Преподавание литературы Урок литературы по творчеству С.Есенина в 9-м классе на тему "Мой край задумчивый и нежный…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.12.04 Просмотров: 1163 Иванова Людмила Егоровна, учитель Цели: 1. Расширить информационное поле учащихся о лирике С.Есенина посредством анализа. 2. Развивать умение самостоятельно строить адекватные образы, постигать авторские принципы видения мира, давать собственную оценку произведению и отражённых в нём жизненных явлений на основе ассоциативных связей. Построение познавательного процесса на основе развития способностей к абстрагированию, выражению гипотез, самостоятельной формулировки выводов. 3. Воспитание учащихся через развитие эмоциональной и мыслительной сферы психолого-физиологических особенности полов, создание синтеза мыслительных операций и эмоционально-волевой сферы. Тип урока: изучение нового материала. Метод: частично-поисковый. Приёмы: ассоциативное исследование, алгоритмизация. Форма урока: практикум. Форма работы: групповая. Оборудование: раздаточный материал для 3 групп: 1. План анализа стихотворения. 2. Памятка понятия основных тропов и стилистических фигур (для слабых детей). 3. План ответа (для слабых классов необходимо дать план ответа, где даны начала предложений:
4. Карточка с вопросами. 1) Какой край описывает поэт? (Ответ аргументируйте с помощью слов одной тематической группы.) 5. Распечатанные есенинские стихотворения: «Королева», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…». 6. Репродукции картин: по 3 каждой группе:
7. Заготовки Лирика С.Есенина. 8. Критерии оценивания выступления:
План доски:
Структура урока:
Ход урока Все учащиеся делятся на 3 группы:
1. Слово учителя: С.Есенин..! Произнося это имя, каждый человек думает о своем: одни - о белой берёзе под окном, другой - об интересной жизни С.Есенина; третьи- о загадочной смерти поэта. А какие мысли вызывает это имя у вас? Чем интересны и особенны его стихи? На эти вопросы мы ответите немного позже, когда поймёте, почему темой урока является строка из стихотворения С.Есенина « Мой край задумчивый и нежный!» Цель нашего урока - исследование тематических особенностей лирики С.Есенина с опорой на ваше знание творчества поэта, умение анализировать поэтическое произведение. Основным методом работы будет ассоциативное исследование. В работе нам помогут незаконченные схемы, которые вы видите на доске. Они нужны для определения объекта и предмета исследования, для появления ассоциативных образов, для анализа поэтического текста. 2. Ребята, вы не случайно сели так, работа будет проходить в группах. На столах лежат материалы необходимые для вашего исследования. Итак, объектом исследования у нас является лирика, попробуйте определить, что это такое через ассоциативные образы, иными словами, что возникает в ваших мыслях, когда вы произносите это слово? Ответы детей (отвечающие учащиеся выходят и заполняют центральную часть доски, протягивая стрелки от слова ЛИРИКА.) Это может выглядеть так:
Далее учащимся или учителем делается вывод о том, что все сказанные и записанные слова связаны со словом лирика: Лирика- это род литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур. - Итак, определён объект изучения, а что тогда будет предметом исследования? (С. Есенин.) - Подумайте, какие ассоциации возникают у вас при упоминании этого имени? (Ответы детей.) (Отвечающие учащиеся выходят и заполняют центральную часть доски, протягивая стрелки от слова С.Есенин.) Это может выглядеть так: - Так кто же такой С.Есенин? (С.Есенин - поэт-имажинист, родившийся в рязанской деревне, оттого ему была близка родная природа и судьба русского народа.) - Итак, мы определили предмет и объект исследования, теперь наши ассоциации помогут при ответе на главный вопрос: почему темой урока звучат именно эти строки? Для ответа на вопрос каждая группа проанализирует своё стихотворение по заданному плану:
Вопросы:
За 4-5 мин. Вы проводите своё исследование, затем один человек из группы выходит к доске с планом ответа и репродукцией, которую выберете. Сначала выразительно читаете стихотворение, даете краткий анализ и отвечаете на 2 вопроса, данных в планах ответа, затем записываете свою тему на доске в незаконченную схему справа. При ответе одной группы две другие оценивают защиту проекта своих конкурентов по следующим критериям: уровень выразительности чтения; правильность анализа; яркость выступления. Итогом работы станет ответ на вопрос: Почему все три стрелки на незаконченной схеме сводятся в одну, что общего между стихотворениями С. Есенина на разную тематику? 3. Работа учащихся в группах в течение 5 минут и защита проектов.
4. - Итак, почему же стрелки соединились, что общего между стихотворениями с разной тематики? (Тема Родины звучит в стихах С.Есенина везде: и в описании природы, деревни, и в описании девушки.) - Теперь ответьте на вопрос, поставленный в начале урока: почему тема урока «Мой край задумчивый и нежный»? (Какое бы стихотворение мы ни брали, какую бы тему оно ни раскрывало, везде звучит тема Родины, родного края, любовь к которому С.Есенин пронёс через всю свою жизнь.) - Определим голосованием, у какой группы выступление получилось удачнее? (Голосование и определение лучшего выступления.) 5. Мы выявили особенности лирики С.Есенина, теперь ваша задача за 1 минуту на листочках, а потом на доске изобразить ваши ассоциации с фразой: И составить связное высказывание по ним, причём ваши ассоциации могут быть разные:
6. Вы хорошо справились с заданием, но у кого получилось лучше? (Голосование.) - А теперь я вам раскрою секрет групп, почему группы разбиты именно так. Я поделила вас на 3 группы на основе гендерного подхода, сущность которого состоит в том, что все люди делятся на правополушарных, для которых характерна склонность к описаниям, интуиции, мифологическому творчеству (это девочки) и левополушарных, для которых характерна логика, рациональное познание, исследование (это мальчики). Оказалось, что вы подходите под это деление точно. Девочкам удалось показать свою эмоциональность, мальчикам свою логику и рационализм, а смешанная группа обладала и тем и другим, доминирующей группой оказалась… - Скажите, что в анализе стихотворения вызвало затруднение? (Работа над средствами изобразительности.) - О чём это говорит? (Нужно глубже изучать тропы и стилистические фигуры.) Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение и создать образную ассоциацию к нему в виде сочинения, рисунка или, может быть, музыкального сопровождения. До свидания! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |