Преподавание литературы Урок по рассказу И.А. Бунина "Лапти" (7-й класс) по технологии РКМNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.01.17 Просмотров: 1881 Литвинюк Лариса Федоровна, учитель русского языка и литературы Рассказ И.А. Бунина «Лапти» можно предложить учащимся для внеклассного чтения. Текста в учебнике-хрестоматии нет. Правда, текст рассказа размещен в «Сборнике текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 кл.» в разделе «Тексты для подробного или сжатого изложения» № 5 (М., 2004). Возможно, стоит рассказ прочитать и обсудить на уроке. Предлагаю сделать это по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тип урока: работа с художественным текстом. Основной методический прием – «чтение с остановками». Суть приема состоит в том, что каждый раз в момент остановок учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета, то есть выступают в своем роде соавторами писателя. Однако, познакомившись со следующим фрагментом текста, те учащиеся, версии которых не совпали с авторской, должны спокойно отказаться от своей точки зрения. Технологическая карта урока выглядит так:
Подготовка к уроку.
Ход урока Стадия вызова. Вопрос к аудитории: - Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе, который называется «Лапти»? (Примечание. Можно задавать на каждой остановке от одного до трех вопросов, но я задаю один и тот же для того, чтобы очевиднее стала для слушателей динамика изменений их предложений). Дети предлагают свои варианты ответов. Составляем из них первую колонку вариантов предложений: «Речь пойдет о крестьянской жизни». «О том, как плетут лапти» и «как их правильно носить». «Случай о том, как лапти пропали странным образом» или «кто – то потерял лапти». После этого учащиеся приступают к чтению рассказа до того места, где предполагается сделать остановку. (Чтение вслух, про себя, вполголоса). Первая часть текста. «Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие–то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, – от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?». Стадия осмысления и стадия вызова. Первая остановка в чтении и беседа. Это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста. Учитель. Совпали ваши версии с авторским вариантом? Как на самом деле развивается сюжет? - Речь идет о больном мальчике. Врач не может приехать из-за пурги. - Мать в отчаянии: ребенок на грани жизни и смерти, он бредит. Учитель. Как вы теперь полагаете, о чем пойдет рассказ? На доске составляется вторая колонка предположений: «Мать сделает что-то, что спасет ребенка». «Случится чудо». «Пурга вдруг закончится и приедет врач». Вторая часть текста. «Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: - Ну что, барыня, как? Не полегчало? - Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит… - Лапти? Что за лапти такие? - А Господь его знает. Бредит, весь огнем горит… Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо: - Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. - Как добывать? - В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело. - Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти! Еще подумал. - Нет пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. На кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался, взял в руки кнут, и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Стадия осмысления и стадия вызова. Вторая остановка в чтении и беседа. - Нефед решил выполнить желание мальчика, потому что этого душа просила. Для этого пошел в соседнее село один, не боясь пурги. Учитель. Как вы теперь полагаете, о чем пойдет рассказ? Заполняем первую колонку предложений: «Нефед вернется, принесет лапти». «Нефед придет с врачом». «Пока Нефед ходит, ребенку станет легче». Третья часть текста. «Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если Бог донес. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: - Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь: - Господи, помоги! Господи, защити! Стадия осмысления и стадия вызова. Третья остановка в чтении и беседа. - Нефеда нет всю ночь. Что-то случилось. Мать просит защиты у Бога. Мальчику совсем плохо. Страшно. Учитель. Как вы теперь думаете, о чем пойдет речь? Заполняем вторую колонку предложений: «Утром все изменится». «Пурга утихнет». «Придет Нефед». Четвертая часть текста. «А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно». Стадия осмысления и стадия вызова. Четвертая остановка в чтении и беседа. - Утро наступило. Пурга не утихла, но все-таки кто-то добрался. Версии детей как будто совпали с тем, о чем пишет автор. Учитель. Как вы теперь думаете, о чем пойдет речь? Заполняем вторую колонку предложений: «Наверно, приехал Нефед и привез врача, который вылечит ребенка». «Приехал человек, который спасет мальчика (спаситель)». «Молитвы матери дошли до Бога: случайно забрел человек, который оказался врачом». « Никто не стучал, просто показалось». Чувствуется ожидание счастливого финала. Последнюю часть текста лучше прочитать учителю. Четвертая часть текста. «Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело,- белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, и сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек… Тем только и спаслись – поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье… За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином». Тишина в классе. Никто не ожидал такой драматической развязки. И все же задаю детям тот же самый вопрос. - Нефед замерз, но он достал лапти. - Мужики заблудились, но нашли замерзшего Нефеда и так спаслись сами. Стадия рефлексии. Текст разделен на 5 частей, и каждый раз учащиеся выдвигают свой версии сюжета. После того как прочитана заключительная часть текста, наступает последняя стадия – рефлексия. Можно развернуть обсуждение способности человека к самопожертвованию на примере поступка Нефеда. Примерные вопросы:
Далее предлагаю письменно ответить на вопросы различной сложности. Учитель.
Ответы детей.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |