Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Конспект урока развития речи "Народные промыслы"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Конспект урока развития речи "Народные промыслы"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.12.13
Просмотров: 1956

Малкова Таисия Григорьевна, учитель русского языка

Учебник: Русский язык 6 класс; учебник М.Т. Баранова, ТА. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.

Оборудование: презентация; выставка изделий народных промыслов ( на столе, застеленном павлово-посадским платком, выставлены хохлома, гжель, жостовские подносы, дымковская игрушка.); карта.

Тема урока: «Творить добро и дарить его людям».

Цели:

  • приобщать учащихся к национальной культуре России, к искусству народных промыслов;
  • формировать у школьников аналитические умения и навыки;
  • воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту художественного образа.

Задачи:
познакомить учащихся с историей, художественными особенностями народных промыслов России;
формировать представления о народных промыслах как связующем звене в исторической жизни народа: прошлое – настоящее, настоящее – будущее;
развивать нравственные и эстетические понятия (чувство гордости за свою страну, чувство прекрасного);
осуществлять межпредметные связи: русский язык, литература, изобразительное искусство, география.

ХОД УРОКА

«Самым гениальным является народное искусство, т.е. то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия…»

И.Я.Богуславская

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя: Здравствуйте всем! Тема нашего урока: «Творить добро и дарить его людям….». Урок у нас не совсем обычный – это урок развития речи. А как можно развивать речь, совершенствовать ее? Что для этого нужно делать на уроке?
Правильно: будем узнавать новые слова и понятия, т.е. обогащать словарный запас, усложнять его; отбирать фактический, лексический материал, чтобы дома составить сообщение или написать сочинение.
– А какую часть речи мы с вами только что изучали? Правильно, прилагательные. Повторим на уроке разряды и правописание прилагательных.
А из того интересного материала, что будет представлен на уроке, ваша задача выбрать необходимую информацию и зафиксировать ее в тетрадях. Я предлагаю сделать это в виде таблицы.

Вид народного промысла Где находится, время зарождения, возникновения. Художественные особенности.

Слайд 1 – тема урока; слайд 2 – цели урока.

3. Объяснение нового материала с помощью презентации

Россия – удивительная, уникальная страна. В ней жили и живут поныне талантливые, трудолюбивые люди, способные оживить и заставить заиграть красками простой кусок глины или дерева. Народные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Русский крестьянин своими руками мастерил все необходимое. Но душа просила праздника, тосковала по красоте, тем более что окружали русского человека чудесные реки, озера, леса, луга, да синее небо. Было где позаимствовать красок и почерпнуть вдохновения.
– Какие виды промыслов вы, может быть, уже знаете? (Называют жостовские подносы, знакомились на уроках рисования; кто-то – хохлому, немного помнят с начальной школы).
– Из списка, вам представленного, еще что-то знакомо?

Слайд 3: виды народных ремесел .

– Значение слов «ремесло», «промыслы», вам понятно? Точное толкование слов данных из «Толкового словаря» – слайд 4.

Русский человек талантлив во всем. Частушки, загадки, песни, былины, сказки – устное народное творчество, и вот вам первое из этого творчества.

Загадка:

Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о …?

– О чем вы не слышали?

1) Слайд 5: Гжель. Первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов. Гжель славилась своими глинами, добыча которых велась здесь с середины 17 века.

«Гжельский куст» объединяет 27 деревень, станцию, поселок городского типа, село. Находится примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва – Муром – Казань. В настоящее время «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.

Cлайд 6

Гжель – это диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике.
Узоры, выполненные легко кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами, придают сказочный вид вазам, кувшинам и прочим изделиям.

Слайды 6, 7, 8, 9 с изображениями изделий гжельских мастеров.

Слайд 10:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.

В современных образцах Гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну фарфоровых изделий.

Вопросы:

– Когда и где зародилось искусство Гжели?
– Каковы его художественные особенности? (Зачитывают записи в таблице)
– Что в изделиях Гжели подметил автор стихотворения ?
– Какие слова или строки этого стихотворения являются ключевыми?
– Можно их взять в качестве эпиграфа к сочинению? (Это стихотворение на слайде и на распечатке у каждого ребенка)

2) Индивидуальное сообщение ученика о дымковской игрушке.

Один из оригинальных вариантов русского узора на глиняных игрушках из Дымки. Различные барыни, всадники, петухи, козлики украшены красными, синими, желтыми кругами, точками, полосками, волнистыми линиями

Один из самых старинных промыслов России. Возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от названия слободы Дымково, сегодня это район г.Вятки.

Развитие глиняной дымковской игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящен Солнцу. Свистульки имели формы различных животных: медведь, козел, олень, баран, по сути были очень просты, т.к. их основная функция была магическая, а не декоративная.

В 19 веке праздник превратился в оживленную ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение праздненства утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали все более вычурные, декоративные формы.

С 19 века изменились фигурки дымковской игрушки, появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами, пирогами, с коромыслами, на скамеечках, в лодочках и т.д.

Слайды 11, 12, 13 – изображение игрушек.

Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках – сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

(Народное творчество)

– Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами. (Частушки)

Чтение ученицей наизусть стихотворения. Затем его демонстрация на слайде. Слайд 14

Чем знаменито Дымково?

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет.

(В.Фофанов)

Рефлексия

– Где находится Дымково?
– Чем оно знаменито?
– Что характерно для дымковской игрушки?
– Найдите опорные слова в стихотворении.

3) О русской удивительной матрешке слышали все. Сообщение.

Первую матрешку сделали более 100 лет назад. Игрушечных дел мастер – В. Звездочкин из Сергиева Посада создал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее. Название игрушки образовали от имени Матрена.

Слайды 15, 16 – изображение матрешек.

Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет. (Частушка)

6) Жостовская роспись – декоративная живопись на металлических подносах букетов цветов на черном или цветном фоне. Получила название по одноименной деревни Жостово.

Демонстрация подносов на импровизированной выставке

Прославленный русский художественный промысел, существующий с 1825 года. Возник в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости, ныне Мытищинский район Московской области. (Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое, Федоскино и др.)
Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лакутиных, основанная в селе Федоскино, в 7 км. От Жостова.
Имя «Жостово» известно во всем мире и ассоциируется с Россией, с красотой. Самобытностью, художественным вкусом и духовной мощью русского народа.
Жостово – это яркие цветы, фрукты, пейзажи, написанные на металлических подносах, покрытых лаком. Мастерство жостовской росписи почти 200 лет передается из поколения в поколение и до сих пор на фабрике работают художники из знаменитых. Известных во всем мире династий. Жостовский поднос – олицетворение русского народного творчества.

Слайды с изображением жостовских подносов.

Рефлексия: кому понравились изделия жостовских мастеров? Какие особенности изделий вы отметили ? Записали?

7) Слайды с изображениями изделий Палеха.

– Что вы знаете об этом виде народного промысла? (Дети его не знают)

Широко известны в нашей стране и за рубежом палеховские черно-лаковые шкатулки. В селе Палех Ивановской области это ремесло появилось в 1924году на основе древних традиций иконописания. Старинное русское село Палех расположено в центре России, в 350км. к северо-востоку от Москвы и в 60-ти километрах от Иванова. История села была бы схожа со многими другими, если бы не возник здесь несколько столетий назад иконописный промысел. По старинным преданиям начало иконописи Палеха относится к временам татаро-монгольского нашествия. Будто бы, когда татары разграбили и сожгли Владимир и Суздаль, оттуда вместе с другими мастеровым людом бежали в дремучие леса суздальские и владимирские монахи-иконописцы. Они спалили лес и построили себе дома. Селение стали называть Палехом. С тех пор стали в Палехе писать иконы, затем шкатулки невиданной красоты.

Слайд – стихотворение, оно же в распечатке у детей. Читает подготовленный ученик.

Плещутся звезды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери.
Сказочный Палех, загадочный Палех
Скачет на тройке в отцветах зари.
Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом заслушался мир.
Сколько кудесников вырастил Палех
Сколько диковин красою затмил.
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет.
Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы.
Палех рисует России портрет.

П.Синявский

Вопросы:

– Как вы понимаете последнее предложение стихотворения?
– Какою вы увидели Россию на изделиях Палеха?
– Какие слова можно взять в качестве эпиграфа или темы сочинения?
– Запишите, какие худ.особенности изделий Палеха вы увидели.

Чтение стихотворения ученицей. Распечатка – у каждого ученика. Слайд с изображением изделий и стихотворением.

Не печалься, древняя земля!
Ты богата сказами да былью…
Русские, иконные края…
Палеха несломленные крылья!
Будто свиток Палешка-река
В полосе вишневого заката
Белый храм возносится куда то
Мудрый! Как ушедшие века!
Сколько здесь оставлено сердец,
Сколько тут написано шкатулок?!
Да и сам – то Палех как ларец,
Первозданен, искренен и хрупок…
Зарастает речка муравой,
На воде – венок живой из лилий…
То ли день струиться золотой,
То ли свет из утонченных линий?..
Не печалься, древняя земля
Пчелами гудит лесной малинник…
Русские иконные края
Сохраняют таинство святыни.

Задание: найдите ключевые, наиболее важные, на ваш взгляд, слова и словосочетания из стихотворения. В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Орфографический разбор стихотворений, повторение разрядов и правописания имен прилагательных.

8) Хохлома – наиболее известный народный промысел. В каждой семье наверняка найдутся изделия хохломы: ложки, солонки, сахарницы, подносы, и т.д. Да вот они перед вами.

Демонстрируют изделия и рассказывают о них две подготовленные ученицы.

Слайды с изображениями изделий хохломы.

Работа с текстами легенд о возникновении промысла (распечатки у детей).

Вопросы после прочтения:

– Какая из легенд вам понравилась больше и почему?
– Как вы думаете, почему не исчезло мастерство художника?
– В каком предложении заключена основная мысль?
– Что вы записали в таблицу?

9). А сейчас мы с вами познакомимся с другими видами народных промыслов, но не так подробно, как с предшествующими. Я надеюсь, что вы поняли, как можно составит дома сообщение, где найти материал, поэтому, если вы выберете какой-то вид народного творчества и представите его классу , будем считать, что мы с группой потрудились не зря. Итак, перед нами – павлово-посадские платки .Один перед вами , вы его видите , но и на слайдах, конечно, эти изделия выглядят замечательно.
Демонстрация на слайдах.

10) Тульские самовары. Небольшой комментарий к слайдам.

11) Резьба по дереву. На каких уроках можно этому научиться? (Технология, мальчики).

12) Городецкая роспись

Городецкая роспись возникла в городе Городец Нижегородской губернии.
Характерный рисунок – фантастические цветы, животные,
Элементы узоров выполняются красными, розовыми, синими, зелеными и черными красками на ярко-желтом фоне.

4. Подведение итогов урока

– Что узнали?
– Чему научились?
– Что понравилось?
– Какие новые слова появились у вас в вашем словарном запасе?
– Проверем себя.

Предлагается слайд с изображениями изделий разных промыслов.

Задание: узнать изделие.
– А что мы можем сказать о людях, которые создавали веками красоту, и о земле, их взрастившей?
– Чем же прославились эти места?

Село Гжель – Московская обл.,
Село Дымково, что на реке Вятки (вблизи г.Вятки);
Поселок Палех – Ивановская обл.;
Город Павловский Посад – Московская обл.;
Село Жостово – Московская обл.;
Город Сергиев Посад – Московская обл.;
Села Городец, Хохлома – Нижегородская область.

Выставление оценок.

5. Какое домашнее задание выбирает каждый из вас?

Определяются с домашним заданием. Сообщение можно сделать в виде презентации. В любом случае – публичная защита своей работы.

– Спасибо всем за урок.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21