Преподавание литературы Урок-размышление по рассказу Федора Абрамова "О чем плачут лошади". "Раздумье о лошадиной жизни"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.01.31 Просмотров: 1491 Акемеева Татьяна Албегановна, учитель русского языка Цели: 1. Систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию. 2. Развивать речь и образное мышление учащихся. Воспитывать любовь к животным, чувства сострадания. Эпиграфы:
Оборудование:
Класс разделен на три группы (в каждой группе свой консультант) Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Определение цели урока самими обучающимися. Сегодня мы поговорим о судьбе писателя и, самое главное, - поразмышляем, поспорим, над рассказом Федора Александровича Абрамова “О чем плачут лошади”. Выясним, почему же плачут лошади. Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится утверждение. 2. Беседа о биографии писателя. “Я родился в красивейшем месте России. Для меня, конечно, красивейшем. В архангельской области, в селе Веркола, на реке Пинеге. В краю белых ночей и бескрайних лесов, к сожалению, ныне немало поределых. В краю былин и сказок... Как стал писателем? Хотя я родился в таежной, в лесной глуши, … но имя писателя для меня всегда, с малых лет было окружено ореолом почитания и особой славы. Для меня никогда не было более высокой должности на земле, чем писательская,- так вспоминал писатель в одном из последних выступлений в студии “Останкино”. 3. Заслушиваются сообщения обучающихся о писателе (через проектор показывают портрет писателя) 4. Какова главная тема творчества Ф.Абрамова? О чем были его произведения? (о деревне) аннотация книг (ученик рассказывает и показывает книги писателя) Дополнение учителя. Много испытаний пришлось преодолеть Ф.Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни: “Известно, что человек строит себя сам, Но, Боже мой, сколько строило людей меня. Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…” - Как вы понимаете последнее выражение писателя. ПЕРЕХОД К ПРОИЗВЕДЕНИЮ. За свою жизнь, мы сказали, Ф.Абрамов написал много интересных произведений, но сегодня мы поговорим о его замечательном рассказе “О чем плачут лошади” который вы прочитали заранее. БЕСЕДА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ. 1. О чем этот рассказ? (О горькой судьбе лошади) 2. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”? (Сильное животное, любит волю, трудяга, помощник, верный) (в это время звучит песня “Рыжий конь”) РАБОТА В ГРУППАХ (учитель раздает вопросники) через 5 минут группы начинают отвечать (регулирует работу группы консультант) Вопросы: 1. Вспомните содержание рассказа (сильный ученик делает пересказ содержания) 2. Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Цитируем текст. Стр. 134-135. 3. Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек не ценит лошадь, небрежно относится к ним) 4. Можно ли согласиться с тем, что сердце рассказчика осталось “крестьянским”? 5. Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке). Вопросы. 1. Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг, и кляч? ( Примеры из текста). 2. Сейчас люди плохо относятся к лошадям, но были времена, когда к лошади относились хорошо, как к настоящей кормилице (рассказы ребят о своих лошадях, один прочитал рассказ дедушки о своей лошади, о том какую помощь оказывала это животное в хозяйстве, даже показал фотографию). 3. Как вы считаете, проводит ли параллель автор между лошадьми и людьми? (затем читается 2 эпиграф), (здесь заслушиваются два пересказа о том, что лошади с рождения и до смерти были с человеком) стр. 137-138. 4. Коньком украшали крышу избы, конь символизирует достаток и благополучие: считается, что подкова приносит счастье (учитель показывает подкову, каждой группе дает подкову, в знак удачи). Вопросы: 1. Человек забыл о милосердии и о сострадании в отношениях с лошадьми. Что означают слова сострадание и милосердие? (готовность помочь, простить, милосердный человек способен чувствовать чужую боль). 2. Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чем основывается дружба? (На доверии, честности, понимании). 3. Почему герой чувствовал свою вину, стыд? (Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей). 4. О чем плакали лошади? (О том, то люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них отпала, пришел век машин. Человек черной неблагодарностью отплатил за преданность), (зачитывается отрывок из рассказа стр. 140). 5. К чему может привести плохое отношение к животным? (человек будет плохо относиться и к другим людям). - А сейчас у нас на Алтае как относятся к лошадям, (рассказы учащихся) - Так как мы живем в Горном Алтае, нам не обойтись без помощи лошади, особенно когда косим сено…. - Летом мне посчастливилось побывать на национальном празднике “Эл-Ойын”, там участвовали не только люди, но главным украшением были лошади. - Мой дедушка рассказывал о том, что лошадь дороже любого транспорта, что она как человек понимает все. У нас есть несколько лошадей и, я люблю ездить на них . ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Вы дома должны были написать мини-сочинение о рассказе “О чем плачут лошади” (заслушиваются три работы с каждой группы; рассматриваются рисунки) 1. Рассказ “О чем плачут лошади “оставил неизгладимое впечатление. Я никогда не задумывалась о них, читала, что это обычное животное. Мне стало жалко Рыжухи, теперь я буду любить лошадей, и ухаживать за ними. 2. Рассказ поучительный. Он учит нас любить и ценить животных. Ведь автор говорит о том, что лошадь тоже человек, что польза от них была и будет большая. 3. Этот рассказ читала с интересом, так как люблю читать произведения о животных. Автор рассказа заставил нас по-иному относиться к этим животным. У нас тоже есть лошадь, мой брат любит ее, ухаживает, дает сено, воду. Показ и защита рисунков (приложение № 1, № 2, № 3). ВЫВОД: Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям. В завершении урока учитель читает стихотворение Б.Слуцкого “Лошади в океане”. (или читает ученица) В процессе анализа и сопоставления образов подвести учащихся к идейной значимости произведения. Подведение итогов. Домашнее задание . Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |