Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
"Если в сердце нет любви…" Урок внеклассного чтения по современной русской литературе в 11-м классе по повести В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

"Если в сердце нет любви…" Урок внеклассного чтения по современной русской литературе в 11-м классе по повести В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.01.27
Просмотров: 972

Пилипчук Жанна Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  1. Познакомить учащихся с личностью и творчеством писательницы Виктории Токаревой.
  2. Раскрыть нравственные проблемы, которые волнуют героев произведения.
  3. Воспитывать нравственные чувства учащихся.

Эпиграф:

Если в сердце нет любви, человек мёртв. Живым он только притворяется.
В. Токарева.

Оформление: Портрет писательницы, выставка книг, высказывания о В. Токаревой, музыка.

Высказывания:

«У Токаревой нет плохих рассказов. У неё есть только хорошие, очень хорошие и блестящие».
Ю.Нагибин.

«Какое доброе дарование! Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо».
Ф.Феллини.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

В 10 классе мы изучали литературу 19 века, который считается «золотым веком».

Это не случайно. Те проблемы, которые волновали писателей-классиков, те ценности, к которым они обращались, являются вечными, общечеловеческими. Они не утратили своего значения и в наши дни.

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы обратимся к творчеству современной русской писательницы В. Токаревой. Запишите тему урока. (Включается музыкальный фрагмент из кинофильма «История любви»).

Я не случайно включила эту музыку. Тема любви является основной в творчестве писательницы.

2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся обмениваются впечатлениями о прочитанной повести.

3. Сообщение учащегося о жизни и творчестве писательницы.

Детство и юность В. Токаревой прошли в Ленинграде, где она поступила в музыкальное училище. Потом училась в институте кинематографии в Москве и стала сценаристом. Первый рассказ «День без вранья» был напечатан в журнале «Молодая гвардия» в 1961 году. Рассказ вышел в июле, а в августе она была уже знаменитой. Время от времени её рассказы появлялись в ведущих журналах: «Юность», «Новый мир». Печаталась она редко, её книги выходили раз в пять лет.

Во время застоя В. Токарева много работала в кино. Её фильм «Джентльмены удачи» вышел в конце 1972 года. Люди покупали билеты с рук, переплачивая в десять раз.

Виктория Токарева является членом Союза писателей и Союза кинематографистов. Один за другим выходят фильмы: «Мимино», «Шляпа», «Шла собака по роялю».

Писательница воспринимает жизнь как благо, считает себя баловнем судьбы. Книги её появились в Италии, Франции, Германии, Японии. Сейчас писательница продолжает литературную работу и создаёт новые произведения.

4. Чтение высказываний о В.Токаревой. (Написано на доске).

«В её произведениях есть материнское мягкосердечие и материнский оптимизм. События, которые происходят вокруг героя, мы переживаем, как собственный опыт».

Макико Ояма, Япония.

Сейчас появилось много изданий произведений писательницы. Это повести, рассказы, книга киносценариев. Все её книги учат добру и любви. Токарева обращается к тем проблемам и традициям, которые существовали в литературе 19 века.

Одним из лучших произведений писательницы считается повесть «Я есть. Ты есть. Он есть».

(Запись эпиграфа урока: «Если в сердце нет любви, человек мёртв. Живым он только притворяется».)

5. Работа с эпиграфом.

- О какой любви идёт речь?

(ЛЮБОВЬ к сыну, к матери, к женщине, к ближнему).

- Какая же любовь может сделать человека счастливым? На этот вопрос мы постараемся ответить, проанализировав повесть.

6. Определение темы и проблемы повести.

- Какова тема повести?

(Изображение сложных отношений между членами семьи)

- Какие проблемы волнуют автора?

( Проблема «отцов и детей», проблема сострадания, проблема греха-покаяния, проблема ответственности).

Проблемная ситуация урока:

- Почему повесть так названа?

- Какие изменения произошли в душе героини?

7. Сообщение учащегося. Краткое содержание повести.

8. Работа в группах. Решение проблемных вопросов, исследование и анализ текста.

(каждая группа получает карточку с вопросами)

1 группа АННА – ОЛЕГ

- Было ли взаимопонимание между матерью и сыном в семье?

- Из-за чего возник конфликт между Анной и Олегом?

- Как разрешается этот конфликт?

2 группа АННА – ИРОЧКА

- Как относилась Анна к Ирочке с самого начала?

- Какое событие стало переломным в их отношениях?

- Чем жертвует Анна ради спасения Ирочки и почему?

3 группа ИРОЧКА – ОЛЕГ

- Что можно сказать о характере Олега?

- Как оцениваете его отношение к женщинам?

- Счастлив ли Олег?

( Выводы: Анна любила эгоистично, для себя. Она не хотела ни с кем делить сына, подавляла его, ждала от сына такой же самоотдачи. По мнению писательницы, в жизни действует закон бумеранга. Родительская любовь не возвращается обратно, движется в одну сторону, к детям.)

9. Решение проблемной ситуации.

- Каков смысл названия повести?

Сначала было так:

Я – Анна

Ты – Олег

Он – муж, свекровь, второй ребёнок, люди

(После возвращения Ирочки из больницы изменилось отношение Анны к ней: ненависть и ревность перешли в Сострадание. Анна по –другому смотрит на неё и берёт на себя ответственность за жизнь другого человека. Анна жертвует своим покоем , но обретает гармонию с миром. Она спасает Ирочку от физической смерти, а Ирочка Анну - от духовной.

Теперь стало так:

Я – Анна

Ты – Ирочка, собака, природа, БОГ.

Он - Олег

(Олег привык пользоваться всем, ничего не давая взамен. Он идёт по пути наименьшего сопротивления, даже не пытается примирить Ирочку с матерью. Он чувствует свою незащищённость в этом мире и «прикрывается» женщинами. Всё это приводит Олега к опустошению души,)

10. Работа с этимологией имён.

Анна ( др.-евр.) «благодать».

Ирина ( греч.) «мир»

Травник Хабаров называет Ирочку ангелом, взявшим на себя зло мира.

11. Особенности стиля писательницы.

А) Внутренние монологи.
Б) Вставные эпизоды.
В) Изображение душевного состояния героя ДО и ПОСЛЕ важного события ( как у Достоевского).
Г) Выделение курсивом слов или частей слов.
Д) Открытый финал.

12. Рефлексия. Подведение итогов урока.

По мнению автора, именно любовь ко всему живому делает человека счастливым и даёт смысл человеческой жизни. Главная героиня приходит к осознанию одной из заповедей: «Возлюби ближнего своего».


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21