Преподавание литературы Урок-конференция по литературе "Добро должно быть с кулаками!?"по повести В. Железнякова "Чучело", 7 классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.12.18 Просмотров: 1288 Матвеева Зинаида Александровна, учитель русского языка и литературы Цель урока:
Тип урока: урок-конференция. Методы: эвристическая беседа, проблемный вопрос. Материал к уроку: выставка произведений В. Железнякова, кадры из кинофильма “Чучело”, плакат с вопросами для обсуждения, карточки с индивидуальными и групповыми заданиями, запись на доске урока (он же является проблемным вопросом). Подготовка к уроку:
Ход урокаI. Вступительное слово учителя о теме урока, задачах. II. Работа по активизации словаря учащихся. Определить значение слов и записать в специальные словари учащихся: этика, нравственность, нравственные проблемы, чуткость, милосердие, добросердечие (используется “Словарь литературоведческих терминов”). Итак, ребята, мы разобрались с понятиями, которые потребуются нам в ходе обсуждения повести “Чучело”. III. Сообщение учащихся (или группы исследователей творчества В. Железнякова), которое знакомит с кратким биографическим очерком писателя, с его произведениями, обращаясь к выставке. (Выставка произведений В. Железнякова оформлена заранее). Краткий биографический очерк: В. Железняков родился в г. Витебске, в семье кадрового военного 26 октября 1925 года. Учился в юридическом институте, затем в литературном. Начал печататься в 1957 году в журналах “Мурзилка” и “Веселые картинки”. Написал несколько книг для дошкольного и младшего школьного возраста. Писатель поднимает в своих произведениях вопросы непростых взаимоотношений в семье, отношений ребят и взрослых. Писатель не боится острых ситуаций и жестких жизненных столкновений. Он показывает жизнь такой, какой сам ее видит. Написал такие произведения, как “Белый пароход”, “Путешественник с багажом”, “Хорошим людям - доброе утро”, “Последний парад”, “Таня и Юстик”, “Чудак из 6 “б”. По произведениям Железнякова поставлены фильмы “Нежданный гость”, “Серебряные трубы”, “Алая гвоздика”, “Чучело”. IV. Слово учителя: рассказы и повести В. Железнякова продолжают гуманистические традиции русской литературы для детей. Герои их - сегодняшние мальчики и девочки - ваши сверстники. Но рядом с ними, конечно, есть и другие персонажи, которые часто вспоминают прошлое, особенно Великую Отечественную войну, которую сам писатель встретил 15-летним подростком. Железняков заботится о том, чтобы героическое прошлое было реальностью и для нас, выросших в мирное время. Какую бы книгу писателя мы ни взяли, мы увидим, что его больше всего волнуют доброта, терпимость и милосердием. Вот несколько из нравственных правил произведений Железнякова:
“В закоулках легко заблудиться” (записать на доске). Сегодня мы с вами попробуем рассмотреть вопросы взаимоотношений подростков Железнякова “Чучело”. Самые яркие и интересные эпизоды нам помогут проиллюстрировать ребята из творческой секции: художественное исполнение наизусть 1 главы повести, оканчивающейся словами: “Подумать только, что же они с ней сделали! И за что!” (Данная глава позволит более детально обсудить проблемные вопросы урока-конференции). Чтение наизусть 1 главы учащимися (на доску вывешивается плакат для обсуждения). Вопросы для обсуждения:
V. Анкетирование (устно):
Вывод урока (анализ карточек и анкет). (К выводу привлекаются учащиеся, обобщая высказывания сверстников). Заключительное слово учителя: Да, “странными“ можно назвать и шестиклассницу Л.Бессонову и ее дедушку Н.Н. Лена, подобно своему дедушке, придает гораздо большее значение внутреннему содержанию и нравственному здоровью своей личности, чем своему внешнему виду. Вспомним пословицу: “Встречают по одежке, провожают по уму”. Образцом для нее является ее духовный идеал. Может быть, поэтому она не во всем похожа на своих сверстников. Добрее, честнее, непосредственнее. При этом она не убеждена, что лучше других. Напротив, Лена самокритична, требовательна к себе. Испытывая на себе недоверие, зависть, недоброжелательность, непонимание или даже жесткость со стороны окружающих подростков, предательство мальчика, который вызвал в ней чувство первой любви, Лена показывает всем впечатляющий пример бескорыстия, прямоты, человеческого достоинства. VI. Подведение итогов урока (к подведению итогов урока привлекаются учащиеся, дается оценка работы творческой группы, активности детей, грамотности, четкости ответов, выставляются оценки за урок, даются необходимые рекомендации). Домашнее задание: 1 вариант - “Рекомендую прочитать” (обзор книги В. Железнякова “Хорошим людям - доброе утро”). 2 вариант - Сочинение-миниатюра “Я хочу рассказать вам…” (о друге, подруге, товарище). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |