Преподавание русского языка Разработки уроков по темам "Аннотация", "Конспект"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.12.08 Просмотров: 1653 Никитина Лариса Борисовна, учитель русского языка Урок 1. Тема: “Что такое аннотация?”Цели урока: показать практическое значение данного жанра, его особенности, структурно-смысловые части. Ход урока1. Актуализация знаний по теме урокаУчитель: У меня в руках книга. Кто знает, о чем она? (Незнакомы с содержанием книги.) – Как нам познакомиться с книгой, не читая ее? На что нужно обратить внимание? (На автора, на название, на содержание, на объем, иллюстрации, выходные данные, аннотацию.) – Что такое аннотация? (Учащиеся называют, что они знают об аннотации. Эти сведения записываются на листе, где нарисовано “дерево знаний”, в “корнях”.) 2. Объяснение нового материала– Прочитайте текст. – Какую информацию об аннотации вы узнали из этого текста. Аннотация – это краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или на последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно порекомендовать книгу. Задачи аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. Например: “Настоящая книга представляет собой первый на русском языке перевод словаря-справочника по истории географических открытий и исследований. Он содержит биографии более чем трехсот выдающихся путешественников и мореплавателей всех времен и народов”. Слишком коротко и слишком “сухо”? Нет, вполне достаточно, чтобы заинтересовать книгой под названием “300 путешественников”. Привычка пользоваться аннотацией – одна из главных привычек серьезного читателя. (Юному книголюбу. Словарь-справочник.) – Задайте вопросы, на которые вы можете найти ответы в этом тексте. (Что такое аннотация? Где в книге расположена аннотация? Какова цель аннотации? Кто пользуется аннотацией?) 3. Закрепление изученного.Перед вами две аннотации. Сравним их. – Что значит сравнить? (Найти общее и различное.) Леокум Аркадий Детская энциклопедия “Скажи мне, почему?..” (Авторизированный перевод Я. и А. Огуреевых. Художник А. Вернигора. – М.: Мол. гвардия, 1992. – 334 с., ил. В книге сконцентрированы наиболее интересные и современные знания из разных областей жизни человека, природы, науки, истории, культуры. Родная старина: Отечественная история в рассказах и картинах. (с XVI до XVII ст.) / Сост. В. Д. Сиповский. – М.: Современник, 1993. – 446 с., ил. Второй том “Родной старины” В.Д. Сиповского посвящен событиям допетровской Руси. Юный читатель серии “История России в рассказах для детей” сможет пополнить свои знания об эпохе Смутного времени, познакомится с историей религии и церкви. Замечательные иллюстрации дают наглядное и точное представление об архитектуре того времени, об одежде, оружии, быте наших предков. “Родная старина” – незаменимое учебное пособие по истории Отечества. – Что вы узнали о книгах из этих аннотаций? – Что общего в них? – Какие две части можно выделить? (Попутно составляется на доске схема.) – Какие элементы можно выделить в библиографическом описании? (Автор, название, год издания, издательство…) – Какую информацию нам могут дать эти элементы аннотации? – Что общего в тексте аннотации? – Каково назначение каждого из этих текстов? (1 – дает представление о содержании; 2 – рекомендует познакомиться с книгой) – Как автор аннотации смог привлечь ваше внимание к книге? (Обращение “юный читатель”, реклама “незаменимое учебное пособие”.) – Какие элементы можно выделить в тексте аннотации?
(Обязательно обратить внимание учащихся на порядок элементов в библиографическом описании и знаки препинания.) – Что нового узнали на уроке? (Учащиеся записывают на бумаге, которая оформлена в виде листка дерева, что нового они узнали на уроке.) – Что еще осталось невыясненным для вас? – Какую информацию об аннотации вы хотели бы еще получить? (На “Дереве знаний” появляются “почки” – то, что будет узнано, раскрыто на следующих уроках.) 4. Домашнее заданиеНайдите книгу, в которой есть аннотация, принесите ее на следующий урок по этой теме. Урок 2. Тема: “Аннотации бывают разные”Цели урока: познакомить учащихся с новыми сведениями об особенностях содержания аннотаций, их возможной структуре и языково-стилистическом оформлении, готовить к самостоятельному написанию текста вторичного жанра. Ход урока1. Проверка домашнего заданияУчитель: К сегодняшнему уроку вы принесли книги, в которых есть аннотации. Зачитайте их. Оказывается, аннотации бывают разные. Но цель их одна. Какая? (Кратко охарактеризовать содержание книги.) 2. Углубление знаний по темеПознакомьтесь с предложенными аннотациями.
Витя и Костя все время попадают в нелепые истории. Решили на жонглеров учиться – посуду перебили. Начали дрессированного щенка со сцены показывать – он задачку решить не может. Почему так получилось – прочитаете в книге.
С некоторых пор в школе юных математиков стали происходить удивительные события. Ничем не примечательный семиклассник Сережа Сыроежкин неожиданно стал лучшим бегуном, лучшим математиком, лучшим фокусником. Оказывается, он прекрасно понимает язык зверей. Что с ним произошло?
Поступок Дарьи Шалихиной удивил всю деревню. Война идет, своих детей трое, а она удочерила осиротевшую девочку из города. Но Дарью трудности не пугали: “Как-нибудь проживем!” Беспокоило другое: станет ли Валентинка звать ее мамой? [24, с.146]
Рассказы известного прозаика о жизни ребят современной деревни. [31, с.165] – С какой книгой вам захотелось познакомиться, прочитав аннотацию? Почему? – Одинаковы ли цели этих аннотаций? (Первые – заинтересовать, последняя – дать информацию о содержании.) – Как автор аннотации решает задачу заинтересовать читателей? Какие выражения побуждают нас обратить внимание на книгу? (Вопрос “Что с ним произошло?”, цитаты из книги “Как-нибудь проживем!”, рекламные крючки “Почему так получилось – прочитаете в книге”.) – Как возбуждает интерес автор аннотации вашей книги? (…) – Это нестандартные (необычные) выражения, используемые в аннотациях. Но есть и те, которые используются в аннотациях чаще других – клише. Клише (фр.) – готовый оборот речи. В книге собраны… – Найдите в своих книгах стандартные и нестандартные конструкции. 3. Самостоятельная работа.– Проверим ваши знания по теме “Аннотация”. Ваша задача – восстановить поврежденный текст аннотации, расставив ее элементы в нужной последовательности, и дописать аннотацию, дав книге оценку, рекомендацию. Варианты текстов:
Рассказы о сибирской деревне, о детстве мальчика, о его бабушке и дедушке, настоящих тружениках и прекрасных людях.
Юмористическая повесть известной шведской писательницы о чудесных путешествиях и забавных приключениях девочки по имени Пеппи Длинныйчулок.
4. Домашнее заданиеВы приобрели достаточно знаний для того, чтобы самостоятельно создать аннотацию. Напишите такую аннотацию на свою любимую книгу, чтобы, познакомившись с ней, у читателей возникло желание прочитать книгу. (Впоследствии оформляется выставка аннотаций учащихся “Советуем прочитать”.) Разработки уроков по теме “Конспект”Урок 1. Тема: “Конспект”Цели урока: познакомить школьников с таким видом переработки текста, как конспект, правилами создания конспекта. Ход урока1. Работа с текстомПеред вами два текста. [2] Прочитайте их. Чем они похожи? Можно ли их назвать одинаковыми? Начинаем закаляться Представим себе не столь уж редкую в северных широтах картину. Человек на льдине, оторвавшейся от берега. Он намок, его одежда превратилась в ледяной панцирь. Ее бы надо снять и высушить на ветру и морозе. Способен ли выдержать человек такое испытание? Способен, если дух и тело закалены для жизни и работы в подобных испытаниях, в суровых условиях. Но закаливание нужно нам не столько для преодоления трудностей и выживания в экстремальных ситуациях, сколько для повседневной жизни, чтобы не бояться простудных заболеваний, гриппа или сквозняков. И вот что еще важно: закаливание оказывает сильное влияние на психику, воспитывает твердый характер, настойчивость, укрепляет волю, помогает бороться с неврозами, которыми в последние годы страдает все больше людей. Закаляться можно разными природными факторами: воздухом, водой и солнцем. Для жителей северных районов и средней полосы нашей страны доступнее всего закаливание холодом. Средства и методы закаливания делятся на традиционные и нетрадиционные. К первым относятся влажные обтирания, душ, домашние ванны, купание, хождение босиком по росе, прибрежной гальке, лыжные прогулки, туризм и т. д. А к нетрадиционным относится закаливание морозным воздухом, снегом, зимнее плавание. Закаливание холодом разной интенсивности полезно. Но нужно обязательно посоветоваться с врачом, что касается зимнего плавания и других высших форм закаливания. 2 вариант текста “Начинаем закаляться” Закаляться нужно, чтобы не болеть, не бояться холода и сквозняков. Закаливание воспитывает волю, характер, помогает преодолевать нервные перегрузки. Укреплять здоровье можно разными методами закаливания: плаванием, лыжными прогулками, туризмом, хождением босиком по росе, прибрежному песку, гальке и т. д. Но особенно эффективно закаливание холодом и зимним плаванием. Однако, прежде, чем начинать закаляться нетрадиционными способами, нужно посоветоваться с врачом, чтобы не нанести вреда организму. – Найдите в тексте ответы на вопросы:
– На какие еще вопросы можно получить ответ в этом тексте? – Одинакова ли основная мысль текстов? Какова она? – Какая информация отсутствует во втором тексте? (Примеры, повторы слов, разъяснения.) Почему? – Что представляет из себя второй текст? (Краткая запись основных положений текста.) – Правильно, это конспект – краткая запись существенных положений текста. 2. Объяснение нового материала– Зачем нам нужен конспект? Где мы можем его использовать? (Для запоминания, хранения информации.) – Значит, каково главное требование к конспекту, каким он должен быть? (Понятным через некоторое время.) – Подчеркните в первом тексте ту информацию, которую удалили без ущерба для содержания. Почему? (Она является второстепенной.) – В каком виде дана существенная, важная информация? (Смысл сохранился, изменилась форма изложения.) – Каким образом ее изменили? (Сжали, переформулировали.) – Каким образом произвели сжатие? (Устранили избыточную информацию, переконструировали предложения в сложные, с однородными членами.) – Но ведь запись главной информации – это тезисы. Чем отличается конспект от тезисов? (В конспекте мысли связаны по смыслу, есть примеры, доказательства.) 3. Практическая работаСоставим собственный конспект предложенного текста. – Что для этого нужно сделать? (Составляется памятка, алгоритм работы над конспектом.) Памятка Как составить конспект [1]
– При составлении конспекта некоторую информацию можно излагать в виде схем, таблиц, графиков, можно и нужно использовать сокращения слов. – Как можно сократить слова? (Повторение правил сокращения слов.) 4. Домашнее заданиеСоставьте друг для друга конспект по русскому языку по теме: “Второстепенные члены предложения” Урок 2. Тема: “Конспект”Цель урока: развивать умение разворачивать информацию, анализировать готовый конспект, сопоставлять исходный текст и вторичный, учить редактированию текста. Ход урока1. Практическая работа– Обменяйтесь конспектами, которые приготовили друг для друга. – Соответствует ли конспект заданной теме? – Восстановите текст по данному конспекту. Запишите его как можно более полно. – Сравните полученный текст с исходным (первоисточником). – Чем отличаются исходный и вторичный тексты? (Полнотой изложения.) – От чего зависит качество восстановленного текста? (От качества конспекта.) – Каким должен быть конспект? Какие требования предъявляются к этому вторичному тексту?
– Дайте оценку конспекту товарища в соответствии с этими требованиями. Заполните предложенную форму.
2. Закрепление изученного– Поменяйтесь конспектами. – С какими замечаниями критика вы согласны, а с какими не согласны? Почему? – Имея свой конспект и анализ своего конспекта, отредактируйте его, устранив недостатки. 3. Домашнее заданиеДомашнее задание дается по теме следующего урока. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |