Преподавание русского языка Урок: "Второстепенные члены предложения. Определение"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.02.02 Просмотров: 1733 Ращупкина Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы Цели урока: Познавательные: – совместно с учащимися открыть новые знания– признаки определения – одного из второстепенных членов предложения. Практические: – разработать алгоритм нахождения определения в предложении; – начать развитие умения находить определения в предложении, ставить к ним вопросы; – начать развитие умения графически обозначать определения. Ход урокаI. Организационный момент.Класс украшен рисунками детей на тему “Осень”, осенними листьями. Слайд №1(иллюстрация на тему “Осень”) II. Языковая разминка.
– О чем это стихотворение? – А какое сейчас время года? (Осень). Задания:1Сделать синтаксический разбор предложений.. 2.Обозначить изученные орфограммы. 3.Разобрать по составу слово “предзимнюю” 4.Фонетический разбор слова “осень”
(В класс входит ученица в костюме осени и на фоне музыки П.И. Чайковского “Времена года” читает стихотворение Ольги Чуминой “Царевна-осень”.)
– Ребята, кто к нам сегодня пришел в гости? – А какой она вам запомнилась? – Вот на сегодняшнем уроке мы будем не только открывать новые знания, но и любоваться последними днями уходящей осени. Слайд № 2. (Cтихотворение И.Никитина “Поле”).(2)
– О чем это стихотворение? – Каков стиль текста? (Подводящий к теме урока диалог.) – Обратите внимание на выделенные слова.
– Распределите данные слова на группы по членам предложения. – Сколько групп получилось? – Зачитайте слова первой группы. – На какой вопрос они отвечают? – Каким членом предложения являются? – Зачитайте слова второй группы. – На какой вопрос отвечают? – Каким членом предложения являются? – Какое слово отнесли к третьей группе? – Каким членом предложения является? – А можем мы сказать, как называется этот второстепенный член? – Так как вы думаете, какова тема нашего урока? (Второстепенные члены предложения). – Понравилось ли вам описание поля? – Какие слова помогли так образно, ярко передать красоту поля? – Есть ли в тексте еще описание каких-либо предметов? Каких? – Какие слова помогают описать эти предметы? – На какой вопрос отвечают эти слова? – Какой частью речи они выражены? – Являются ли эти слова главными членами предложения? А какими?
Задание: выпишите слова, описывающие предметы, вместе со словами, обозначающими предметы по образцу. В небе (каком?) прозрачном. (Подводящий диалог.) – Как бы вы назвали слова, второстепенные члены предложения, которые обозначают признак предмета? Определяют этот признак? (Определение). – Попробуйте самостоятельно сделать вывод, что же такое определение. – Значит, какое новое слово мы допишем в тему урока?
– А каковы, на ваш взгляд, цели урока? Слайд №3 (цели урока).
– Давайте сравним ответ учащегося с формулировкой определения в учебнике с.124. – Есть ли в тексте новая для вас информация? V. Развитие учебно-языковых умений.(На доске плакат.) – А я хочу вам предложить для запоминания шуточное зарифмованное правило А.И.Косоговского.(2)
– Так как мы будем подчеркивать определение? Образец записан на плакате. – Ребята, но мы еще не все знания об определении открыли на уроке.
(Каждой группе выданы карточки с текстами). Задания: 1.Прочтите выразительно тексты. – О чем они? – Какой это тип текста? -В каком стиле он написан? 2. Целью вашей работы будет выработка алгоритма нахождения определения. – Для того чтобы вывести алгоритм, вы должны последовательно выполнить задания, которые даны к тексту. Найди в тексте определения .По каким признакам ты их будешь искать? Выпиши определения со словами, к которым они присоединяются. Какими частями речи выражены определения? Графически обозначь связь определений. Образец записи:
– Зачитайте определения вместе со словами, к которым они присоединяются. – Как вы их находили? Слайд №4 (текст для первой группы) – Отвечает первая группа. Слайд №5 (текст для второй группы). – Отвечает вторая группа. Слайд №6 (текст для третьей группы). – Отвечает третья группа. Слайд №7 (тексты первой, второй и третьей группы). – Итак, ребята, каков алгоритм нахождения определения в тексте? Слайд №8 (алгоритм нахождения определения). – Прочтите алгоритм и сравните его со своими выводами.
– Каждой группе дается по осеннему листочку. Передавая друг другу, вы должны описать этот листочек, т.е. придумать определение. VI . Углубление понимания материала.Слайд № 9.(Предложения с пропущенными определениями). – Вам даны предложения. Опираясь на алгоритм, распространите предложения так, чтобы получился связный текст. (Работа выполняется устно). Проверка выполненных работ. – Выразительно читают два, три ученика.
Индивидуальная работа по карточкам с грамматическим заданием. (Предложения даны одинаковые для всех.). – Найти и графически обозначить определения, опираясь на алгоритм.
(Выходят по одному к доске, графически изображают).
– Я читаю загадки, вы их отгадываете и называете определения.
(После каждой отгадки показывается иллюстрация).
Слайды №10-13 с изображением п. Ростовки в осеннее время года. – Обратите внимание на слайды. – Какое настроение навевают картины? – А знакомы ли вам эти места? Посмотрите, как хороша наша Ростовка в осеннее время года.
– Составьте предложения или напишите сочинение-миниатюру на тему “Осень”, включив определения. Постарайтесь передать то настроение, которое изображено на слайдах.
Ребята выразительно читают свои работы. VII. Итог урока. Рефлексия.Слайд № 13 по щелчку – Какую новую информацию получили, работая на уроке? – Чему научились? – Что было самым трудным? – Что было самым интересным? – Назовите ключевые слова темы. VIII. Домашнее задание.Дифференцированное:
Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |