Преподавание русского языка Урок с использованием ИКТ "Урок письма. Письмо – это текст". 10-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 859 Пузикова Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы Пояснительная запискаСовременный урок – это урок, ориентированный на воспитание развитой, культурной личности, способной общаться на всех уровнях и владеющей всеми речевыми жанрами в зависимости от коммуникативной задачи. Данный урок русского языка, направленный на формирование коммуникативной компетенции, рекомендуется проводить как в 10-м классе, так и в 11-м в разделе “Текст как речевое произведение” по программе А.Д. Дейкиной. Необходимость включения этого урока в курс русского языка продиктована неумением старшеклассников создавать адекватные коммуникативной ситуации речевые жанры, затруднением продуцировать такие тексты, как отзыв, письмо, выступление, устный или письменный доклад. Чтобы сформировать механизм говорения и письма, нужно постоянно работать над умениями детей планировать и стилистически оформлять содержание высказывания. При этом необходимо знать и учитывать особенности речевых жанров. В методической литературе уже имеются рекомендации по обучению учащихся написанию реферата и по обучению школьников деловому письму. Возможно, данный урок окажется полезным и учителю. Разработка урока Эпиграф к уроку:
Цели:
Ход урокаУчитель. Человек создал язык, чтобы общаться с другими людьми. Он существует и выполняет свое назначение в речи в форме текстов. И обмен приветливыми репликами на ходу, и телефонный разговор, и стихотворение, и повествование, и ответ на уроке, и научный трактат, и газетная статья, и объявление на стенде, и реклама, и письмо – все это разные способы общения людей, и все это тексты. Что же их объединяет? (Можно выслушать ответы детей.) Общим для них является связь текста с речевой ситуацией, с коммуникативным процессом. Текст создается говорящим или пишущим (адресантом) и адресован слушающему или читающему (адресату). В одних случаях говорящий и слушающий – это два конкретных человека, в других – автор текста, известный или неизвестный, адресует его определенному или воображаемому читателю – слушателю, одному или многим. Но в любом случае человек всегда создает текст для другого человека. Итак, письмо – это текст. И на этом уроке вы сможете получить элементарное представление о письме как о тексте, его разновидностях и структуре. Письмо – это один из самых древних видов письменного текста, с помощью которого люди во все времена обменивались информацией, мыслями и чувствами. В словаре В.И. Даля письмо определяется как (зачитать) “грамотка, уведомление, сообщение на бумаге, лист, писанье, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому”. Письмо считается важнейшим средством общения, поэтому оно должно быть понятным. А это значит, что текст письма (как и всякий текст) должен отвечать целому ряду требований: быть связным, логичным, последовательным и грамотным. Давайте убедимся в том, что письмо – это действительно текст. (На электронной доске размещен текст частного письма. Вопросы к учащимся ориентированы на определение текста.) Вопрос: Чем же характеризуется письмо, чем оно отличается от других видов текста (речь идет о письме вообще)? Риторический анализ(Учащиеся делают выводы.) Учитель. Правильно, письмо характеризуется прежде всего своей структурой. Независимо от вида письма оно начинается с обращения. Основная часть служит главной цели написания письма, то есть решает коммуникативную задачу: передать информацию, поздравить, поделиться мыслями или чувствами, поблагодарить, извиниться, воздействовать на адресата и т.п. Затем следуют концовка и подпись, дата и место написания, если их нет в начале письма. У письма есть свои жанровые особенности. Они зависят от ситуации общения: официальной, неофициальной, деловой и дружеской. Деловое письмо имеет свои разновидности и структурные особенности, но это уже тема другого урока. Сегодня мы поговорим о письмах частных. (Ученики знакомятся с текстом письма.) Вопрос: О чем рассказало вам это письмо? (Звучат ответы учащихся.) Учитель. Частные письма несут всевозможную информацию: содержат наблюдения, размышления, впечатления, исповедь, выражают эмоции, передают бытовые и автобиографические сведения. Но при этом всегда проявляется авторская индивидуальность, личность пишущего выдвигается на первый план. Вопрос: Умеете ли вы писать письма? Не напоминаете ли вы героев из рассказа Н. Носова “Автомобиль”? Риторический анализ текстаУчитель. В старину у нас существовали так называемые письмовники. Они были очень популярны, так как содержали образчики писем на самые разнообразные темы. (Заранее подготовившийся ученик дает историческую справку.) Старейший печатный русский письмовник – “Приклады, како пишутся комплименты разные” (1708). В XIX веке также выходили руководства для писания писем, например, такие наставления содержит книга “Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной” (1881). Подробным является письмовник А.Е. Крылова. На титульном листе книги написано: “Настольно-справочная книга. Толковый письмовник. Полное собрание всех актов, договоров, обязательств, прощений и писем на все случаи жизни с подробным наставлением, как их составлять, кому и когда подавать”./ Учитель. Частные письма, конечно, - дело личное. Единого рецепта нет. Но все-таки есть правила, которых обязан придерживаться всякий культурный человек. Задание. Давайте попробуем составить современное краткое руководство по написанию частных писем. Как мы его назовем? (Ответы учащихся.) Учитель. Давая советы, отразите в них свои представления о хорошем письме. (Учащиеся предлагают свои советы, а один ученик набирает их на компьютере и транслирует текст на экран. Остальные переносят текст руководства в свои тетради.) Примерный текст руководства:
Задание: Прочитайте это письмо и, пользуясь руководством, скажите, какие в письме допущены ошибки? (Ответы учащихся.) Откройте учебник на стр. 43. Прочитайте текст упражнения № 41. Текст упражнения: Она, как в музыке, дает тон всему произведению, и обыкновенно ее ищешь весьма долго…” Вопрос: Согласны ли вы со словами М. Горького? (Ответы учащихся.) Познакомьтесь с отрывком из статьи А. Маркуши. Борис смотрит в окно и грызет карандаш.
Учитель. Прочли? Попробуйте помочь человеку, подскажите ему начало. Обратите внимание на экран. Текст можно начать:
Задание выполняется с последующей проверкой. Учитель. Вы заметили, наверное, что разные коммуникативные намерения требуют своих синтаксических средств, а именно:
Слово “письмо” происходит от греческого “эпистола”. И особый стиль, которым пишутся письма, называется эпистолярным. Эпистолярный стиль отличается точным обозначением адресата, отражает сложное тонкое переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи. Для этого стиля характерны как непринужденная, так и официальная формы общения. Используются эпистолярные формулы, клише, вопросительные и восклицательные предложения. В эпистолярном стиле проявляются многообразие и единство авторского образа. Века существует на земле эпистолярный стиль. Так же длинен путь эпистолярного жанра в литературе. Вопрос: Какова же его история? (Ученик дает историческую справку о развитии жанра.) В античности письма сочинялись как литературное произведение. Провести четкую границу между частной перепиской и стилизацией под нее весьма трудно. В XVII–XVIII веках форма эпистолярной литературы используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению. Очерково-документальные “Письма русского путешественника” Н.М. Карамзина и письма из Франции Д.И. Фонвизина П.И. Панину положили начало освоению традиций эпистолярной литературы в России. Учитель. В эпистолярную литературу входит и переписка выдающихся людей. Эта переписка, ставшая фактом литературы и получившая резонанс в различных сферах духовной жизни, постоянно издается и переиздается, например, письма А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др. Вопрос: Какие писатели обращались к жанру письма? В каких произведениях? (Ответы учащихся.) Вопрос: Как вы думаете, зачем в произведениях русских классиков используется эпистолярный жанр? Давайте перечитаем письмо одного из героев русской литературы. Может быть, это позволит полнее ответить на поставленный вопрос. Выводы: Правильно, письмо позволяет понять характер героя, оценить его личностные качества, так как письмо – это не только средство общения, но еще и способ самовыражения. А самовыражение, ребята, является одной из важнейших потребностей человека. Поэтому общайтесь, пишите письма, говорите миру о том, как красиво то, что вы чувствуете, и как интересно то, что вы думаете. Удачи вам, ребята! Домашнее задание. Напишите частное письмо реальному или воображаемому адресату. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |