаёт самым прекрасным, самым дорогим деревом. Она как будто находится в самом центре мира, и всё вокруг ощущает родственную связь с ней. Послушайте, пожалуйста, это стихотворение.

- Какой образ родился у вас в мыслях, когда вы слушали это стихотворение, что вы представили?

- Какой эпитет вызывает ощущение света, чистоты? (Белая)

Белый – в древних памятниках означало причастность к богу: белый ангел, белые одежды. Ощущение светлого, нового.

- Какое слово-метафора позволяет представить берёзу одушевлённой? (Принакрылась)

- Какие ещё вы видите здесь изобразительно-выразительные средства: метафоры, сравнение, эпитеты, олицетворение?

Такое ощущение, что берёза живёт внутренней жизнью.

- На кого похожа берёза? (На девушку)

Берёза сама из себя сотворила чудо. Это такое удивительное дерево, которое способно превратить обычный пейзаж в сказочно-прекрасный. Мы, как и герой стихотворения, попадаем в сказку. Берёза – это сама сказка. (Обратить внимание на картины художников, изображавших берёзу)

Найдите в этом стихотворении строчку, которая указывает на личное восхищение автором необыкновенной красавицей. (Под моим окном)

Видите, как удачно эта фраза вписалась в стихотворение, незаметно, но мы чувствуем, что берёзу увидел и показал нам автор.

- А какие определения вы можете подобрать к слову берёза? (Царственная, гордая…)

В последних строчках упоминается заря – на Руси она воспринималась как божественное явление, как смена тьмы светом, как знак вечного круговорота жизни, и, поэтому, заботливое внимание самой зари ещё больше возвеличивает берёзу. (Найдите эту строчку в стихотворении). Сама заря берёзу серебром обсыпала.

Рефлексия.

Ребята, понравилось ли вам это стихотворение?

Чем понравилось?

Кто желает сейчас прочитать это стихотворение?

Чтение стихотворения учащимися.

Чтение и анализ стихотворения “Разгулялась вьюга…”

Следующее стихотворение, которое мы сегодня с вами прочитаем и проанализируем, называется “Разгулялась вьюга…”. Послушайте, пожалуйста, это стихотворение, подумайте, о чём оно.

  • Какова тема этого стихотворения? (Разгулялась вьюга)
  • Какие изобразительно-выразительные средства помогают понять, что вьюга, ветер и снежинки живые? (Метафоры, эпитеты – разгулялась, с испуга ставни заскрипели, ветер шлёт жалобу, бушует люто, стая снежинок в окно стучится)
  • С чем сравниваются снежинки? (С мотыльками)
  • Какие метафоры помогают почувствовать, что снежинки живые? (И слезами тая, по стеклу струятся)
  • Почему ветер бушует люто? (Его жалобу никто не услышал)
  • Какой образ у вас рождается в мыслях при прочтении этого стихотворения, т.е. какая картинка возникает у вас перед глазами? (Возможно – это вьюга в человеческом образе и снежинки бьются в стекло, плачут)
  • В чём заключается смысл, т.е. идея этого стихотворения? (Во время вьюги всем плохо: и елям, и ставням, и даже ветру и снежинкам)

Рефлексия.

- Ребята, понравилось ли вам это стихотворение?

- Чем понравилось?

- Кто желает сейчас прочитать это стихотворение?

Чтение стихотворения учащимися.

- Понравился ли вам урок?

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Почувствовали ли вы необыкновенность есенинской лирики?

- Какие вы ещё знаете стихотворения С.Есенина?

Звучит фонограмма песни на стихи С.Есенина “Отговорила роща золотая…)

Мне хочется закончить урок замечательными словами В.П.Астафьева:

“Слушаешь есенинские строчки, и от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то бежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце. Какая очищающая скорбь”.

Домашнее задание (15 слайд).

1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение С.А.Есенина.

2. Создать рисунок к любому из этихстихотворений.

В оставшееся время слушаем фонограмму песни “Поёт зима, аукает”.

Используемая литература.

1. Есенин С.А. “Черёмуха”. Стихи. М.: Детская литература. 1989 г.

2. Есенин С.А. “О себе”. Из сб. Егоровой Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс, 1 полугодие. М.: ВАКО, 2005 г.

3. “Литература в школе”: №7/1998 г., №4/2001 г., №2/2004 г., №6/2004 г., №9/2004 г.

4. “Уроки литературы”: №3/2004 г.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21