Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок с использованием ИКТ "Урок письма. Письмо – это текст". 10-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок с использованием ИКТ "Урок письма. Письмо – это текст". 10-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 859

Пузикова Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Современный урок – это урок, ориентированный на воспитание развитой, культурной личности, способной общаться на всех уровнях и владеющей всеми речевыми жанрами в зависимости от коммуникативной задачи.

Данный урок русского языка, направленный на формирование коммуникативной компетенции, рекомендуется проводить как в 10-м классе, так и в 11-м в разделе “Текст как речевое произведение” по программе А.Д. Дейкиной.

Необходимость включения этого урока в курс русского языка продиктована неумением старшеклассников создавать адекватные коммуникативной ситуации речевые жанры, затруднением продуцировать такие тексты, как отзыв, письмо, выступление, устный или письменный доклад.

Чтобы сформировать механизм говорения и письма, нужно постоянно работать над умениями детей планировать и стилистически оформлять содержание высказывания. При этом необходимо знать и учитывать особенности речевых жанров. В методической литературе уже имеются рекомендации по обучению учащихся написанию реферата и по обучению школьников деловому письму. Возможно, данный урок окажется полезным и учителю.

Разработка урока

Эпиграф к уроку:

Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому.
Л.Н. Толстой

Цели:

  • сформировать коммуникативную компетенцию;
  • возродить российскую традицию эпистолярного жанра.

Приложение 1

Ход урока

Учитель. Человек создал язык, чтобы общаться с другими людьми. Он существует и выполняет свое назначение в речи в форме текстов. И обмен приветливыми репликами на ходу, и телефонный разговор, и стихотворение, и повествование, и ответ на уроке, и научный трактат, и газетная статья, и объявление на стенде, и реклама, и письмо – все это разные способы общения людей, и все это тексты.

Что же их объединяет? (Можно выслушать ответы детей.) Общим для них является связь текста с речевой ситуацией, с коммуникативным процессом. Текст создается говорящим или пишущим (адресантом) и адресован слушающему или читающему (адресату). В одних случаях говорящий и слушающий – это два конкретных человека, в других – автор текста, известный или неизвестный, адресует его определенному или воображаемому читателю – слушателю, одному или многим. Но в любом случае человек всегда создает текст для другого человека.

Итак, письмо – это текст. И на этом уроке вы сможете получить элементарное представление о письме как о тексте, его разновидностях и структуре.

Письмо – это один из самых древних видов письменного текста, с помощью которого люди во все времена обменивались информацией, мыслями и чувствами.

В словаре В.И. Даля письмо определяется как (зачитать) “грамотка, уведомление, сообщение на бумаге, лист, писанье, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому”.

Письмо считается важнейшим средством общения, поэтому оно должно быть понятным. А это значит, что текст письма (как и всякий текст) должен отвечать целому ряду требований: быть связным, логичным, последовательным и грамотным.

Давайте убедимся в том, что письмо – это действительно текст.

(На электронной доске размещен текст частного письма. Вопросы к учащимся ориентированы на определение текста.)

Вопрос: Чем же характеризуется письмо, чем оно отличается от других видов текста (речь идет о письме вообще)?

Риторический анализ

(Учащиеся делают выводы.)

Учитель. Правильно, письмо характеризуется прежде всего своей структурой. Независимо от вида письма оно начинается с обращения. Основная часть служит главной цели написания письма, то есть решает коммуникативную задачу: передать информацию, поздравить, поделиться мыслями или чувствами, поблагодарить, извиниться, воздействовать на адресата и т.п. Затем следуют концовка и подпись, дата и место написания, если их нет в начале письма.

У письма есть свои жанровые особенности. Они зависят от ситуации общения: официальной, неофициальной, деловой и дружеской. Деловое письмо имеет свои разновидности и структурные особенности, но это уже тема другого урока. Сегодня мы поговорим о письмах частных.

(Ученики знакомятся с текстом письма.)

Вопрос: О чем рассказало вам это письмо?

(Звучат ответы учащихся.)

Учитель. Частные письма несут всевозможную информацию: содержат наблюдения, размышления, впечатления, исповедь, выражают эмоции, передают бытовые и автобиографические сведения. Но при этом всегда проявляется авторская индивидуальность, личность пишущего выдвигается на первый план.

Вопрос: Умеете ли вы писать письма? Не напоминаете ли вы героев из рассказа Н. Носова “Автомобиль”?

Риторический анализ текста

Учитель. В старину у нас существовали так называемые письмовники. Они были очень популярны, так как содержали образчики писем на самые разнообразные темы.

(Заранее подготовившийся ученик дает историческую справку.)

Старейший печатный русский письмовник – “Приклады, како пишутся комплименты разные” (1708). В XIX веке также выходили руководства для писания писем, например, такие наставления содержит книга “Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной” (1881).

Подробным является письмовник А.Е. Крылова. На титульном листе книги написано: “Настольно-справочная книга. Толковый письмовник. Полное собрание всех актов, договоров, обязательств, прощений и писем на все случаи жизни с подробным наставлением, как их составлять, кому и когда подавать”./

Учитель. Частные письма, конечно, - дело личное. Единого рецепта нет. Но все-таки есть правила, которых обязан придерживаться всякий культурный человек.

Задание. Давайте попробуем составить современное краткое руководство по написанию частных писем. Как мы его назовем?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Давая советы, отразите в них свои представления о хорошем письме.

(Учащиеся предлагают свои советы, а один ученик набирает их на компьютере и транслирует текст на экран. Остальные переносят текст руководства в свои тетради.)

Примерный текст руководства:

  • Ответить на письмо нужно как можно быстрее.
  • Бумага для письма должна быть чистой, гладкой, аккуратно обрезанной.
  • В письме не должно быть помарок и грубых исправлений.
  • Письмо надо начинать с вежливого обращения и заканчивать добрыми пожеланиями.
  • Письмо должно иметь дату и подпись.
  • Тон и стиль письма зависят от возраста адресата и от ваших отношений с ним.
  • В письме нельзя употреблять шаблонных безвкусных выражений: “Лети с приветом – вернись с ответом” и т.д.
  • Письмо необходимо писать разборчиво и грамотно.
  • Если вы случайно забыли написать о чем-то, можете добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P.S., что означает: “после написанного”.

Задание: Прочитайте это письмо и, пользуясь руководством, скажите, какие в письме допущены ошибки?

(Ответы учащихся.)

Откройте учебник на стр. 43. Прочитайте текст упражнения № 41.

Текст упражнения:
Процесс создания текста – это всегда творчество, одновременно и радостное, и мучительное. Именно с этим связано понятие “муки слова”. Особенно это относится к началу текста (зачину). М. Горький говорил: “Труднее всего начало, именно первая фраза.

Она, как в музыке, дает тон всему произведению, и обыкновенно ее ищешь весьма долго…”

Вопрос: Согласны ли вы со словами М. Горького?

(Ответы учащихся.)

Познакомьтесь с отрывком из статьи А. Маркуши.

Борис смотрит в окно и грызет карандаш.

  • Ты чего?
  • Да вот сижу и не знаю, как начать: “Уважаемый Василий…” – так это же один смех. Или ещё пишут, я знаю: “Глубокоуважаемый…” А если “Дорогой друг”, так тоже чудно: я его не покупал ни за дорого, ни за дешёво. И вообще, какой он мне друг?
  • А ты кому пишешь?
  • Да парню одному. Прочитал в “Юном технике”, что он здорово делает модели, хочу кое-что узнать.
  • Ну, и напиши…

Учитель. Прочли? Попробуйте помочь человеку, подскажите ему начало. Обратите внимание на экран.

Текст можно начать:

  • с утверждения, которое является основой для дальнейшего рассуждения;
  • с изложения какого-либо факта;
  • с вопроса к адресату.

Задание выполняется с последующей проверкой.

Учитель. Вы заметили, наверное, что разные коммуникативные намерения требуют своих синтаксических средств, а именно:

  • чтобы начать речевое общение, употребляются обращения;
  • чтобы сообщить новую информацию, используются повествовательные предложения;
  • чтобы побудить собеседника к ответу или к другому действию, употребляются вопросительные и побудительные предложения.

Слово “письмо” происходит от греческого “эпистола”. И особый стиль, которым пишутся письма, называется эпистолярным.

Эпистолярный стиль отличается точным обозначением адресата, отражает сложное тонкое переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи. Для этого стиля характерны как непринужденная, так и официальная формы общения. Используются эпистолярные формулы, клише, вопросительные и восклицательные предложения. В эпистолярном стиле проявляются многообразие и единство авторского образа.

Века существует на земле эпистолярный стиль. Так же длинен путь эпистолярного жанра в литературе.

Вопрос: Какова же его история?

(Ученик дает историческую справку о развитии жанра.)

В античности письма сочинялись как литературное произведение. Провести четкую границу между частной перепиской и стилизацией под нее весьма трудно.

В XVII–XVIII веках форма эпистолярной литературы используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению.

Очерково-документальные “Письма русского путешественника” Н.М. Карамзина и письма из Франции Д.И. Фонвизина П.И. Панину положили начало освоению традиций эпистолярной литературы в России.

Учитель. В эпистолярную литературу входит и переписка выдающихся людей. Эта переписка, ставшая фактом литературы и получившая резонанс в различных сферах духовной жизни, постоянно издается и переиздается, например, письма А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др.

Вопрос: Какие писатели обращались к жанру письма? В каких произведениях?

(Ответы учащихся.)

Вопрос: Как вы думаете, зачем в произведениях русских классиков используется эпистолярный жанр?

Давайте перечитаем письмо одного из героев русской литературы. Может быть, это позволит полнее ответить на поставленный вопрос.

Выводы: Правильно, письмо позволяет понять характер героя, оценить его личностные качества, так как письмо – это не только средство общения, но еще и способ самовыражения. А самовыражение, ребята, является одной из важнейших потребностей человека. Поэтому общайтесь, пишите письма, говорите миру о том, как красиво то, что вы чувствуете, и как интересно то, что вы думаете. Удачи вам, ребята!

Домашнее задание. Напишите частное письмо реальному или воображаемому адресату.

Литература

  1. Акишина А.А. Письма как один из видов текста // Русский язык за рубежом. – 1982. - № 2.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М., 1980. – Т. 3.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21