Преподавание русского языка Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Имя прилагательное. Обобщение изученных знаний" (6-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.01.14 Просмотров: 905 Колесова Елена Григорьевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование: презентация. Ход урока Организационный момент (Слайд 1) Слово учителя. Сегодняшний урок необычный. Я приглашаю вас совершить путешествие во времени. Сегодня мы побываем в гостях у С.А. Есенина, одного из самых любимых и читаемых поэтов России. (Слайд 2) Мы вспомним лишь некоторые факты его биографии. Стихотворения помогут повторить факты из жизни имен прилагательных: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Мы постараемся выяснить, какова роль прилагательных в речи. Запишем тему урока, имя поэта и дату жизни (1895-1925 гг.). Основная часть (повторение пройденного) Знакомство с биографией поэта С.А.Есенин вошел в литературу как поэт-лирик, «самобытный», яркий и неповторимый, в творчестве которого нашли отражение важнейшие события современности. Трудный и противоречивый путь России, которую поэт безумно любил, вера в человека, его великое будущее. В его поэзии выявились черты национального характера народа – его сила, сердечность, душевная неуспокоенность, любовь ко всему родному и близкому. Точное и глубокое определение личности и творчества С.Есенина дал М.Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком». Лирике поэта свойственны напевность, мелодичность. Работа над стихотворением С.Есенина «Поет зима – аукает» (Слайд 3)
Природа для Есенина была живым существом, он поклонялся миру природы. Беседа по вопросам - Сколько строф? - Каково настроение после прочтения? - Какие образные средства использует автор? (эпитеты – мохнатый лес, седые облака, шелковым ковром, нежные пташки и др.; метафора – вьюга стучит, весна – красавица и др.; олицетворение – зима поет, вьюга злится и др.; сравнения - воробышки игривые, как детки сиротливые). Запишите первую строфу, поставьте недостающую запятую, объясните её, какова её роль. - Назовите прилагательные в этой строфе. - Что обозначают имена прилагательные? - Какова их синтаксическая роль? Сделайте вывод, какими членами предложения могут быть прилагательные. Определить род, число, падеж имен прилагательных в первой строфе. Индивидуальные задания Выписать словосочетания прилагательное + существительное из всего стихотворения, определить род, число, падеж. Найдите краткую форму прилагательного (2 строфа – холодна) Как изменяются краткие прилагательные, каким членом предложения являются. Работа со стихотворением С.Есенина (Слайд 4)
- Как можно было бы его озаглавить? Почему? - Вспомните разряды имен прилагательных? - Выпишите прилагательные в два столбика – качественные и относительные. - Разобрать морфологически прилагательное родной (край). - Определить вид первого предложения, схему начертить. Итог урока С юных лет поэт пишет о стране «березового ситца», шумных зеленых дубравах, необъятной небесной сини, о серебряной луне. Мир природы наполнен красками, движением, звуком. Земля, небо, деревья «говорят» на языке поэта. Через конкретные образы родной природы передает поэт чувство безграничной любви к Родине.
В стихах звучит не только признание в любви к Родине, но и «выражается вера в человека, в его будущие великие дела». Домашнее задание а) Сочинить миниатюру «Встреча с Есениным». б) Найти и выписать изобразительные средства в стихотворении «Топи да болота». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |