Преподавание русского языка Урок развития речи "Комплексный анализ текста «Памятник подлецу»", 7-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.12.07 Просмотров: 1213 Надрина Лада Евгеньевна, учитель русского языка Цель: воспитание у учащихся чувства гражданственности, уважительного отношения к людям, природе через чтение и анализ текста. Задачи:
Оснащение:
План анализа текста.
Памятник подлецу. Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили голубую серебристую ель. Она стала гордостью всего дома, его украшением. И вот однажды перед Новым годом ёлку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам. Смотрели с болью, содроганием, гневом… На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку”. Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном. Ход урока I. Организационный момент. Цели урока. (запись темы урока, эпиграфа) II. Работа с эпиграфом урока. - Определите значение слова “уважение”. (Учащиеся самостоятельно определяют ЛЗ, затем находят значение этого слова в толковом словаре и записывают в тетрадь.) - Как вы понимаете смысл высказывания Джона Голсуорси? - Попытайтесь определить, почему это высказывание взято в качестве эпиграфа к уроку? III. Работа с заголовком текста (подготовительный этап). А) уточнение темы урока - Исходя из темы урока на доске, сформулируйте, чем мы с вами будем заниматься? Б) предугадывание содержания текста - По заглавию определите, о чём этот текст? Как вы думаете, какую информацию должен этот текст содержать? IV. Знакомство с текстом. Работа по плану анализа текста. А) просмотровое чтение (самостоятельное) Б) чтение текста учителем - Какое впечатление произвёл на вас текст? В) определение темы, идеи, проблемы текста (с записью в тетрадь) - Определите тему текста. - Зачем жители дома посадили во дворе ель? - Что случилось с елью? - Как восприняли случившееся жители дом? Найдите в тексте. - Почему текст называется “Памятник подлецу”? Каким мы можем назвать такого человека? (бессовестным, равнодушным, эгоистичным, не уважающим труд других людей, их чувства, безнравственным) - Определите ЛЗ слова “нравственность”, найдите значение этого слова в словаре, запишите в тетрадь. - Назовите качества человека, позволяющие считать его поведение нравственным. - Можно ли этому человеку найти оправдание? - Встречали ли вы в городе такие пеньки? - Смогли бы вы срубить ель? Что бы вас остановило? - Определите идею этого текста. - Какова проблема этого текста? Г) уточнение ЛЗ незнакомых слов (запись в тетрадь) Укор - упрёк, порицание, осуждение. Содеянное - (содеять), то же, что совершить. Д) оценка понимания текста - Какими чувствами наполнен текст? Какой человек мог испытывать такие чувства? Е) определить тип, стиль, признаки стиля, выразительные средства, характерные для этого стиля - Определите тип текста. (запись) - Определите стиль текста. (запись) Докажите, какие признаки характерны для этого стиля. - Какие средства выразительности использованы автором в тексте? Обобщите свои наблюдения. V. Создание собственного речевого высказывания на основе проанализированного текста. - Выразите своё отношение к поднятой в тексте проблеме.(Учащиеся, путём собственных рассуждений, возвращаются к эпиграфу урока) VI. Домашнее задание. - Зачем жители дома сделали эту табличку? Что ещё можно было сделать? (написать статью в газету, сочинить стихотворение, написать письмо подлецу, нарисовать газету, выступить на радио) - Итак, это и будет вашим домашним заданием, вы выбираете, либо вы пишите отзыв на прочитанный текст, либо выполняете творческое задание. VII. Оценки. VIII. Итоги урока. - Чем занимались на уроке? - Что запомнили? Сформулируйте вывод. IX. Учитель заканчивает урок чтением стихотворения Эдуарда Асадова “В мире столько всяческого зла…”
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |