Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы в 10-м классе по теме "Теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в "петербургских углах"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 10-м классе по теме "Теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в "петербургских углах"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.01.04
Просмотров: 1334

Шаламова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Обучающая цель: закрепление материала по роману, проверка степени усвоения.

Развивающая цель: развитие логического мышления, умение сравнивать, обобщать, доказывать.

Воспитательная цель: донести мысль о высшей ценности и святости человеческой личности, о нравственных ценностях романа и его главного героя.

Здоровьесберегающая цель: обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся.

Проблема: Возможно ли делать добро людям с помощью преступления?

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Эпиграф:

Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы.

Д.С. Мережковский

I. Учитель

Чтение эпиграфа.

Мы учимся у героев книг думать, искать, жить по совести. Для Достоевского законы нравственности и совесть – основы основ поведения человека – высшие ценности.

1. Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова. Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Какова теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в “петербургских углах”? Теория связана с преступлением, поэтому главная проблема: возможно ли делать добро людям с помощью преступления?

2. Раскольников, действительно, находится как бы между двумя полюсами. Сострадание к людям чередуется в душе героя с приступами гордыни. Это внутреннее противоборство, а внешнее – это метание между знакомыми и родными. Что одержит победу? С чем труднее справиться: со злом внешним или врагом внутри себя? Можно ли логически оправдать принцип “добра” или “зла”?

3. “О, если бы я был один и никто не любил меня, и я никого не любил! Не было бы всего этого”, – размышляет Родион Раскольников в конце романа. Следовательно, как это ни парадоксально, одним из мотивов, приведших его к преступлению, была его любовь к людям, желание стать “спасителем человечества”.

Каковы же причины, побудившие Раскольникова совершить преступление?

Фрагмент фильма “Преступление и наказание” (теория Раскольникова) и обсуждение сцены

Ученики:

Скорбь за страдающее человечество и толкает Раскольникова на преступление. Автор напоминает об этом снова и снова, “О, если б я был один и никто не любил меня и сам бы я никого не любил! Не было бы всего этого”, – думает герой.

Из этих слов видно, что перед нами гуманный, сострадательный, но запутавшийся человек.

Мне кажется, что он – страдалец за человечество. Он своего рода бунтарь, не желающий мириться с несправедливыми законами общества.

Я не согласен с этим мнением. Главное, он хотел проверить себя, свою теорию, согласно которой делил человечество на два разряда: “тварей дрожащих”, способных к подчинению, и “право имеющих”, особенных людей, которым все дозволено. Им овладела гордыня, желание испытать себя: кто он – “тварь дрожащая” или “право имеет”? Он испытал себя, теория его потерпела крах. Он – неудавшийся Наполеон.

Герой испытывает страдание при виде бедствий окружающих людей и в то же время поглощен своей болезненной идеей – страстью, которая приводит его в конце концов к раскаянию, поэтому он – страдалец за человечество и “неудавшийся Наполеон”.

Учитель:

“Вошь ли я, как все, или человек?”- спрашивает себя Раскольников; что вы слышите в этих словах: любовь к людям или презрение к ним? Верил ли герой в человека?

Ученики:

Раскольников хочет осчастливить все человечество. Он не приемлет законов общества, основанных на кровопролитии и стремится принести благо людям, значит, он любит людей. Помогает семье Мармеладова, вступается за пьяную девушку. Да, он верит в человека. Он исполнен сочувствия к людям.

Я не согласен с тем, что он верит в человека, да, он помогает бедным, униженным и оскорбленным, таков и он сам – беден, унижен и оскорблен – но если бы он верил в неограниченные возможности человека, который может преобразовать данную жизнь и сделать её прекрасной (“красота спасет мир”), то он сделал бы это не через преступление. “Кровь по совести” оправдать нельзя. ради борьбы за лучшее будущее нельзя вступить на путь насилия. У героя нет гармонии в душе, а чувствуется раздвоенность личности. Недаром автор наделил его фамилией Раскольников.

Учитель:

Возможно ли сочетать стремление к власти над людьми с любовью к людям? Если цель благородна, то любые ли средства для её достижения хороши? Может быть, Раскольников был преступником по сути?

Ученики:

Сначала Раскольников приходит к выводу, что миром правит зло, муки хороших, но беззащитных людей неизбывны. Следовательно, всеобщему злу нужно противопоставить такое же зло, только меньшее. Он не хочет понимать, что сочетать любовь к людям со стремлением к власти над ними нельзя, хотя изначально он преступником не был. Постепенно он приходит в себя. И внезапно понимает, что пролитая кровь словно отделила его от всех людей, начинает задумываться о моральной казни – это первый шаг на пути к воскрешению.

Учитель:

Почему преступление Раскольникова не принесло никакого блага ни людям, ни ему самому? В чем беда и в чем вина героя?

Ученики:

Самое святое на земле, высшая ценность – это человеческая жизнь, и никто не вправе покушаться на неё. “Не убий!” – гласит заповедь Закона Божия, согласно которому мы и должны выстраивать свою жизнь.

Всем ходом повествования писатель показывает, что одно преступление всегда влечет за собой и последующее. Нельзя построить жизнь по какой-то теории, пусть даже прекрасной

Если идея начинает овладевать человеком до такой степени, что он становится ее рабом, фанатиком, то это беда. Мания превосходства и вседозволенности неизбежно приводит к разрушению личности, губит человека. Вина в том, что он совершил преступление. Недаром литературовед К.В. Мочульский сказал, что это “демон, вселившийся в гуманиста”.

Раскольников – физиологический нормальный человек. И несомненно: нормальный человек и убийство – две вещи “несовместимые”. Но ведь об этом знают все нормальные люди и без романа! Зачем же нужен роман?

(ученица одной фразой завела всех в тупик, обозначила интригующую ловушку)

Учитель:

Там не менее роман успешно перекочевал из одного века в другой, хорошо чувствует себя в нем и даже претендует на такое же положение в веке следующем. Действительно, почему?

Так продолжилась исследовательская и творческая работа на уроке

Ученики:

Разгадка живучести этого романа в его эпилоге. Какие здесь вещие слова! Вот что говорит самому себе Раскольников уже на каторге: “Ну чем мой поступок кажется им так безобразен?” И далее он пытается самому себе доказать, что беда его вся в том, что он здесь, на каторге, а другим удалось все – таки остаться на свободе.

Да здесь даже о нас, о нашем времени есть.

- “Ты безбожник! Ты в бога не веришь!... Убить тебя надо …” Так говорят

герою люди, которые сами плоть от плоти преступного мира.

Ответ Достоевского ясен: все-таки “… он воскрес, и он знал это…, так как “под подушкой его лежало Евангелие”.

Учитель дает задание учащимся изобразить героя в форме кластера. В ходе обсуждения наилучшим был признан следующий вариант:

Учитель:

Одной из основных сцен в романе является сцена признания в преступлении Раскольникова Соне. Герой пересматривает и в конечном итоге отвергает все мотивы преступления.

Сцена признания в преступлении Раскольникова Соне в исполнении учащихся.

Обсуждение сцены:

Учитель: Почему Раскольников не может объяснить Соне мотивы убийства? Чем Правда в понимании Сони отличается от Правды в понимании Раскольникова? Почему все его объяснения кажутся несостоятельными? В чем проявляется слабость в поведении героя и сила – героини? Что помогло Соне одержать победу?

Ученики:

Может быть, потому, что она по своему интеллектуальному развитию не способна понять доводы мыслящего, высокого развитого человека?

Слова Родиона: “Эх, люди мы разные!” – выражают иное. Разница в том, что оба героя, переступившие нормы морали (не убий, не прелюбодействуй-заповеди Христа) совершили аморальные поступки из разных побуждений, так как у каждого свое понимание правды.

С точки зрения Сони объяснение простое:

“Ты был голоден? ты… чтобы матери помочь? Да?” Но он называет другие причины: хотел Наполеоном сделаться, помочь матери, сестре.

Но все доводы рассудка отпадают один за другим.

В словах Сони нет логики, расчета, аргументов, она лишь повторяет: … “…ох, это не то…”. Эти простые слова от доброго сердца поражают его. Он соглашается с ней: “Это все не то, ты справедливо говоришь”. Он чувствует в своем болезненном состоянии нелепость своего чудовищного эксперимента.

Автор меняет местами героев. Сначала резкий, самоуверенный, гордый Раскольников становится беспомощным, слабым, а тихая, робкая Соня обретает удивительную силу. Об этом говорят авторские ремарки, детали, тон голоса.

- А ведь ты права, Соня, – тихо проговорил он наконец.

Он вдруг переменился: выделанно-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел

Раскольников – как-то устало ответил он, с бессильною улыбкой, в каком-то бессилии дотащился он до конца.

Соня – воскликнула, вскочив, схватила, крепко стиснув (примеры… её приказы)

Что в этих глаголах мы слышим? Какова улыбка Раскольникова?

Улыбка Раскольникова – искривленная, странная, болезненная, появляется она с натугой, мукой…

Автор подчеркивает народную основу Сониной правды. Она велит ему принести покаяние перед оскверненной убийством матерью – землей и перед всем честным народом. Соня одерживает победу потому, что основа её – любовь. Любовь возвращает его к жизни.

“Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее”. Эта метафора- чувство “волной хлынуло” – говорит о большой силе любви.

Подведение итогов, обобщение. Ответ на проблему.

Когда же окончательно любовь к людям приходит к Раскольникову?

Когда он перестанет балансировать на грани между светом и тьмой, между закатом и восходом солнца?

Вывод Болезненное состояние Раскольникова уходит, наступает душевной покой, здоровье Учитель: возвращается . Проходят годы, десятилетия, жизнь летит стремительно, не исключено, что найдется человек, подверженный подобному безумству, который думает, что ему все дозволено. Человек! Остановись! Открой роман Достоевского, и ты поймешь, на что себя обрекаешь.

Рефлексия:

Урок достиг своей цели, учеников продолжают волновать проблемы, поставленные на уроке, причем уже независимо от текста романа, а исходя из собственного жизненного опыта; это были наблюдения, взгляды на мир и на себя в этом мире.

Заключение

Сложные и противоречивые проблемы для современного бытия поднял Достоевский.

Кому, как не старшеклассникам, постигать эти нравственные и философские материи. Школа просто обязана бережно и ответственно подвести учеников к восприятию и пониманию главных вопросов жизни.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21