Преподавание литературы
Приключенческая литература в нашем чтении (проектная деятельность на уроках)
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.01.30
Просмотров: 1067
Гердт Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы Самоанализ учебного занятия с использованием ИКТ (ЦОР) и компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) Класс: 6 Изучаемая тема: Мир путешествий и приключений Тема и тип учебного занятия: Приключенческая литература в нашем чтении Каково место учебного занятия (УЗ) в изучаемой теме? Первое занятие по теме и итоговое. Как разрабатываемое учебное занятие связано с предыдущим? Изучение особенностей литературных жанров. Как разрабатываемое учебное занятие работает на будущее? Дети могут стать помощниками в проведении уроков. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во учеников; кол-во слабоуспевающих, средних и сильных учащихся) В данном классе дети разно уровневые. Из 26 детей 6 учащихся могут заниматься по предмету на "5"; 6 - на "4"; остальные - удовлетворительно. Какие особенности учащихся были учтены Вами при разработке учебного занятия? Дети в классе активны, любознательны. Класс дружный, дети умеют поддержать друг друга в трудную минуту, откликаются на просьбы о помощи. Работая в группах, внимательны к отстающим. Цели и задачи, которые Вы ставили при разработке учебного занятия. Цель: Через исследовательскую и проектную деятельность учащихся, используя экспериментальный опыт, ИКТ технологии, понять отличие "приключенческой литературы" от литературы других жанров. Задачи: - Выявить особенности приключенческой литературы, используя предложенные источники информации.
- Провести опрос населения на тему: "Читаете ли вы приключенческую литературу".
- Оформить результаты исследовательской работы с использованием ИКТ
- Используя аннотации произведений, оформить сравнительную таблицу.
Отбор дидактического и учебного материала, методов и форм обучения в соответствии с поставленными целями Цель | Дидактические и учебные материалы | Методы | Формы | Результат | Выявить особенности приключенческой литературы, используя предложенные источники информации. Провести опрос населения на тему: "Читаете ли вы приключенческую литературу". Используя аннотации произведений, оформить сравнительную таблицу. | Литературоведческие словари, интернет, произведения различных писателей Составление вопросов для опроса населения Слайды, предложенные учителем | Частично-поисковый; исследовательский Частично-поисковый; исследовательский Частично-поисковый | Самостоятельная работа в группах Самостоятельная работа в группах Индивидуальная самостоятельная работа | Оформление результатов исследовательской работы с использованием ИКТ Оформление результатов исследовательской работы с использованием ИКТ Сравнительная таблица | Оценка достижения поставленных целей. Какие Ваши действия помогли Вам достичь поставленных целей? Если поставленные цели не были достигнуты, то что, на Ваш взгляд, помешало их достижению? Что можно изменить в вашем учебном занятии для того, чтобы поставленные Вами цели были достигнуты. В результате проведенной работы дети оформили сравнительную таблицу, что показало их умение отличать приключенческую литература от литературы других жанров. Данная исследовательская работа заинтересовала большинство учащихся класса. Дети с интересом подбирали необходимый материал, задавали вопросы, решали проблемы. К сожалению не все учащиеся класса приняли участие в исследовании (отстающие дети). Думаю, что им необходимо предлагать более легкие задания. Фрагменты учебного занятия, на которых использовались ИКТ (ЦОР) Фрагмент УЗ | Используемые ИКТ (ЦОР) | Какие задачи решает (что позволяет сделать) | Обоснование необходимости применения ИКТ (ЦОР) | Вводное занятие Самостоятельная работа в группах Заключительное занятие Выступление учащихся | Слайды Интернет, Word и Power Poin Слайды Демонстрация работ с использованием ИКТ | Эстетичное оформление работы Умение самостоятельно работать в группах, использовать доступные ресурсы Эстетичное оформление работы Публичное выступление | Наглядность Развитие самостоятельной деятельности Наглядность, проверка работы Умение строить свой ответ, используя собранный материал | Какие компетентности предполагалось сформировать у учеников в ходе проведения данного занятия? коммуникативная компетентность; публичное выступление; 2 уровень; информационная компетентность; извлечение первичной информации; 1 уровень Как разработанные к данному учебному занятию КОЗ сработали на формирование запланированных компетентностей? Дети с заданиями справились, запланированные компетентности сформированы. Что-то еще, о чем "не могу молчать" Всем учащимся класса данная работа понравилась; совместно с учащимися запланировали создать проект по теме "Родная природа в стихах русских поэтов" (май). Проектная деятельность на уроках литературы. План - конспект урока по теме: Приключенческая литература в нашем чтении. (2 часа) Цель: Через исследовательскую и проектную деятельность учащихся, используя экспериментальный опыт, ИКТ технологии, понять отличие "приключенческой литературы" от литературы других жанров. Задачи: - Выявить особенности приключенческой литературы, используя предложенные источники информации.
- Провести опрос населения на тему: "Читаете ли вы приключенческую литературу".
- Оформить результаты исследовательской работы с использованием ИКТ.
- Используя аннотации произведений, оформить сравнительную таблицу.
1 занятие Презентация 1. Презентация 2. Вступительное слово учителя. Слайд 1,2, 3 Мозговой штурм. Как приключенческая литература влияет на нашу жизнь? Слайд 4 => Тема проекта: Приключенческая литература в нашем чтении. Слайд 5 Темы индивидуальных исследований. (Предлагаются детьми - слайд 6) Деление детей по группам, выбор командира, распределение ролей. Составление и обсуждение плана работы. Слайд 7 2 занятие - Вступительное слово
- Представление работ
- Используя 2 слайд, оценка детьми полученных работ
- Работа по проблемным вопросам учебной темы. Слайд 3
Частные вопросы - слайд 4 - Оформление и проверка сравнительной таблицы - слайд 5, 6
- Работа с решением КОЗ. Слайды 7-10
- Рефлексия
- Понравилась ли такая форма работы?
- Предложите свою тему для проекта
- Твои вопросы по проекту
№ слайда | Действие учителя | Действие ученика | 1 этап работы над проектом | №1 | Вступительное слово | Внимательно слушают | №2 | комментарии | Запись оценки работы | №3 | Слово учителя | Внимательно слушают | №4 | Вопрос учителя (мозговой штурм) | Выдвижение гипотиз | №5 | комментарии | Формулировка темы проекта | №6 | комментарии | Определение тем для индивидуальных исследований | №7 | комментарии | Работа над планом работы в группах | 2 этап работы над проектом | №1 | Вступительное слово | Внимательно слушают | №2 | Слово учителя | Запись на отдельных листочках критерий оценок | | Оценивает выступление учащихся | Выступление команд, оценка друг друга | №3 | Задает проблемные вопросы | отвечают | №4 | Задает частные вопросы | отвечают | №5 | Комментарии к оформлению сравнительной таблицы | Заполняют сравнительную таблицу | №6 | | Самопроверка сравнительной таблицы | №7 | Комментирование КОЗ | Деление на группы и представление | №8 | комментарии | Оценивание друг друга | №9 | Комментирование КОЗ | Деление на группы и представление результата | №10 | Комментирование КОЗ | Деление на группы и представление результата | № слайда | Действия учителя | Действие учащегося | 1 этап работы над проектом | №1 | Вступительное слово | Внимательно слушают | №2 | Комментарии учителя по выполнению работ | Запись в тетради критерий оценивания | №3 | Слово учителя | Внимательно слушают | №4 | Мозговой штурм (учитель задает проблемный вопрос) | Выдвигают гипотизы | №5 | Выбор темы проекта | Выбор темы проекта | №6 | Задание учащимся: разбить тему на подтемы | Выдвижение и выбор тем для индивидуальных исследований | №7 | Обсуждение плана работы в группах | Обсуждение плана работы в группах | 2 этап работы над проектом | №1 | Вступительное слово учителя | Дети внимательно слушают | №2 | Комментарии к оцениванию творческих работ | Запись критериев на отдельном листочке (сдать листочки в конце урока) | | Оценивание работ учащихся | Выступление команд | №3 | Комментарии к решению проблемных вопросов | Ответы учащихся | №4 | Комментарии к решению частных вопросов | Ответы учащихся | №5 | Комментарии к заполнению сравнительной таблицы | Заполнение сравнительной таблицы | №6 | | Самостоятельная проверка сравнительной таблицы | №7 | Комментарии к решению КОЗ | Деление по группам | №8 | Комментарии к оцениванию КОЗ | Представления ребят | №9 | Комментарии к решению КОЗ | Деление по группам | №10 | Комментарии к решению КОЗ | Выступление ребят | рефлексия | Комментарии к заполнению анкеты | Заполнение анкеты | Работы учеников. Визитная карточка Автор предлагаемой разработки учебного занятия | Фамилия, имя, отчество автора (полностью): Гердт Светлана Валерьевна Город (село), район: с. Высотино, Сухобузимского района Номер и название школы: МОУ "Высотинская сош | Предмет, в рамках которого разрабатывается учебное занятие | литература | Возраст учащихся (класс) | 11-13 лет, 6 класс | Каким пунктам тематического плана школьного предмета соответствует разрабатываемое учебное занятие | Мир путешествий и приключений | Проблемные места, возникающие при изучении этой темы | Навыки самостоятельной деятельности развиты не на достаточном уровне; Не все дети умеют сотрудничать друг с другом, работать в группе (умение слушать, воспринимать, отстаивать свою точку зрения, передавать материал); Недостаточное умение оценивать свою работу в группе и работу товарища; Недостаточное умение выбирать нужную информацию; Неумение представлять свою работу, отстаивать собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы; Недостаточная мотивация учащихся к учебной деятельности; Недостаточное умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному. | Прожектные идеи, с помощью которых можно решить одну из выбранных проблем. | Организовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся в группах для обобщения и систематизации знаний, используя экспериментальный опыт, ИКТ технологии. Подвести учащихся к пониманию "приключенческой литературы". | Обоснование выбора одной из прожектных идей через анализ реальной ситуации, в которой предстоит реализовывать разработанное учебное занятие. | Используя экспериментальную работу, вовлечь детей; в классе дети разного уровня, с разными способностями, создавая ситуацию успеха, повысить интерес к предмету | Тема учебного занятия | Приключенческая литература в нашем чтении | Цели учебного занятия и задачи, позволяющие достичь поставленные цели | Цели: Через исследовательскую и проектную деятельность учащихся, используя экспериментальный опыт, ИКТ технологии, понять отличие "приключенческой литературы" от литературы других жанров. Задачи: - Выявить особенности приключенческой литературы, используя предложенные источники информации.
- Провести опрос населения на тему: "Читаете ли вы приключенческую литературу".
- Оформить результаты исследовательской работы с использованием ИКТ.
- Используя аннотации произведений, оформить сравнительную таблицу.
| Планируемый конечный результат (с позиции компетентностей, формируемых у школьников) | - создание документа
- создание презентации
- умение задавать вопросы и отвечать на них
| Перечень критериев/инструментов проверки достижения планируемых результатов | Оценка презентации: - Интересный материал
- Красивое оформление
- Логичность подачи материала
- Подача презентации
Оценка устных выступлений: - Четкая, понятная речь
- Правильная подача материала
- Выразительность, эмоциональность
Понравилась ли такая форма работы? Предложите свою тему для проекта Твои вопросы по проекту Оцени свою работу в проекте | Время, необходимое для реализации учебного занятия | 2 часа | Требуемые ресурсы (человеческие и технические) | Учащиеся; компьютер; фотоаппарат; видеокамера | Исполнители | Учитель; ученики | Самостоятельная деятельность учащихся в предлагаемом учебном занятии | Поиск информации по теме и представление результатов в виде выступлений | Перечень прилагаемых к учебному занятию дидактических материалов | Триада вопросов Основополагающий вопрос - Как приключенческая литература влияет на нашу жизнь? Проблемные вопросы учебной темы: - Что такое приключение?
- Почему возник жанр приключенческой литературы?
- Почему произведение Жюль Верна "Таинственный остров" относится к приключенческой литературе?
- Почему произведение Оскара Уайльда "Кентервильское привидение" относится к приключенческой литературе?
- Почему в поединке между привидением и мальчиками победителями стали последние? (по произведению Оскара Уайльда "Кентервильское привидение")
В чем заключается отличие приключенческой литературы от литературы других жанров? Частные вопросы: - Необходимо ли человеку чтение?
- Кто из писателей писал в жанре приключенческой литературы?
- Какую литературу можно назвать приключенческой?
- Произведение какого писателя (приключенческая литература) вас больше заинтересовало?
- Какое произведение считают одним из самых популярных "робинзонад"?
- Назовите главных героев произведения Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"
- Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) (коммуникативная компетентность; публичное выступление; 2 уровень)
Представьте, что вы в Кентервильском замке Вы: один из близнецов; мисисс Отис; Вашингтон; Вирджиния; Расскажите свою историю встречи с привидением, основываясь на события в рассказе (1 рассказывает - остальные слушают, комментируют, добавляют); Презентуйте придуманный миф в форме небольшого представления; Выступление 3-5 минут. Будьте готовы ответить на вопросы. Критерии оценивания: - Соответствие тематике
- Композиционная законченность
- Выдержанный регламент
- Использование вербальных средств (интонация, связующие слова)
- Использование невербальных средств (жесты, мимика) (информационная компетентность; извлечение первичной информации; 1 уровень)
Прочитайте отрывок . Как бы вы назвали данный отрывок? О каком событии говорится? Что предшествовало данному событию? Какова развязка события? Все были крайне встревожены и не знали, что предпринять, когда вдруг мистер Отис вспомнил, что позволил цыганскому табору остановиться у него в поместье. Он тотчас отправился со старшим сыном и двумя работниками в Блэкфельский лог, где, как он знал, стояли цыгане. Маленький герцог, страшно взволнованный, во что бы то ни стало хотел идти с ними, но мистер Отис боялся, что будет драка, и не взял его. |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|