Преподавание русского языка Конспект урока развития речи "Народные промыслы"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.12.13 Просмотров: 1956 Малкова Таисия Григорьевна, учитель русского языка Учебник: Русский язык 6 класс; учебник М.Т. Баранова, ТА. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. Оборудование: презентация; выставка изделий народных промыслов ( на столе, застеленном павлово-посадским платком, выставлены хохлома, гжель, жостовские подносы, дымковская игрушка.); карта. Тема урока: «Творить добро и дарить его людям». Цели:
Задачи: ХОД УРОКА «Самым гениальным является народное искусство, т.е. то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия…» И.Я.Богуславская 1. Оргмомент 2. Вступительное слово учителя: Здравствуйте всем! Тема нашего урока: «Творить добро и дарить его людям….». Урок у нас не совсем обычный – это урок развития речи. А как можно развивать речь, совершенствовать ее? Что для этого нужно делать на уроке?
Слайд 1 – тема урока; слайд 2 – цели урока. 3. Объяснение нового материала с помощью презентации Россия – удивительная, уникальная страна. В ней жили и живут поныне талантливые, трудолюбивые люди, способные оживить и заставить заиграть красками простой кусок глины или дерева. Народные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Русский крестьянин своими руками мастерил все необходимое. Но душа просила праздника, тосковала по красоте, тем более что окружали русского человека чудесные реки, озера, леса, луга, да синее небо. Было где позаимствовать красок и почерпнуть вдохновения. Слайд 3: виды народных ремесел . – Значение слов «ремесло», «промыслы», вам понятно? Точное толкование слов данных из «Толкового словаря» – слайд 4. Русский человек талантлив во всем. Частушки, загадки, песни, былины, сказки – устное народное творчество, и вот вам первое из этого творчества. Загадка:
– О чем вы не слышали? 1) Слайд 5: Гжель. Первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов. Гжель славилась своими глинами, добыча которых велась здесь с середины 17 века. «Гжельский куст» объединяет 27 деревень, станцию, поселок городского типа, село. Находится примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва – Муром – Казань. В настоящее время «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. Cлайд 6 Гжель – это диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике. Слайды 6, 7, 8, 9 с изображениями изделий гжельских мастеров. Слайд 10:
В современных образцах Гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну фарфоровых изделий. Вопросы: – Когда и где зародилось искусство Гжели? 2) Индивидуальное сообщение ученика о дымковской игрушке. Один из оригинальных вариантов русского узора на глиняных игрушках из Дымки. Различные барыни, всадники, петухи, козлики украшены красными, синими, желтыми кругами, точками, полосками, волнистыми линиями Один из самых старинных промыслов России. Возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от названия слободы Дымково, сегодня это район г.Вятки. Развитие глиняной дымковской игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящен Солнцу. Свистульки имели формы различных животных: медведь, козел, олень, баран, по сути были очень просты, т.к. их основная функция была магическая, а не декоративная. В 19 веке праздник превратился в оживленную ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение праздненства утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали все более вычурные, декоративные формы. С 19 века изменились фигурки дымковской игрушки, появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами, пирогами, с коромыслами, на скамеечках, в лодочках и т.д. Слайды 11, 12, 13 – изображение игрушек. Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках – сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
(Народное творчество) – Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.
Чтение ученицей наизусть стихотворения. Затем его демонстрация на слайде. Слайд 14 Чем знаменито Дымково?
Рефлексия – Где находится Дымково? 3) О русской удивительной матрешке слышали все. Сообщение. Первую матрешку сделали более 100 лет назад. Игрушечных дел мастер – В. Звездочкин из Сергиева Посада создал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее. Название игрушки образовали от имени Матрена. Слайды 15, 16 – изображение матрешек.
6) Жостовская роспись – декоративная живопись на металлических подносах букетов цветов на черном или цветном фоне. Получила название по одноименной деревни Жостово. Демонстрация подносов на импровизированной выставке Прославленный русский художественный промысел, существующий с 1825 года. Возник в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости, ныне Мытищинский район Московской области. (Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое, Федоскино и др.) Слайды с изображением жостовских подносов. Рефлексия: кому понравились изделия жостовских мастеров? Какие особенности изделий вы отметили ? Записали? 7) Слайды с изображениями изделий Палеха. – Что вы знаете об этом виде народного промысла? (Дети его не знают) Широко известны в нашей стране и за рубежом палеховские черно-лаковые шкатулки. В селе Палех Ивановской области это ремесло появилось в 1924году на основе древних традиций иконописания. Старинное русское село Палех расположено в центре России, в 350км. к северо-востоку от Москвы и в 60-ти километрах от Иванова. История села была бы схожа со многими другими, если бы не возник здесь несколько столетий назад иконописный промысел. По старинным преданиям начало иконописи Палеха относится к временам татаро-монгольского нашествия. Будто бы, когда татары разграбили и сожгли Владимир и Суздаль, оттуда вместе с другими мастеровым людом бежали в дремучие леса суздальские и владимирские монахи-иконописцы. Они спалили лес и построили себе дома. Селение стали называть Палехом. С тех пор стали в Палехе писать иконы, затем шкатулки невиданной красоты. Слайд – стихотворение, оно же в распечатке у детей. Читает подготовленный ученик.
Вопросы: – Как вы понимаете последнее предложение стихотворения? Чтение стихотворения ученицей. Распечатка – у каждого ученика. Слайд с изображением изделий и стихотворением.
Задание: найдите ключевые, наиболее важные, на ваш взгляд, слова и словосочетания из стихотворения. В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Орфографический разбор стихотворений, повторение разрядов и правописания имен прилагательных. 8) Хохлома – наиболее известный народный промысел. В каждой семье наверняка найдутся изделия хохломы: ложки, солонки, сахарницы, подносы, и т.д. Да вот они перед вами. Демонстрируют изделия и рассказывают о них две подготовленные ученицы. Слайды с изображениями изделий хохломы. Работа с текстами легенд о возникновении промысла (распечатки у детей). Вопросы после прочтения: – Какая из легенд вам понравилась больше и почему? 9). А сейчас мы с вами познакомимся с другими видами народных промыслов, но не так подробно, как с предшествующими. Я надеюсь, что вы поняли, как можно составит дома сообщение, где найти материал, поэтому, если вы выберете какой-то вид народного творчества и представите его классу , будем считать, что мы с группой потрудились не зря. Итак, перед нами – павлово-посадские платки .Один перед вами , вы его видите , но и на слайдах, конечно, эти изделия выглядят замечательно. 10) Тульские самовары. Небольшой комментарий к слайдам. 11) Резьба по дереву. На каких уроках можно этому научиться? (Технология, мальчики). 12) Городецкая роспись Городецкая роспись возникла в городе Городец Нижегородской губернии. 4. Подведение итогов урока – Что узнали? Предлагается слайд с изображениями изделий разных промыслов. Задание: узнать изделие.
Выставление оценок. 5. Какое домашнее задание выбирает каждый из вас? Определяются с домашним заданием. Сообщение можно сделать в виде презентации. В любом случае – публичная защита своей работы. – Спасибо всем за урок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |