Преподавание русского языка
Занимательная орфография
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 920
Герасимова Галина Артемьевна, учитель русского языка и литературы № 1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. Если буква у тебя вызовет сомнение, Ты немедленно ее ставь под ударение. Например, лиса в лесу как-то заблудилась. В лес на выручку лисы много лис явилось. № 2. Непроверяемые гласные и согласные в корне. Есть слова, в которых буквы невозможно заменять. Удареньем бесполезно их запомни проверять. Помнить надо те слова и не путать никогда. Не ленись в словарь взглянуть – Это к грамоте твой путь. Апельсин, арена, здесь Орфограмма эта есть. И в конфете притаилась, в пианино закатилась. В баскетбол идешь играть, но про т не забывать. На футболе не зевай, букву т не потеряй. – Все запомнил? –Повтори! Орфограмму заучи. № 3. Проверяемые согласные в корне слова. “Дуб” ли, “год” ли разберись, Ответ дать не торопись. Докажи сначала мне, Что напишешь ты в конце. Дуб – дубы, а год – года Пишем букву д тогда. Значит просьба – попросить, А ходьба будет ходить. – Все понятно? – Повтори! Орфограмму заучи. № 4. Непроизносимые согласные в корне слова. И ужасно, и опасно Букву т писать напрасно. Всем известно, как прелестно Букву т писать уместно. А проверить? Известить. Грустно станет – загрустить. Поздно – значит опоздать; Здравствуй – здравия желать. № 5. Буквы и, у, а после шипящих. Буквы и, у, а ты пиши, дружок, всегда. После всех шипящих букв: После ж и после щ, после ч и после ш. Щука к чаще подплыла, чудеса: щавель нашла. Пищать начали щурята: шиповника маловато. Парашют, жюри, брошюра Пиши с ю, как имя Юра. № 6. Разделительный ъ и ь знаки. Соловьи, семья, друзья Пиши Ь всегда. Объявленье, съемка, въезд Ъ напишем здесь. Ъ не обделяй, им приставки отделяй. В корне пишем – это правило пустяк. № 7. Раздельное написание предлогов с другими словами. Приставки пишем слитно – То правило просто Предлоги же раздельно- Известно всем давно. По опушке бродит волк По, понятно вам, предлог. Прокрадется он в село – Про – приставка. Повезло. Но овцу он не унес: Встретил волка старый пес. Из – под дома, Из – за туч – Черточку не позабудь. № 8. Употребление Ь на конце существительных после шипящих. В женском роде пишем смело Ь – Вперед за дело. Не забудь о том, что рожь, Дочь, дичь, помощь, вещь, речь, ложь; Им подобные слова Любят Ь всегда. Но вот луч, и еж, и врач Иных требуют задач. Ь здесь не пиши, Вспомнить правило спеши. Род мужской не подведем Ь прибережем. Мы напишем: “Из – за туч выглянул последний луч. Помощь вовремя пришла, Молодежь плясать пошла”. № 9. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. Хищный, мощный и кончать Ь нельзя писать. Мостик, гвоздик и очки Ь не пишешь ты. Но болельщик, вскользь, возьмем Ь опять вернем № 10. Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с-). Ты запомни, что у нас Правило одно: Не меняем никогда За-, над-, под-, о-, до -. Все приставки заучите, Слова правильно пишите. Надпись, сделать, посидеть, Телевизор посмотреть. № 11. Буквы з- и с- на конце приставок. Из-, ли, ис-, ли, раз- и рас-? Объясню я вам сейчас. Напиши, дружок, ты з Перед б, г, д, в, ж. Не забудь про л. про м, и, конечно, букву з. Извергаться, разжимать, пишем букву з, Но рассвет, искать, всплакнуть пишем только с. №12. Буквы -о, -а в корне -лаг-, -лож-. Если после корня -а, В корне а пиши всегда. Предлагать, предполагать Должен правило ты знать. Отложить и изложить Букву о здесь не забыть. – Все запомнил? – Повтори. Орфограмму заучи № 13. Буквы о-а в корне -раст- -рос-. Подросла сирень в саду, Я с растеньем к вам иду. Корень -рос- влюбился в о, Ему очень повезло. Там, где есть -ст- и -щ-, Пишем только букву а. Кустик быстро подрастал, Летом вишенкою стал. Исключение: росток Мы напишем через о. № 14. Буквы ё-о после шипящих в корне слова. Зашипеть захочешь ты, Букву ё в корне пиши. Щётка, щёголь, жёлудь, чёлка, Щёлкнуть, чётко, чёрт и пчёлка. Но не путай: шов, трущоба, шорох, шоколад, обжора. Ты запомни те слова один раз и навсегда. № 15. Буквы ы-и после ц. Помни, что в словах на -ция Пишем ия, слаша ыя. Милиция, полиция, рация, акация. И с корнями разберись. Поставить и поторопись. Цифру дали циркачу, Цинга не страшна силачу. Но запомни-ка слова И не путай никогда. Цыган с цыганкою дружны. Стоят на цыпочках с ребенком, Не смея цыкнуть на цыпленка. № 16. Прописная буква в именах собственных. Во Владивостоке я родился, С Сашей в школе подружился. С Ивановым мы друзья, Не любить его нельзя. Подарил он мне котенка Я назвал его Сластёнка. Все названья рек, морей, Теплоходов, кораблей, Городов и островов- Имя собственное я Пишу с прописной буквы, друзья. № 17. Буквы Е и И в окончаниях имен существительных. Падежи разные у нас, но трудны они подчас. Родительный, дательный да еще предложный. Е и И запутались, сложно, но возможно Разобрать, где Е, где И, вот, пожалуйста, смотри. У 3-его склонения есть только буква И: вещи, вещи и еще раз о вещи. Но о море во 2-ом (легче не бывает!). Страны, стране в стране родной друг мой проживает. № 18. Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных и прилагательных. Недоволен я скворцом, Недоволен я грачом. Букву О писать должны, Понимаешь это ты? Но с товарищем моим Мы за птицей последим. Принесла та наконец Букву Е к себе в конец. Буква О под удареньем, Буква Е без ударенья. № 19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Каким утром вышел я воздухом дышать? Ранним. Значит, будем мы букву И писать. В синеве (какой?) душистой пахнет ландыш серебристый Не ленись вопрос задать, чтобы правильно писать. № 20. Краткие прилагательные с основой на шипящую. Могуч, пахуч, дремуч, тягуч. Прошу: здесь Ь не мучь! № 21. Не с глаголами. Не берег, не знал, не видел. Не, случайно, не обидел? Не раздельно напиши и соседу подскажи. Ненавижу, негодую Здесь без не я жить не буду. Потому что без нее Я не стою ничего № 22. Ь после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2-м лице ед.ч. Ь беречь не сметь. Почему об этом речь? У глагола право есть взять все то, что захотеть. А ведь наша буква Ч любит Ь вообще. Вот смотри: зажечь, привлечь, ненадолго бы отвлечь, Испечь что-то и сберечь, а потом опять прилечь. Ты рисуешь и поешь, с Ь ты живешь. У II-ого же лица Ь пиши всегда .№ 23. -тся и –ться в глаголах. Что делать? Купаться, нырять, кувыркаться. Коль в вопросе Ь, не забудь о нем, чудак. Но купается мой брат, кувыркается солдат, Улыбается отец: “Подскажи-ка мне конец?” Ну, конечно, угадал. Правильно: вопрос задал. Что он делает? Смеется, улыбается, клянется. Что же делает солдат? А отец? А ты? А брат? Ь не пишем здесь. Вам секрет понятен весь? № 24. Буквы Е-И в корнях с чередованием. Если после корня а, В корне И пиши тогда. Расстилала, собирала, Запирала, отпирала. А без буквы этой а Только е пиши всегда. Расстелила, заперла, Заблестела, замерла. № 25. Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и IIспряжения. Ко II же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключив стелить и брить. И еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, вертеть, и зависеть, и терпеть.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|