Преподавание русского языка Урок развития речи в 7-м классе. Тема: "Весеннее преображение"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.12.29 Просмотров: 786 Селиванова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цель урока:
Задачи урока:
Ход урока1 стадия. Вызов. Учащиеся работают на уроке в группах (по 4-5 человек в каждой группе). Слово учителя. - Вы слышите? (Обращение к одной группе). - А вы слышите? (Обращение к другой группе). - И вы не слышите? (Обращение к 3 группе учеников). А я слышу. Слышу, как с каждым часом, каждой минутой, с каждым ударом сердца всё ближе и ближе ОНА! Весна!. Каждый приход весны пробуждает во мне самые различные чувства. А у вас, ребята, какие ассоциации вызывает слово “ВЕСНА”? Запишите свои ассоциации (2 минута). Прочтите, пожалуйста, свои записи (желающие читают свои работы (4-5 человек) А теперь подчеркните зеленой ручкой слова и словосочетания, связанные с изменениями в природе, а красной – в душе человека. Проследите, каких слов у вас больше (красных или зелёных)? Какой вывод вы можете сделать? (Ребята высказывают своё мнение о тесной связи жизни природы и жизни человека). Итак, ребята, мы выяснили, что весной пробуждается не только природа, но и человеческая душа, поэтому тема сегодняшнего урока: “Весеннее преображение”. Целеполагание. Сегодня на уроке мы внимательно проследим за тем,
2 стадия. Осмысление содержания. Весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, начинается цветение трав, деревьев; появляются первые новые живые звуки жизни: капель, шепот ручьев, шелест деревьев, пение птиц. Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь. Неслучайно писатели, поэты, художники посвятили весне столько произведений. Обратимся к отрывкам из рассказа И.Бунина “Последняя весна”. Попытаемся проанализировать текст, заполняя таблицу-синтез.
(Каждый ученик имеет каркас таблицы и получает текст для анализа). Начнем работать с вами вместе. Сейчас я прочитаю первый отрывок, а вы ребята попытайтесь наметить ключевые и “разноцветные” слова. I. Выразительное чтение 1. “Нет, уже весна. Нынче опять ездили. И всю дорогу молчали – туман и весенняя дремота. Солнца нет, но за туманом уже очень много весеннего света, и поля так белы, что трудно смотреть. Вдали едва рисуются кудрявые сиреневые леса. Блаженно дремлют, сидят на снежных кучах, раскиданных по полю, ястреба, нежно сливаются со снегами и с туманом, со всем этим густым, мягким и светло-белым, чем полон счастливый предвесенний мир”. Задание: заключить ключевые слова в овал, разноцветные подчеркнуть. Прочитать ключевые слова – обсудить; прочитать “разноцветные” слова – обсудить. Теперь можно обратиться к заполнению таблицы.
Теперь заполним 3 графу таблицы. (На доске приготовлен каркас 3 графы таблицы, разделенной на 2 части. После обсуждения в группах (1 минута) сделать вывод и заполнить 3 графу).
Итак, ребята, дальнейший анализ текста я попрошу вас выполнить без моей помощи, работая в группах. Если возникнут вопросы, спрашивайте. Время для выполнения этого задания ограничено – 5 минут , поэтому посоветую вам распределить задания между собой. 2.“Всё мокроё, везде тает, везде бегут ручьи. Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали пегие; чернеющие прогалины – как черные острова в белом снежном море. С большим трудом шли по улице – грязь непролазная. Весенний сырой ветер крепко дует в голых лозинах, а на них немолчно орут только что прилетевшие грачи,- орут важно, победно и вместе с тем радостно, бестолково, нестройно. Ни с чем не сравнимое чувство – слышать их в первый раз после шестимесячной зимней смерти! 3. Ветер, солнце, блеск. Ночью шел снег – теперь по грязи и по старому, серому блещет новый, пушистый. В полях, к горизонту, все серебристо. <…> Весь день дождь. Иногда перестает, и тогда мокрый сад оживает, поют дрозды. В этих милых, как бы шутливых переливах такая весенняя прелесть, такая сладость жизни, надежд, счастья, что никакими словами не скажешь…<…> Ветер стихает. Расчистился, раскрылся золотисто-светлый запад. Воздух прохладней, резко пахнет землёй с весенних полей. Проглянуло солнце – и в упор озаряет голый сад: блестят лиловатые сучья, четко видны корявые стволы лип.” Проверка по плану: - выразительное чтение отрывка;
Теперь, ребята, сосредоточьтесь только на ваших записях в 3 графе и сделайте вывод о том, какие изменения происходят, по мнению Бунина, с приходом весны.(Работа индивидуальная. Время -2 минуты). Вывод: С приходом весны природа постепенно оживает, окрашивается в живые тона, приобретает звуки, т.е. природа – живое существо, все одухотворено. И человек (часть природы) преображается с приходом весны. От предвесеннего мира к весенней прелести. Чтение выводов (1 – 3 человека). Молодцы, ребята. Продолжим наш урок. С каждым новым днем весна приобретает все более яркие, сочные краски, выразительные звуки, чувства становятся острее, отчетливее. Поговорим теперь о весне, уже вступившей в свои права. Перенесемся в цветущий благоухающий май. Ребята, я вам предлагаю теперь самим создать текст-описание на тему “Весеннее преображение”. ( Раздать таблички с заданием:
Каждая из групп будет трудиться над своей узкой темой: одна группа описывает небо другая – травы, цветы, третья группа – деревья, четвертая пишет о звуках весны ,а пятая и шестая группы описывают душевное преображение человека Ребята, не забывайте, что вы составляете текст в художественном стиле, поэтому используйте средства выразительности. (Работа в группах. Время на выполнение задания – 4-5 минут). Чтение сочиненных текстов. 3 стадия. Рефлексия. В заключении урока я хочу вам предложить написать синквейн на тему “Весеннее преображение”. Работа индивидуальная, но если вы испытываете трудности, то можно объединиться в пары); (3-4 минуты). Чтение синквейнов (по желанию) Итак, ребята, наш урок закончен. Домашнее задание: напишите эссе (объём работы полстраницы) или лирическое стихотворение. Эссе, напоминаю, - это художественная форма размышления. Предлагаются на выбор несколько тем: “Звонкая песня капели”, “Смех весны”, “Весна света”, “Дыхание весны”, “Прелесть весеннего дня”. Прежде чем начать работу, проникнитесь настроением радости, ожидания весны. Определите тип речи: описание, выберите средства выразительности, которые вы будете использовать в своём сочинении. Передайте ваши ощущения различными типами словосочетаний. Выставление оценок за активную работу. В конце урока собрать работы. А сейчас подведем итог нашего урока. Удалось ли нам выполнить те задачи, которые мы поставили в начале урока? Чему мы с вами смогли научиться сегодня? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |