Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
"А душу можно ль рассказать?"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

"А душу можно ль рассказать?"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.12.17
Просмотров: 934

Сусметова Татьяна Федоровна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;
  • закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

Ход урока

I. Постановка учебной задачи.

Учитель. Помните, ребята, на прошлом уроке мы говорили о цветке, чем он говорит. Вы сказали, что он говорит запахами и цветом, а чем, по-вашему, говорит душа человека? (голосом, мыслями, взглядом, любовью, красотой, т.е. внутренним миром). Я бы хотела обратиться к стихотворению Фазу Алиевой “Душа”:

Душа – не вздох,
Не звук пустой,
Не приземленная работа.
Она окрылена мечтой
И жить не может без полета.
Ей надо, не жалея сил,
Парить, сроднившись с высотою,
Так, чтоб навстречу ветер был
Упруго сжатою волною,
И быть выносливой в пути,
И не бранить дождей постылых,
И горы снежные нести
На широко простертых крыльях.

Я сегодня неспроста начала урок с этого стихотворения. У каждого из нас есть душа, и у каждого она говорит своим голосом. А чем говорит душа Мцыри? (свободолюбивым характером)

Итак, мы определили цель нашего урока – разбирая характер Мцыри, мы должны доказать, что это свободолюбивый характер. Но чтобы верно судить о человеке, нужно знать его поступки и обязательно их причины. Поэтому наша задача – выявить истоки и проявление этого свободолюбия.

- Как вы понимаете смысл словосочетания свободолюбивый характер?

(Т.е. человек любит свободу)

– Каково значение слова “свобода”?

– Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

II. Беседа по тексту.

- Свободен ли Мцыри?

– Каким образом Мцыри попал в монастырь?
– Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?
– Как рос?

Вывод. В основе произведения лежит противопоставление: рожденный среди вольного народа, Мцыри обречен на жизнь в монастыре, стены которого ассоциируются со стенами тюрьмы.

– Когда формируется характер?
– Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически заложено в нас. Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры:

“Мцыри в детстве” “Мцыри в монастыре” “Мцыри на свободе”

(пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)

Работа проводится в группах, по окончании работы представитель группы защищает кластер. Работы анализируются и выделяются черты, заложенные природой, характерные всем трем состояниям: могучий дух, гордость, сила воли.

– Каковы причины побега?(у него была мечта - вернуться на родину)
– Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли.
Помогают ли эти черты характера герою во время побега?( Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя).
– Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его? Докажите мысль свою цитатой из текста.
– Какая черта характера им двигала?

Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.
– Какой художественный прием использует автор?

(Сравнение) Выступление ученика.

Помощи людской я не желал,
Я был чужой для них навек,
Как зверь степной.

Я видел горные хребты
Причудливые, как мечты.
В снегах, горящих, как алмаз.
И солнце сквозь хрусталь земли
Сияло сладостней луны.
Едва взошла заря,
Палящий луч её обжег
В тюрьме воспитанный цветок.

- Какие средства выразительности автор еще использует?

Выступление ученика. Эпитеты.

Выступление ученика. Метафоры.

Он был “рад вздохнуть в свою измученную грудь” воздух полей, лесов. У Мцыри сверхчувственное восприятие. Он “видит” и “слышит” то, что обыкновенному человеку недоступно именно в силу того, что он чист душой и потому, что он – божий человек (“Судьбой монах”) Мцыри любит природу, понимает её и чувствует.

Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я увидал:
Мне было свыше то дано. (Стр.79)

Вывод. Все изобразительные средства направлены на то, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека, умеющего понимать прекрасное. Только человек с богатым внутренним миром может так восхищаться природой, а любоваться природой он мог только на свободе.

– Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой? (Мцыри нежный, способный любить. В монастыре он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет дружбы, любви).

И мрак очей был глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои смутились.
Когда же я очнулся вновь
И отлила от сердца кровь,
Она была уж далеко.

– Итак, какими же чертами характера обладал Мцыри? Мы доказали, что Мцыри движет свободолюбие. Только на свободе он мог любоваться красотой природы, стремиться на родину, рисковать жизнью в поединке с барсом, общаться с родными и близкими ему людьми, любить, одним словом, жить. Ключевым словом нашего урока стали слова “свобода” и “душа”.

Составьте синквейн с данными словами. (Синквейн – пятистишие, где

первая строка – основное слово (имя существительное),
вторая строка – 2 определения к нему,
третья строка – 3 глагола к нему,
четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову,
пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть, обычно – одно слово)

Свобода Характер
Желанная, окрыляющая Свободолюбивый, сильный
Помогает, дарует, воскрешает Заставляет, позволяет, поднимает
Свет во мне рождает В человека меня превращает
Жизнь Солнце
Душа Человек
Добрая, парящая Думающий, действующий
Переживает, любит, страдает Взирает, действует, отвечает
Несет людям только хорошее Свою судьбу сам выбирает
Свет Ваятель

III. Подготовка к написанию сочинения.

Примерный план раздается всем учащимся.

  1. Что значит слово “свобода”?
  2. Истоки и проявление свободолюбия.
    • Исповедь Мцыри.
    • Черты характера, заложенные природой.
    • Мцыри – человек с любовью к свободе и жаждой деятельности.
    • Чуткость души через понимание природы.
    • Бой с барсом – гимн силе. Мужеству.
    • Мцыри – человек, жаждущий любви.
  3. Для Мцыри настоящая жизнь – это жизнь вне мрачных стен и тесных келий, на свободе.

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: “А душу можно ль рассказать?”


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21