Преподавание русского языка Образование имен прилагательных с помощью суффиксов -к- и -ск- (5-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.12.07 Просмотров: 1526 Васильева Татьяна Ильинична, учитель русского языка и литературы Цели:
Ход урокаI. Проверка домашнего задания.Учащиеся пишут письмо по памяти. II. Повторение пройденного.1) Лексическая работа. Задание: определить лексическое значение иноязычных прилагательных, подбирая к ним синонимы. Затем с любым прилагательным каждый ученик составит по одному предложению.
Слова для справок:
2) Синтаксический разбор предложения
3) Образование имен прилагательных с суффиксами -ЧИВ-, -ОВАТ-, -ЛИВ-.
III. Усвоение нового материала.1) Анализ примеров. – Сегодня на уроке мы продолжим изучение правил образования имен прилагательных с помощью суффиксов. А именно с помощью суффиксов -К-, -СК-. На письме учащиеся нередко смешивают суффиксы -К-, -СК-. Необходимо научиться отличать прилагательные с суффиксами -К- (низкий) от прилагательных с суффиксами -СК- (кавказский). Запишем в тетрадях и на доске прилагательные НИЗКИЙ, УЗБЕКСКИЙ, БЛИЗКИЙ. Образуйте их краткую форму (низок, узок, близок). – Когда же в именах прилагательных пишется суффикс -К-? (В качественных прилагательных пишется суффикс -К- (т.е. в прилагательных, если можно образовать краткую форму)). А теперь образуем прилагательные от существительных:
– Какие это прилагательные? На что оканчивается основа у существительных? – Что происходит в корне при образовании прилагательных? ( чередование К//Ц , Ч//Ц) – При помощи какого суффикса образовались прилагательные? Вывод:
IV. Закрепление материала.1. Задание: выделить суффиксы, согласовать с существительными.
2. Выполнить упражнение 676. Выписать имена прилагательные суффиксами -СК-, разобрать по составу. 3. Индивидуальная работа на доске. Задание: разобрать слова по составу
4. Выполняется упражнение 677. V. Физкультминутка.VI. Чтение правила § 88 (стр.274)VII. Усвоение нового материала.Правописание буквы Ь перед суффиксом-СК-
– После какой согласной в прилагательных с суффиксами -СК- пишется буква Ь? – Когда буква Ь не пишется? – Какое слово составляет исключение? VIII. Закрепление правила.1. Выполняется упражнение 678, 679. 2. Диктант с цифровыми (или буквенными) обозначениями. Задание: Вместо прилагательных записать цифры (или буквы):
Ключ к заданию: 1, 3, 2, 2, 2, 2, 2, 3, 3, 2, 1. (АВБББББВВБА) IX. Итог урока.– Что нового узнали на уроке? – Когда в прилагательных пишется –К-, -СК-? X. Домашняя работа.– О каких играх чувашского народа вы знаете? Поинтересуйтесь о них у бабушек и дедушек. Запишите ход игры. Например, игра «Сельский хоровод». У чувашского народа есть удивительная игра «Сельский хоровод», по-чувашски это звучит «Вайа карти». В старые, давние времена, красные девицы и добрые молодцы собирались после вечерних работ на центральной улице деревень или на широком лугу. Здесь с праздника святой Троицы и до Петрова дня (12 июля) сельская молодежь начинала свой культурный отдых, водила хоровод. Хоровод – народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей – участников какой-то игры, танца. Сельская молодежь веселилась, радовалась жизни. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |