Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Открытый урок по чтению с использованием ИКТ в 4-м классе. А.Куприн. "Слон"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Открытый урок по чтению с использованием ИКТ в 4-м классе. А.Куприн. "Слон"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.01.14
Просмотров: 1913

Чебакова Людмила Петровна, учитель начальных классов

Цель: воспитывать доброту силой художественного слова.

Задачи:

  • совершенствовать навыки анализа художественного теста, опираясь на поставленные вопросы.
  • укрепить навыки выборочного пересказа;

Оборудование:

  • экран;
  • проектор;
  • слайды;
  • рисунки учащихся;
  • словарь Ожегова.

Ход урока

I. Подготовительная беседа.

Презентация.

Начнем урок литературного чтения с рассмотрения картины слона. (Слайд №4).

- Что вы можете сказать о слоне? Какой он?

Мы недавно посетили выставочный центр “Радуга”. (Слайд№5). Побывали в зале индийской культуры. Нам много рассказывали о слонах.

- Что вы помните из этого рассказа?

- Что значит дарить фигурки слонов? Сколько их должно быть?

- Какой комплимент женщине в Индии считается наивысшим? (Пройтись походкой слона.)

Вывод: Слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу.

На уроке ИЗО мы рисовали слона.

- Какие чувства вы испытывали, оформляя свои рисунки?

- В каких крылатых выражениях используется слово “слон?” ( Слайд №6)

Крылатые выражения:

- Слона - то не приметить;

- Слон в посудной лавке;

- Делать из мухи слона;

- Как слон.

Объяснение крылатых выражений: (Слайд №7)

- Слона-то и не приметить - не заметить главного.

- Слон в посудной лавке - о большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди хрупких вещей.

- Делать из мухи слона – придавать чему-либо незначительному большое значение.

- Как слон - неуклюж, громоздок, неповоротлив.

II. Постановка учебной задачи.

1. Тема сегодняшнего урока рассказ А. Куприна “Слон”. (Слайд №8”).

Это художественный рассказ. Художественный рассказ - это описание, выражение своих чувств ко всему происходящему.

К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать этот рассказ.

- Какие непонятные слова встретились вам во время чтения?

2. Давайте посмотрим словарь толкований. (Слайд №9).

Словарь толкований:

- Гостиная - комната для приема гостей.

- Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты.

- Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.

- Публикум, или публика- люди в качестве зрителей, слушателей.

- Попона - покрывало, укрывающее спину, туловище.

- Равнодушно - безразличный, безучастный к людям, к окружающим.

- Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.

- Фисташки - зеленоватые съедобные орехи.

3. После прочтения этого рассказа изменилось ли ваше представление, отношение к слону? (Слайд №10)

4. Задача сегодняшнего урока постараться понять внутренний мир человека, его чувства и переживания, его мечты и надежды, мир его воображения. Ведь человеческая душа - самая большая загадка литературы. (Слайд № 11)

III. Анализ прочитанного.

1. Беседа по вопросам:

- Как вы думаете, могло ли быть то, о чем рассказывает А. Куприн?

Что кажется вам более невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?

- Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?

(Речь идет о здоровье, и даже жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки.)

- Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких? (Слайд №12)

(Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей.) (Слайд № 13)

2. Выборочное чтение.

- Желание маленькой девочки Нади увидеть слона- это каприз или мечта? Доказывай свое мнение, обращаясь к тексту.

Вывод: Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.

- Найдите и прочитайте описание слона.

Вывод: Кто же так внимательно рассматривает слона? Надя? Автор?

(Поскольку слон сравнивается с изображением на картине, которую Надя видела, сопоставляется размеры слона с высотой двери, длиной столовой - можно заключить, что это именно взгляд Нади.)

- Как девочка понимает “ дружбу со слоном?

(Дружба для Нади - это проявление уважения. Она называет слона на “Вы”, интересуется именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждет, пока его покормят булками, ее желание все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером.)

IV. Работа в группах.

(Слайд № 14)

- Подготовьте краткий или выборочный пересказ.

1 гр. – пересказ от имени Нади.

2 гр. – пересказ от имени Слона.

3 гр. – пересказ от имени отца.

4 гр. – пересказ от имени хозяина зверинца.

V. Отчеты групп. Обсуждение.

- С каким произведением близок этот рассказ? Почему? ( “Синяя птица”. Выздоровление девочки – это символ того чуда, которое может сотворить любовь: любовь и бескорыстие другого человека. А Надя выздоравливается в результате проявления родительской любви. Слон оказался тем самым большим и умным другом, в котором она так нуждалась: сила очень яркого впечатления, силой настоящей и искренней привязанности поднимает Надю на ноги.)

VI. Фронтальная работа.

- О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство! (Слайд №15)

- Встаньте, пожалуйста, кто считает, что это о родительской любви. И те, кто считает, что это о сбывшейся мечте.

- Обоснуйте своё мнение.

- Как вы думаете, а доброта присутствует в этом рассказе?

- А легко ли быть добрым?

- Подберите смысловые ассоциации к слову “добро”.

- Что оно в себя включает?

Давайте посмотрим, что получилось у меня. (Слайд № 16)

Добро – это:

  • красота
  • душевность
  • ласка
  • тепло
  • счастье
  • веселье
  • жизнь
  • отзывчивость
  • любовь
  • праздник
  • мама
  • смех
  • улыбка
  • семья

- Какие понятия подходят к нашему рассказу? Почему?

VII. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Хочется ли вам ещё раз перечитать этот рассказ?

Уверена, что вы откроете для себя что-то новое, то, что не увидели при первом чтении. Дома разделить рассказ на части и составить план. (Слайд №17)

Мечта шестилетней девочки Нади сбылась.

- А о чем мечтаете вы?

Уверена, если очень верить в мечту, стремиться к неё, не лениться, сбудутся и ваши мечты.

VIII. Рефлексия.

- За что вы можете себя похвалить в данный момент?

Презентация.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21