Преподавание русского языка Удивительные ритмы осениNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1063 Арапова Вера Станиславовна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: аудиозаписи произведений П.И. Чайковского из цикла “Времена года”, слайдовая презентация картин русских художников, раздаточный материал. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Вводная часть. (Слайдовая Презентация. Стихотворение М.И. Цветаевой “Красною кистью”)
16 августа 1916. Осень – удивительное время года. Пора увядания природы, короткого солнца, пора прощальная, грустная, но при этом наполненная яркими красками. Такими, что вы видите в этом праздничном осеннем букете. Посмотрите на эти цветы, почувствуйте неповторимый аромат осени и распахните душу навстречу поэзии. Итак, поэзия, ритм, ритмический рисунок, рифма, эпитет, синквейн – это главные термины и понятия, с которыми нам предстоит работать на нашем занятии по русской словесности. Посмотрите, я собрала их в другой букет. А тема нашего занятия, как вы уже догадались, звучит так: “Удивительные ритмы осени” 3. Основная часть. А) Ритмическая разминка. Осень… Шелест падающих листьев. Шум дождя. Прощальный крик улетающих птиц. Заунывная песня ветра. Мощные раскаты грома. Шум дождя. Это и есть поэзия. И у нее удивительные звуки и ритмы. Поэтическое произведение невозможно представить без ритма и рифмы. Поэтому стихами называют мерную, ритмическую музыкальную речь. А ритм стихотворения – это не что иное, как чередование звуковых сочетаний, чередование ударных и безударных слогов. Посмотрите, как выглядит ритмический рисунок у стихотворения М.И. Цветаевой:
Посмотрите, какой он четкий, и как точно передаёт он буйство звуков стихотворения, особенно колокольный звон. Итак, я вижу, вы уже готовы к выполнению первого учебного задания. Я предлагаю вам составить ритмический рисунок к другому стихотворению об осени, автор которого русский поэт второй половины XIX века Аполлон Майков. Прочитайте стихотворение и правильно поставьте ударение в каждом слове.
Ритмический рисунок стихотворения:
Молодцы! Получается! Вы прекрасно чувствуете ритм стихотворения. А это значит, что изучать стихотворные размеры, с которыми вы скоро познакомитесь на уроках литературы, вам понравится. Б) Упражнения на нахождение правильной рифмы. Как вы думаете, чем поэтическая речь отличается от прозаической? Поэтическая речь – это мысль, замешанная на чувстве и облаченная в в особую ритмическую форму. И, конечно, поэзия – это рифма или звуковое совпадение в конце строк стихотворения. “Поэзия – это круто налившийся свист, это щёлканье сдавленных льдинок, это ночь, леденящая лист, это двух соловьёв поединок”. Так говорил о поэзии Борис Пастернак. То есть рифма – это ритмическое созвучие. Давайте найдём такие совпадения в стихотворениях М.И. Цветаевой и А. Майкова. (кистью – листья, зажглась – родилась, горят – трещат, в лесу – красу). В следующем стихотворении, автор которого русский поэт второй половины XIX века Владимир Соловьев, пропущены рифмующиеся слова. Вас нужно их найти и восстановить стихотворение, которое называется “Осеннею дорогой”. Но задание это непростое. Вам нужно будет изменить данные имена существительные, прилагательные, глаголы. Осеннею дорогой Земля Меркнет день. Над уставшей, поблекшей _____________ Висеть Неподвижные тучи __________. Золотая Над прощальным узором листвы ____________ Сквозить И берёзы, и липы ___________. Сон Душу обняли нежно-тоскливые _____, Даль Замерла бесконечная ________, Весна И роскошно-блестящей и шумной _________
Слова Погрузилась в молитву без _________,
Духи Бледнокрылых, безмолвных _________. Осень 1836. (Выразительное чтение стихотворения учащимися.) В) Творческая часть. Мы познакомились с ритмом и рифмой. Осталось самим написать стихотворение. Тема ваших будущих творений понятна. Это осень. А вот способ написания стихотворения я выбрала необычный. Называется он синквейн. В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определённым правилам. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема стихотворения. На второй – два прилагательных или эпитета, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке нужно написать три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строке можно написать словосочетание или предложение, с помощью которых вы выразите свое отношение к теме. Это может быть цитата из стихотворения или крылатое выражение. Последняя строчка – это завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи. Давайте сначала все вместе напишем синквей на тему “Букет”. Букет Осенний, золотой Манит, завораживает, удивляет Рябины красная кисть Цветы. А теперь попробуйте написать синквейн на тему “Осень”. (Самостоятельная работа учащихся.) 4. Подведение итогов занятия. (Чтение стихотворений учащихся и составление “поэтического осеннего букета” на доске.) Вот и подходит к концу урок словесности. Так что же необходимо, кроме ритма, рифмы, средств художественной выразительности, чтобы стихотворение стало маленьким шедевром? Фантазия, воображение, вдохновение, умение чувствовать природу. Писать стихи нелегко. Нужен талант. Но талант нужен и тогда, когда мы читаем стихи. Научиться их читать, понимать, чувствовать можно и нужно. Это важно, потому что поэзия дарит нам радость открытия, помогает пережить высокие чувства, делает каждого из нас красивее, умнее, лучше. Именно это мы сегодня и сделали с помощью удивительных ритмов осени. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |