Преподавание литературы Урок чтения "Буква "я" и ее звуки". 1-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.01.01 Просмотров: 2212 Попова Наталья Александровна, учитель начальных классов Презентации к урокуЗагрузить презентацию (4,95 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели:
Ход урокаI. Оргмомент.– Здравствуйте, ребята! – Меня зовут Наталья Александровна, урок обучения грамоте проведу у вас я. – Ребята, сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по нашей стране. II. Актуализация знаний.– Прочитайте, как называется наша страна? (Россия) слайд – С помощью чего записано это слово? (с помощью букв) – А что мы произносили? (звуки) – Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим) – На какие две основные группы делятся все буквы и звуки русского языка? (гласные и согласные) – Назовите только согласные буквы этого слова. («эр» «эс» «эс») – Назовите гласные буквы этого слова. (о и) – Какую работу выполняют гласные в слове? (образуют слоги) – Как они могут управлять согласными в слоге-слиянии? (обозначают или мягкость, или твёрдость согласного) III. Сообщение темы и целей урока.– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и её звуками слайд – Это буква Я – Буква Я – хитрая буква – Чтобы узнать все её секреты, мы совершим путешествие по наше стране от самой крайней её точки до города в котором мы с вами живём. – Как он называется? (Москва) – Правильно, столица нашей Родины. – В России очень ценятся яблоневые сады – Раскрывая в путешествии секреты буквы Я, мы будем сажать яблоньки. – Помогать нам в этом будет девочка Рая. – За правильные ответы вы будете получать яблочки. IV. Открытие нового.– Открываем первый секрет буквы Я. слайд: девочка с 1 вопросом – На какой вопрос нам надо ответить?
(Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом, впечатываем звуки, раскрашиваем тапочки) – Давайте послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а]) – Тянется? (да) – Какая это буква? (гласная) – Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог) – Как она может управлять согласными в слиянии? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного) – Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным) – Положите перед собой звуковку буквы Я.
– Обведём контур звуковки красным цветом – Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а]) – Сколько звуков слышим? (два) – Какие? ([й`а]) – Впечатайте первый звук буквы. ([й`]) – Произнесите его. – Какой он? (согласный, мягкий) – Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным) – Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом. – Впечатайте второй звук буквы. ([а]) – Произнесите его. – Какой он? (гласный) – Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным) – Раскрасьте второй тапочек красным цветом. Вывод: – Итак, давайте подведём итог. – Какая это буква? (гласная) – Сколько звуков у буквы Я? (два) – Какие? ([й`а]) – Посмотрите на карту, первая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос. – Открываем второй секрет буквы Я. слайд: девочка со 2 вопросом – На какой вопрос нам надо ответить?
(Читаем схему слова «яблоки», впечатываем в схему звуки и обозначаем их буквой Я, стоящей в начале слова; делаем звукобуквенный анализ слова «Рая», впечатываем в схему звуки и обозначаем их буквой Я, стоящую после гласного) Чтение схемы к слову «яблоки» – Положите перед собой карточку №1. слайд – Прочитайте верхнее слово. (яблоки) – Давайте прочитаем схему к этому слову. – Сколько в слове слогов? (хлопаем: яб-ло-ки – 3 слога) – Назовите 1 слог. ([й`ааааааб]) – Каким гласным образован этот слог? ([а]) – Впечатайте звук в схему. – Какой звук стоит перед ним? ([й`й`й`й`]) – Какой он? (согласный, мягкий) – Впечатайте звук в схему. – Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб]) – Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии [б]) – Назовите 2 слог. ([лоооо]) – Какой гласной образован? ([о]) – Какой согласный стоит перед ним? ([л]) – Назовите 3 слог? ([кииии] Какой гласной образован ? ([и]) – Какой согласный стоит перед ним? ([к`]) – Какой слог ударный? (первый) – Назовите два звука первого слияния. ([й`а]) – Какой буквой мы их обозначим? (я) – Напечатайте букву я над слиянием. – Посмотрите на слово. – Где в слове стоит буква Я? (в начале слова) Вывод: – Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова) – Посмотрите на яблоньку, только половинка дерева дала плоды. – Значит мы не до конца ответили на вопрос. Звуковой разбор слова «Рая» (один человек у доски) – Положите перед собой карточку №2. слайд – Прочитайте слово. – Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова. – Сколько в слове слогов? (хлопаем: Ра-я – 2 слога) – Назовите 1 слог. ([рааа]) – Каким гласным образован слог? ([а]) – Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем) – Назовите согласный, который стоит перед ним. ([ррррррр]) – Какой он? (твёрдый) – Почему? ([а] обозначает его твёрдость – раскрашиваем) – Назовите 2 слог. ([й`аааа]) – Каким гласным образовании слог? ([а]) – Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем) – Впечатайте звук в схему. – Назовите согласный перед ним. ([й`]) – Какой он? (мягкий – раскрашиваем) – Впечатайте звук в схему. – Какой слог ударный? (первый) – Назовите звуки второго слияния. ([й`а]) – Какой буквой мы их обозначим? (я) – Напечатайте букву я над слиянием. – Посмотрите на слово. – Где в слове стоит буква Я? (после гласной буквы) Вывод: – Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?
– Посмотрите на карту, вторая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос. Физкультминутка
– Открываем третий секрет буквы Я. слайд: девочка с 3 вопросом – На какой вопрос нам надо ответить?
(Сравниваем схему слова «яблоки» со схемой слова «яблоня», впечатываем звуки буквы Я в начале слова и в слиянии, обозначаем звуки буквой, наблюдаем над буквой я в слияниях) Чтение схемы слова «яблоня» – Положите перед собой карточку №1. – Прочитайте первое и второе слово. (яблоки, яблоня) – Сравните схемы слов. (они одинаковые) – Чем отличаются слова? (буквами) – Что поменялось? (слияние –ки на –ня) – Произнесите последний слог и послушайте его. – Каким гласным образован? ([а]) – Впечатайте звук в схему. – Какой буквой обозначен звук? (я) – Какой звук стоит перед гласным звуком? ([н`]) – Почему мы слышим звук [а], а пишем букву Я? – Буква Я в слиянии с мягким согласным обозначает один звук. – Если мы слышим гласный [а] в слиянии с мягким согласным, то какой буквой мы будем обозначать этот звук? (буквой Я) Сказка про букву Я Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я. Чтение слогов-слияний с буквой Я – Посмотрите на экран. слайд со слияниями Прочитайте слияния и ответьте на вопрос, как читаются согласные в слиянии с буквой Я? Вывод: – Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии?
– Посмотрите на карту, третья яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос. – Открываем четвёртый вопрос. слайд: девочка с 4 вопросом
(Обобщаем по трём предыдущим вопросам, читаем вывод в учебнике) V. Первичное закрепление.Чтение слов в тексе из учебника (работа в паре) – Найдите текст в учебнике – прочитайте – найдите в словах букву я – подумайте и обсудите, в каких словах буква Я обозначает 2 звука, в каких 1 – прочитайте слова, где буква Я обозначает два звука – прочитайте слова, где буква Я обозначает один звук и мягкость согласного в слиянии Игра со звуками и (класс разбивается на варианты) 1 вариант – это звуки 2 вариант – это звуки – 1 ученик целыми словами читает слова с доски – если буква Я обозначает два звука, встаёт 1 вариант – если буква Я обозначает один звук, встаёт 2 вариант – кто ошибся – выбывает из игры, садится на место. Варианты меняются звуками, всё начинается с начала. VI. Итог урока– с какой буквой познакомились? – прочитайте вывод урока в учебнике – его надо выучить дома – дома составьте рассказ о букве Я с помощью звуковки – прочитайте слова в столбиках в азбуке – кому сегодня было сложно? – у кого всё получилось? – давайте вывесим ваши рисунки о букве Я на доску – вы сегодня все молодцы! – спасибо за урок – урок окончен Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |