Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Речь устная и письменная. Что изучает фонетика?" 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.12.07 Просмотров: 2109 Годунко Ольга Викторовна, учитель русского языкы Цель урока: создание условий для развития лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся в процессе освоения понятия о фонетике Задачи:
- сформировать понятия: устная и письменная речь, фонетика, звуки речи; - сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия устная и письменная речь, гласные и согласные звуки 2) развивающие: - создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы; - продолжить развитие творческих способностей 3) воспитательные: - воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с лингвистическими текстами Тип урока: комбинированный (вводный в раздел) Ход урока
Ребята, что было бы, если бы люди не умели говорить. (ответы учеников) Какова же главная задача языка? (Главная задача языка - быть средством общения между людьми, т.е. средством обмена мыслями, информацией) Общение - это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка ( чтение, письмо и др.) Существует две формы общения (две формы речи). Какие, вы узнаете, прочитав текст № 1. (см. приложение 1)
Стихотворение А.Барто "Сильное кино" (ролевое чтение наизусть) (см. приложение 2)
Вывод: Речь должна быть правильной, выразительной, логически последовательной. III. Фонетика Прочитайте текст № 2 (см. приложение 3)
Фонетика - (от греч. "фоне" - звук) раздел языкознания, изучающий звуки речи. Органы речи - это лёгкие, гортань, голосовые связки, полость носа и рта, язык, губы. Звук речи образуется только при выдыхании. Выдох делается лёгкими. Струя воздуха из лёгких идёт через гортань в полость рта или носа. В гортани находятся голосовые связки. Голосовые связки - это две мягкие складки, прикреплённые к стенкам гортани( в том месте, где кадык); они могут натягиваться поперёк гортани, образуя преграду для воздуха и оставляя только щель для прохода воздуха. Струя воздуха заставляет дрожать голосовые связки (как дрожат струны), и от этого получается звук. Голосовые связки работают при произнесении гласных звуков, а также согласных звонких звуков. При произнесении согласных глухих звуков голосовые связки почти совсем не работают. Окончательно звуки оформляются в полости рта или носа. В полости рта звуки оформляются благодаря работе языка и губ. Проследите, как меняется положение губ при произнесении звуков [а] , [о], у], [и]. Язык и губы могут создавать преграды на пути воздуха. Струя воздуха преодолевает эти преграды или взрывает: [п] – [б], [г]-[к], или просачивается в оставленную в них щёлку:[с]-[з],[ш] – [ ж], или проходит под краем языка плавно[л], или заставляет дрожать кончик языка [р]. IV. Физкультминутка V. Понаблюдаем, для чего же служат звуки речи? 1) В чем отличие данных слов?
(ответы учащихся) 2) Игра "Полминутки для шутки" (Слайды 6-8) Заменяя один звук, образуйте новые слова от данного “ком” - ... (сом, том, дом, лом) 3) Метаграммы. (Слайды 9-10) Заменяя всего один звук в слове, отгадайте новое слово. а) Хоть мала я, но взгляни: б) С “к” я в школе на стене, в) Я зверь свирепый, хитрый, злой. г) С “ч” летаю над волною, VI. Надо ли изучать фонетику? (ответы ребят) Ученики - консультанты: Дополнительный материал о значении фонетики. Вывод: Звуковая сторона слова - это всего лишь внешняя оболочка, форма. Но знание её, знание фонетики необходимо для глубокого усвоения родной речи. Решение кроссворда (Слайд 11) По горизонтали:
По вертикали: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. VIII. Домашнее задание Выполнить одно из заданий по выбору:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |