Преподавание литературы Открытый урок по чтению с использованием ИКТ в 4-м классе. А.Куприн. "Слон"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.01.14 Просмотров: 1957 Чебакова Людмила Петровна, учитель начальных классов Цель: воспитывать доброту силой художественного слова. Задачи:
Оборудование:
Ход урока I. Подготовительная беседа. Начнем урок литературного чтения с рассмотрения картины слона. (Слайд №4). - Что вы можете сказать о слоне? Какой он? Мы недавно посетили выставочный центр “Радуга”. (Слайд№5). Побывали в зале индийской культуры. Нам много рассказывали о слонах. - Что вы помните из этого рассказа? - Что значит дарить фигурки слонов? Сколько их должно быть? - Какой комплимент женщине в Индии считается наивысшим? (Пройтись походкой слона.) Вывод: Слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу. На уроке ИЗО мы рисовали слона. - Какие чувства вы испытывали, оформляя свои рисунки? - В каких крылатых выражениях используется слово “слон?” ( Слайд №6) Крылатые выражения: - Слона - то не приметить; - Слон в посудной лавке; - Делать из мухи слона; - Как слон. Объяснение крылатых выражений: (Слайд №7) - Слона-то и не приметить - не заметить главного. - Слон в посудной лавке - о большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди хрупких вещей. - Делать из мухи слона – придавать чему-либо незначительному большое значение. - Как слон - неуклюж, громоздок, неповоротлив. II. Постановка учебной задачи. 1. Тема сегодняшнего урока рассказ А. Куприна “Слон”. (Слайд №8”). Это художественный рассказ. Художественный рассказ - это описание, выражение своих чувств ко всему происходящему. К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать этот рассказ. - Какие непонятные слова встретились вам во время чтения? 2. Давайте посмотрим словарь толкований. (Слайд №9). Словарь толкований: - Гостиная - комната для приема гостей. - Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты. - Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи. - Публикум, или публика- люди в качестве зрителей, слушателей. - Попона - покрывало, укрывающее спину, туловище. - Равнодушно - безразличный, безучастный к людям, к окружающим. - Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком. - Фисташки - зеленоватые съедобные орехи. 3. После прочтения этого рассказа изменилось ли ваше представление, отношение к слону? (Слайд №10) 4. Задача сегодняшнего урока постараться понять внутренний мир человека, его чувства и переживания, его мечты и надежды, мир его воображения. Ведь человеческая душа - самая большая загадка литературы. (Слайд № 11) III. Анализ прочитанного. 1. Беседа по вопросам: - Как вы думаете, могло ли быть то, о чем рассказывает А. Куприн? Что кажется вам более невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону? - Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки? (Речь идет о здоровье, и даже жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки.) - Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких? (Слайд №12) (Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей.) (Слайд № 13) 2. Выборочное чтение. - Желание маленькой девочки Нади увидеть слона- это каприз или мечта? Доказывай свое мнение, обращаясь к тексту. Вывод: Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке. - Найдите и прочитайте описание слона. Вывод: Кто же так внимательно рассматривает слона? Надя? Автор? (Поскольку слон сравнивается с изображением на картине, которую Надя видела, сопоставляется размеры слона с высотой двери, длиной столовой - можно заключить, что это именно взгляд Нади.) - Как девочка понимает “ дружбу со слоном? (Дружба для Нади - это проявление уважения. Она называет слона на “Вы”, интересуется именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждет, пока его покормят булками, ее желание все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером.) IV. Работа в группах. (Слайд № 14) - Подготовьте краткий или выборочный пересказ. 1 гр. – пересказ от имени Нади. 2 гр. – пересказ от имени Слона. 3 гр. – пересказ от имени отца. 4 гр. – пересказ от имени хозяина зверинца. V. Отчеты групп. Обсуждение. - С каким произведением близок этот рассказ? Почему? ( “Синяя птица”. Выздоровление девочки – это символ того чуда, которое может сотворить любовь: любовь и бескорыстие другого человека. А Надя выздоравливается в результате проявления родительской любви. Слон оказался тем самым большим и умным другом, в котором она так нуждалась: сила очень яркого впечатления, силой настоящей и искренней привязанности поднимает Надю на ноги.) VI. Фронтальная работа. - О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство! (Слайд №15) - Встаньте, пожалуйста, кто считает, что это о родительской любви. И те, кто считает, что это о сбывшейся мечте. - Обоснуйте своё мнение. - Как вы думаете, а доброта присутствует в этом рассказе? - А легко ли быть добрым? - Подберите смысловые ассоциации к слову “добро”. - Что оно в себя включает? Давайте посмотрим, что получилось у меня. (Слайд № 16) Добро – это:
- Какие понятия подходят к нашему рассказу? Почему? VII. Подведение итогов. Домашнее задание. - Хочется ли вам ещё раз перечитать этот рассказ? Уверена, что вы откроете для себя что-то новое, то, что не увидели при первом чтении. Дома разделить рассказ на части и составить план. (Слайд №17) Мечта шестилетней девочки Нади сбылась. - А о чем мечтаете вы? Уверена, если очень верить в мечту, стремиться к неё, не лениться, сбудутся и ваши мечты. VIII. Рефлексия. - За что вы можете себя похвалить в данный момент? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |