Преподавание русского языка
Урок русского языка во 2 классе (1—4). Тема: "Уточнение знаний о разделительном мягком знаке. Правописание слов с разделительным мягким знаком"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.12.31
Просмотров: 1982
Сайфуллина Наталья Владимировна, учитель начальных классов Цель (для учителя) Создание условий для повторения правил употребления в словах разделительного мягкого знака, через алгоритмизацию деятельности учащихся. Задачи (для учителя) 1. Уметь распознавать слова с разделительным мягким знаком и правильно записывать слова с разделительным мягким знаком. 2. Способствовать развитию умения давать полный ответ, используя алгоритм. 3. Способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, классифицировать. 4, Способствовать развитию умения быть внимательными, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения. | Цель (для учащихся) Развитие умения правильно употреблять в словах разделительный мягкий знак. Развитие умения писать слова с разделительным мягким знаком, через групповую работу и работу по алгоритму. Задачи (для учащихся) 1. Умение писать слова с разделительным мягким знаком, через повторение признаков употребления разделительного мягкого знака и использование технических карт. 2. Развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма. 3. Развитие умения находить общие признаки слов для написания в них разделительного мягкого знака, умения сравнивать, классифицировать через выполнение упражнений и логических игр. 4. Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности. | Этапы урока | Ход урока | I. 1. Мобилизующий этап | Проверка готовности к уроку. Самопроверка организации рабочего места. | 2. Объявление темы урока | Ребята, у меня есть знакомый мальчик Коля. И вот какая с ним приключилась история. Он написал письмо Деду Морозу. Дед Мороз прочитал это письмо и очень огорчился. Он ответил Коле так: “Коля, в своём письме ты сделал много ошибок и не достоин получить от меня подарок. Тебе просто необходимо выучить правила написания слов с разделительным мягким знаком, и только после этого написать мне новое письмо. Дед Мороз”. Коля узнал, что мы с вами как раз изучаем правописание слов с разделительным мягким знаком, и обратился к нам за помощью. Ему так хочется получить в подарок лыжи. Поможем Коле исправить ошибки, допущенные в письме. Но сначала сами повторим правила написания слов с разделительным мягким знаком. Для этого выполним несколько упражнений. | II. Орфографическая минутка 1. Игра “Дай сигнал” | Посмотрим, сможете ли вы на слух (в устной речи) определить слова, в которых нужно писать разделительный мягкий знак. Вспомним, как узнать, в каких словах нужно писать разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак сохраняет звук [й’] в словах, то есть между мягкими согласными и гласными мы слышим звук [й’]; он их разделяет, не даёт им сливаться).Например: [л’ис’й’а]. В какой части слова орфограмма? Орфограмма на стычке корня и окончания, пишем разделительный ь Хлопните в ладоши, когда услышите слово, в котором пишется разделительный мягкий знак. (Слова написаны на карточках. Первую половину игры ученики стоят лицом к учителю, вторую – спиной). Колья, мыло, вьют, Кузьма, здоровье, дверь, хлопья, Коля, жильё. | 2.Чтение слов по транскрипции | Прочитайте слово по транскрипции, запишите его на доске, обозначьте орфограмму. друзья [друз’й’а] платье [плат’й’э] жильё [жил’й’о] | 3. Фронтальный опрос. Наборное полотно | Когда мы пишем разделительный мягкий знак? Перед какими буквами, после каких? Что “разделяет” разделительный мягкий знак? (После мягких согласных, перед гласными е,ё, ю, я, и, обозначающими в данных словах два звука: [’й’] + гласный).В какой бы домик вы бы поселили эти слова? Почему? №1 – домик мягкого знака, указывающего на мягкость предыдущего согласного. №2 – ь не может стоять после гласного. №3 – домик разделительного мягкого знака Вычеркните из списка те гласные буквы, перед которыми не пишется разделительный мягкий знак. | 4. Игра “Засели дом” | | А теперь посмотрим, все ли поселились в доме “разделительный ь” правильно, или какое-то слово поселилось по ошибке? Почему? Докажите. (письмо, мягкий знак обозначает только мягкость предыдущего согласного, стоит между согласными. В остальных – ь разделительный не даёт сливаться гласному с согласным.) | 5. Зрительная гимнастика | Комплекс №1 | III. Упражнение в написании слов с разделительным ь | Мы с вами вспомнили, когда пишется разделительный ь, а сейчас потренируемся в написании слов с разделительным ь, для того, чтобы самим никогда не допустить ошибку, и для того, чтобы исправить ошибки, допущенные Колей. | 1. Минутка чистописания | Как правильно писать букву ь? Из каких элементов она состоит? | 2. Словарная работа. (Наборное полотно) | Попробуйте вставить в слова “ь” так, чтобы получилось новое слово с разделительным мягким знаком. Изменилось ли значение слова (лексическое)? Разделительный ь меняет значение слова, важно не пропустить разделительный ь. Почему? (Меняется значение слова, люди должны понимать, о чём вы хотите сказать). | 3. Изменение слов по образцу | Запись слов под диктовку с взаимопроверкой. Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов, обозначьте орфограмму “ь разделительный”. (Образец: брат – братья). Лист, ручей, стул. (Листья, ручьи, стулья). Ответь одним словом. 1. Когда опадают листья с деревьев? 2. Чем покрывают стол? 3. Когда на небе видны только звезды? (Осенью, скатертью, ночью) Взаимопроверка. Взаимооценка. Развитие самоконтроля при написании слов с разделительным мягким знаком. | 4. Работа со словосочетаниями | Мы с вами повторили написание слов с разделительным ь. А сейчас, давайте составим словосочетания с данными словами. Вам даны слова и вопрос, а вы должны подобрать к ним подходящее по смыслу слово, обозначая изучаемую орфограмму. Нора (чья?) … Например: лисья Следы (чьи?) … Например: заячьи Пение (чьё?) … Например: птичье Но наша речь состоит из предложений. Попробуйте составить предложение, с одним из полученных словосочетаний. | 5. Письмо по памяти. Физминутка | “Бывает – не бывает” (если такое бывает – тянемся вверх, не бывает – приседаем). Волк бродит по лесу. Волк на дереве сидит. У слона 4 ноги. У курицы 3 ноги. Внук младше дедушки. Ночью бывает радуга. На лугу пасётся курица. Девочка стирает платье. Ночью идёт дождь “Кузнечики” Кто самый внимательный? Какие слова с разделительным ь вы слышали? Письмо по памяти (демонстрация предложения 30 секунд) По вариантам: 1 вариант. Друзья познаются в беде. 2 вариант. Красна птица опереньем, а человек уменьем. Самопроверка, оценивание по шкале. (1 – задание понял; 2 – выполнил без затруднения 3– выполнил верно и старался) | IV. Работа с текстом по исправлению ошибок | Зрительная гимнастика. Комплекс №2. Думаю, что теперь мы с вами готовы помочь Коле, и исправить ошибки, допущенные в письме. Как вы думаете, теперь исполнится мечта Коли, пришлёт ему Дед Мороз лыжи? Скоро Новый год, вы тоже можете написать письма Деду Морозу, надеюсь, без ошибок. | V. Итог урока | Дома, ребята, вы можете потренироваться в написании слов с разделительным мягким знаком, выполнив ряд занимательных заданий. | 1. Объяснение домашнего задания | 1. Вставь пропущенные буквы, запиши получившиеся слова. 2. Разгадай кроссворд - Снежная буря, метель
- Фрукты или ягоды, сваренные в сиропе.
- Домики для пчёл.
- Мама, отец, дети.
3. Соедини линией и закрась цветом слова: - с разделительным ь – зелёным цветом.
- с ь, указывающим только на мягкость предыдущего согласного – синим цветом.
| 2. Рефлексия | Чему учились на уроке? Что теперь знаете о разделительном мягком знаке? Как показать на письме, что согласный не сливается с гласным? Оцените свою работу на уроке по шкале. (1 – все задания были понятны, 2 – выполнил быстро и правильно, 3 – выполнил быстро, но с ошибками, 4 – выполнил самостоятельно, 5 – выполнил с помощью). | Вывод: | Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я внутри корня или между корнем и окончанием. |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|