Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок: "Второстепенные члены предложения. Определение"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок: "Второстепенные члены предложения. Определение"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.02.02
Просмотров: 1733

Ращупкина Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

Познавательные:

– совместно с учащимися открыть новые знания– признаки определения – одного из второстепенных членов предложения.

Практические:

– разработать алгоритм нахождения определения в предложении;

– начать развитие умения находить определения в предложении, ставить к ним вопросы;

– начать развитие умения графически обозначать определения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс украшен рисунками детей на тему “Осень”, осенними листьями.

Слайд №1(иллюстрация на тему “Осень”)

II. Языковая разминка.

  • На доске текст.

Тихо я бреду одна по саду,
Под ногами желтый лист хрустит.
Осень льет предзимнюю прохладу,
О прошедшем лете говорит.

– О чем это стихотворение?

– А какое сейчас время года? (Осень).

Задания:1Сделать синтаксический разбор предложений..

2.Обозначить изученные орфограммы.

3.Разобрать по составу слово “предзимнюю”

4.Фонетический разбор слова “осень”

  • Проверка выполненной работы (несколько человек у доски.)

III. Введение в тему, запись темы.

(В класс входит ученица в костюме осени и на фоне музыки П.И. Чайковского “Времена года” читает стихотворение Ольги Чуминой “Царевна-осень”.)

Вихрь осенний свищет гневно,
Тучи в небе хороводит,
Осень – грустная царевна –
По лесам в раздумье бродит.
Белый утренник на травы
Холодком повеял острым,
И идет она в дубравы,
И шуршит нарядом пестрым.
Словно жар на ней монисто,
Красоту лица и стана
Прикрывает ей волнисто
Дымка бледная тумана.
По ковру, по самоцвету
В глубь лесов идет царевна,
Смотрит вслед красавцу лету,
Смотрит кротко и безгневно.
Мать-зима рукой холодной
На покой ее уложит,
Долгий стон тоски бесплодной
Тихий сон не потревожит.
Снег серебряной парчою
Уберет ее богато,
И затеплится свечою
Перед ней огонь заката.

– Ребята, кто к нам сегодня пришел в гости?

– А какой она вам запомнилась?

– Вот на сегодняшнем уроке мы будем не только открывать новые знания, но и любоваться последними днями уходящей осени.

Слайд № 2. (Cтихотворение И.Никитина “Поле”).(2)

Поле.
Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью.
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним.
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело по ржи золотистой шумит.
И. Никитин

  • На фоне музыки учитель читает наизусть стихотворение И.Никитина “Поле”
  • Беседа по тексту.

– О чем это стихотворение?

– Каков стиль текста?

(Подводящий к теме урока диалог.)

– Обратите внимание на выделенные слова.

  • Задания:

– Распределите данные слова на группы по членам предложения.

– Сколько групп получилось?

– Зачитайте слова первой группы.

– На какой вопрос они отвечают?

– Каким членом предложения являются?

– Зачитайте слова второй группы.

– На какой вопрос отвечают?

– Каким членом предложения являются?

– Какое слово отнесли к третьей группе?

– Каким членом предложения является?

– А можем мы сказать, как называется этот второстепенный член?

– Так как вы думаете, какова тема нашего урока? (Второстепенные члены предложения).

  • Запишите в тетради.

IV. Введение нового материала.

  • Наблюдение над языковым материалом. (Беседа по тексту.)

– Понравилось ли вам описание поля?

– Какие слова помогли так образно, ярко передать красоту поля?

– Есть ли в тексте еще описание каких-либо предметов? Каких?

– Какие слова помогают описать эти предметы?

– На какой вопрос отвечают эти слова?

– Какой частью речи они выражены?

– Являются ли эти слова главными членами предложения? А какими?

  • Выборочное списывание.

Задание: выпишите слова, описывающие предметы, вместе со словами, обозначающими предметы по образцу. В небе (каком?) прозрачном.

  • Проверка выполненных работ.

(Подводящий диалог.)

– Как бы вы назвали слова, второстепенные члены предложения, которые обозначают признак предмета? Определяют этот признак? (Определение).

  • Учащиеся самостоятельно формулируют вывод.

– Попробуйте самостоятельно сделать вывод, что же такое определение.

– Значит, какое новое слово мы допишем в тему урока?

  • Целеполагание.

– А каковы, на ваш взгляд, цели урока?

Слайд №3 (цели урока).

  • Анализ определения по учебнику.

– Давайте сравним ответ учащегося с формулировкой определения в учебнике с.124.

– Есть ли в тексте новая для вас информация?

V. Развитие учебно-языковых умений.

  • Работа над материалами с целью выработки нахождения определения в предложении и обучение графическому обозначению определения.

(На доске плакат.)

– А я хочу вам предложить для запоминания шуточное зарифмованное правило А.И.Косоговского.(2)

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой– ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.

– Так как мы будем подчеркивать определение?

Образец записан на плакате.

– Ребята, но мы еще не все знания об определении открыли на уроке.

  • Работа в группах.

(Каждой группе выданы карточки с текстами).

Задания: 1.Прочтите выразительно тексты.

– О чем они?

– Какой это тип текста?

-В каком стиле он написан?

2. Целью вашей работы будет выработка алгоритма нахождения определения.

– Для того чтобы вывести алгоритм, вы должны последовательно выполнить задания, которые даны к тексту.

Найди в тексте определения .По каким признакам ты их будешь искать?

Выпиши определения со словами, к которым они присоединяются.

Какими частями речи выражены определения?

Графически обозначь связь определений.

Образец записи:

  • Проверка выполненных работ.

– Зачитайте определения вместе со словами, к которым они присоединяются.

– Как вы их находили?

Слайд №4 (текст для первой группы)

– Отвечает первая группа.

Слайд №5 (текст для второй группы).

– Отвечает вторая группа.

Слайд №6 (текст для третьей группы).

– Отвечает третья группа.

Слайд №7 (тексты первой, второй и третьей группы).

– Итак, ребята, каков алгоритм нахождения определения в тексте?

Слайд №8 (алгоритм нахождения определения).

– Прочтите алгоритм и сравните его со своими выводами.

  • Физминутка.

– Каждой группе дается по осеннему листочку. Передавая друг другу, вы должны описать этот листочек, т.е. придумать определение.

VI . Углубление понимания материала.

Слайд № 9.(Предложения с пропущенными определениями).

  • Распространение предложений определениями.

– Вам даны предложения. Опираясь на алгоритм, распространите предложения так, чтобы получился связный текст. (Работа выполняется устно).

Проверка выполненных работ.

– Выразительно читают два, три ученика.

  • Самостоятельная работа.

Индивидуальная работа по карточкам с грамматическим заданием. (Предложения даны одинаковые для всех.).

– Найти и графически обозначить определения, опираясь на алгоритм.

1.Поздней осенью птицы собираются в стаи.
2.Деревья теряют осенний наряд.
3.Скоро небо покроется темными облаками.

  • Проверка выполненных работ.

(Выходят по одному к доске, графически изображают).

  • Словарная работа.

– Я читаю загадки, вы их отгадываете и называете определения.

Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

Эх, звоночки, синий цвет
С язычком, а звука нет. (Колокольчики)

Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой
Под коричневою шляпкой,
С бархатной подкладкой. (Грибы)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я (подосиновик)

(После каждой отгадки показывается иллюстрация).

  • Творческая работа.

Слайды №10-13 с изображением п. Ростовки в осеннее время года.

– Обратите внимание на слайды.

– Какое настроение навевают картины?

– А знакомы ли вам эти места?

Посмотрите, как хороша наша Ростовка в осеннее время года.

  • Дифференцированное задание.

– Составьте предложения или напишите сочинение-миниатюру на тему “Осень”, включив определения. Постарайтесь передать то настроение, которое изображено на слайдах.

  • Проверка выполненных работ.

Ребята выразительно читают свои работы.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Слайд № 13 по щелчку

– Какую новую информацию получили, работая на уроке?

– Чему научились?

– Что было самым трудным?

– Что было самым интересным?

– Назовите ключевые слова темы.

VIII. Домашнее задание.

Дифференцированное:

  1. Упражнение №232-распространить предложения определениями.
  2. Упражнение №233-описать цветок, о котором говорилось в загадке.

Литература:

  1. Методические рекомендации для учителя. Русский язык 5класс. Авторы Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова. Образовательная система “Школа 2100”. Москва, Баласс, 2006 г.
  2. Уроки русского языка в 5 классе. Автор Г.А.Богданова. М.:Просвещение, 1992.

Презентация


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21