Преподавание русского языка Урок русского языка по теме: "Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.12.21 Просмотров: 904 Кожанова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы Цели:
Методические приёмы: индивидуальные сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ художественного текста, подбор выразительных средств лексики, создание собственного текста. Оборудование: выставка репродукций икон Богоматери; карточки с текстом стихотворения А.Блока “Тишина в лесу” с пропущенными эпитетами, карточки со стихотворением М.Волошина “Владимирская Богоматерь”; презентация: Богоматерь Владимирская, иконы Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия, основные иконописные приёмы, особенности иконографии Богоматери, примерный план сочинения на тему: “Мысли, навеянные иконой”. ХОД УРОКА I. Подготовка к восприятию темы Чтение учителем эпиграфа к уроку:
1. Работа с эпиграфом – О чём говорится в этом стихотворении? – Какова его основная мысль? – Какие ключевые слова подтверждают её? (Чувства, пища сердца, родное пепелище, отеческие гробы, по воле Бога, самостоянье, величие.) – Как вы думаете, какой смысл вкладывает автор в словосочетания:
2. Проверка домашнего задания – Смогли ли вы выписать из словаря определение слова САМОСТОЯНЬЕ? (В словарях – нет.) – Как вы понимаете его значение? Подберите к нему синонимы. (Самостоятельность, уверенность, основательность, разумное существование.) – Подберите синонимы к слову ВЕЛИЧИЕ. (Важность, значительность.) – Как вы думаете, почему именно это стихотворение я выбрала для эпиграфа к нашему уроку? О чём пойдёт речь сегодня на уроке? 3. Определение целей – Мы будем говорить о том, что должно быть важно для каждого человека – о памятниках искусства, которые создали наши предки, и поэтому мы должны их знать; а также будем работать с одним из средств познания и передачи мысли – со словом (основным предметом нашего изучения) и познакомимся с одним из способов связи предложе-ний в тексте – описательным оборотом и научимся его употреблять. Запись темы в тетрадь. II. Работа по теме урока – Скажите, вам известно такое языковое явление, как синонимия? Что это за явление? Что оно нам даёт? Чего мы добиваемся, употребляя синонимы 1. Работа по подбору синонимов в стихотворении (карточки № 1) : – Перед вами строфы из стихотворения А.Блока “Тишина в лесу”. В них пропущены авторские эпитеты. Сейчас мы с вами из ряда синонимов, данно-го в скобках, попробуем выбрать самое точное слово и определить, какой эпитет использовал автор для характеристики того или иного предмета или явления, о котором говорится в стихотворении.
Чтение полученного стихотворения и его анализ: – О чем это стихотворение? (О рождестве Христовом.) – Какие художественно-выразительные средства использует автор для создания образов? – А можно ли заменить повторяющееся слово не одним словом, а словосочетанием или целым оборотом речи? 2. Определение описательного оборота – Если такой оборот характеризует внешние или содержательные стороны предметов, явлений, он называется описательным оборотом. Запись определения в словарики. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов и явлений. Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение. – Как будет называться оборот, имеющий переносное значение? (Метафора.) 3. Работа с эпиграфом – Вернёмся к эпиграфу. Давайте попробуем найти описательные обороты в этом стихотворении. (Родное пепелище, отеческие гробы.) III. Подготовка к описанию иконы Владимирской Богоматери – Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением искусства, посвя-щённым библейской теме – иконой Владимирской Богоматери. Репродукция иконы Владимирской Богоматери. – Как вы думаете, случайно ли я выбрала именно этот жанр живописи (иконопись) для работы по развитию речи? (По литературе изучали летописи Древней Руси.) 1. Предварительная беседа об иконе – Давайте посмотрим на иконы, которые есть у нас на выставке, и вспомним что вам уже известно об иконописи? (Психологические мотивы: чувство материнства, чувство сострадания, трагическая скорбь, радость ликования; система условных приёмов: плоскостное изображение пространства, отвлечённый фон, выразительность линий и контуров, ритмическое построение композиции; канон, символика цвета, доски и олифа.) 2. Основные иконописные приёмы – Для чего стали писать иконы? – Как вы думаете, только ли культовое назначение имеют иконы? (Это эстетический опыт народа, средство художественного познания мира.) – Кого из русских иконописцев вы знаете? (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий и др.) Презентация: несколько икон А.Рублёва, Ф.Грека и др. – Как вы считаете, почему иконы имеют такое воздействие на человека? Что ещё этому способствует? (Эмоционально-образное воздействие – изображение чувств, близких каждому человеку и пережитых им.) – Хотя мы с вами находимся не в православном храме, а в храме наук-школе, мы всё-таки попробуем проникнуть в тайну иконы, вдуматься в её содержание и увидеть не только линии и краски, но и определить, какие чувства вложил художник в своё произведение искусства. Индивидуальное сообщение об истории создания иконы. Презентация: икона Владимирской Богоматери. – Кто знает, какую роль сыграла икона Владимирской Богоматери в истории нашего государства? (XV в. – Аристотель Фиоравенти – Успенский собор, нач. ХХ в. – реставрация 1918 года – Третьяковская галерея.) Индивидуальное сообщение о роли иконы в истории страны. Релаксация. Музыка Вивальди. – Всмотритесь ещё раз в лица святых, изображённые на иконе. Как ласково, нежно смотрит на своего сына Дева Мария… Как доверчиво прижимается к ней младенец… Ещё беззаботен его лик. Радуется он общению с мамой. Самые искренние, самые радостные мгновения изобразил неизвестный художник в своём произведении. Беседа по содержанию иконы. – Давайте подумаем, какие чувства отобразил художник? – Какого цвета одежды Богоматери и Христа? (Христос – в светлом с золотым сиянием – знак Божественного; Мария – в тёмно-бордовом покрывале – мафории с тремя звёздами – символ царственного достоинства.) – Давайте ещё раз посмотрим на лики святых. В чём их особенность? (ЛИК особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы; они не похожи на лица людей, которых мы встречаем в жизни – это человек святой, т.е. уподобившийся Богу.) Подбор эпитетов из ассоциативного ряда чувств и запись в тетрадь. – Всмотритесь в черты лица, выразительность глаз, наклон головы, движение рук Матери. Из написанных на доске слов выберите те, которые вам помогут передать ваше впечатление и описать состояние души Матери, переданное иконой. Презентация:
Презентация: слова акад. М.Алпатова. – Искусствовед академик М.В.Алпатов так писал об иконе Владимирской Богоматери: “Растроганная лаской Младенца, Мария своими широко открытыми грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания сына”. IV. Работа над стихотворением М.Волошина “Владимирская Богоматерь” (карточки № 2) Чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения. – О чём это стихотворение? – Каковы основные мысли автора, переданные им в стихотворении? – Найдите выразительные средства, с которыми мы познакомились сегодня. – С какой целью употребляет автор описательные обороты? Составление устного описания иконы. Чтение отрывков из сочинений, написанных ранее. “Огненный фон считается символом царского рода: Бога-Отца, Девы Марии и сына Иисуса, но мне вдруг показалось, что этот цвет предвещает беды и несчастья, коварство и зло, которое совершат люди. Грусть, печаль я вижу в глазах Богоматери и обречённость перед жестокостью людей”. (Сычевский Александр) “Впервые увидев икону Владимирской Богоматери в Третьяковской галерее, я задумалась о том, как возвышенно можно на полотне изобразить единство матери и ребёнка. Вы не замечали, как по-особенному она держит своего сына, как будто предчувствуя разлуку с ним. Мария нежно и задумчиво смотрит на него. Так может смотреть только любящая мать. Её глаза, как два бездонных озера, глубоки, печальны и грустны. На ней траурные одежды, хотя должна радоваться общению с сыном…
А малыш радостно смотрит на маму и ласково прижимается к ней. Образ матери проникнут лаской, печалью и скорбью. А лицо ребёнка озарено нежностью, уважением и восхищением”. V. Итог урока – Дома вы попробуете написать сочинение на тему “Мысли, навеянные иконой…”, включив в него элементы описания. Может быть, у кого-то получится работа в стихах. Примерный план (презентация): 1) История иконы.
3) Значение иконы для потомков. – А чтобы написать сочинение, вспомним, что мы узнали сегодня на уроке, чему научились? Выставление оценок за урок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |