Преподавание русского языка Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме "Правописание не- и ни- с местоимениями"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.12.02 Просмотров: 1334 Баринова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование урока:
Ход урока I. Оргмомент. - Давайте настроимся на хорошую работу, доброжелательное отношение друг к другу. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. II. Проверка домашнего задания + индивидуальный опрос по карточкам. - На предыдущем уроке мы с вами говорили о написании не с причастиями. Вспомним, как пишется не с причастиями, а в это время двое у доски будут выполнять задания по карточкам. Карточка 1: 1. Как пишется не с существительными? 2.В каких словах не пишется раздельно: На голове у не1знакомца копна не2то курчавых, не3то не4причесанных волос.
Карточка 2: 1. Расскажите о правописании не с прилагательными. 2. Укажите предложение с частицей не: а) Не бывать бы счастью, да (не)счастье помогло. б) (Не)былица на тараканьих ножках ходит. в) Дышал (не)настный ветер. г) Черты лица его были (не)лишены приятности. - Расскажите, при каких условиях не с причастиями пишется слитно, а при каких - раздельно. Приведите примеры из домашней работы. - Какие слова вы не назвали, в качестве примеров, иллюстрирующих правило? Объясните их написание. - Проверим работу по карточкам (+ дополнительные вопросы). III. Постановка задач урока. - Сегодня на уроке мы продолжим работу над слитным и раздельным написанием не и ни. А вот, в какой части речи встретится эта орфограмма, вы узнаете, прослушав стихотворение М.Чиликина "Жило-было Ничего:":
- Вы прослушали стихотворение. Какая часть речи в нем преобладает? О чем будем говорить на уроке? - Тема нашего урока - "Правописание не и ни с местоимениями". Давайте запишем число, классную работу, тему урока. IV. Актуализация теоретических знаний. - Давайте вспомним, что такое местоимение. - Какие разряды местоимений вы знаете? - С какими разрядами употребляются частицы не и ни? - Что вы знаете о неопределенных местоимениях? - Какие местоимения называются отрицательными? - Как пишутся отрицательные частицы с местоимениями? Приведите примеры из стихотворения М.Чиликина "Жило-было ничего:". - Какая еще орфограмма встречается в неопределенных и отрицательных местоимениях? V. Тренировочные упражнения в образовании неопределенных и отрицательных местоимений. -А теперь закрепим известные вам теоретические сведения о местоимениях. Проведем игру "Передай мелок другому". На доске записаны относительные местоимения. Вам необходимо образовать от них отрицательные и неопределенные местоимения. Работу выполняем "цепочкой" по рядам.
- Обратите внимание на образование слов, на их правописание. Во что могут превратиться частицы не и ни после добавления к относительным местоимениям? А если между частицей и местоимением вклинится предлог? - А сейчас в каждом четвертом местоимении выделите в кружок третью букву, а в последнем - седьмую. - Из выделенных букв составьте слово, которое является названием лингвистической сказки. - Как же называется сказка? (Спор) - Как вы думаете, о чем она? - Хотите проверить правильность своего предположения? Итак, внимание. Инсценирование сказки Лингвистическая сказка "Спор" Собрались как-то трое друзей и начали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал: - В (не)котором царстве, в (не)котором государстве жил (Не)кто. Пошел он однажды по (не)кой дороге, нашел нечто, встретил (не)коего человека, дал ему (не)которую часть от найденного. Что у него осталось? А второй и говорит: - Ну что за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А что у него осталось? Третий посмеялся и сказал: - Ни(в)каком царстве, ни(в)каком государстве (Ни)кто не жил, (Ни)кто не шел, (ни)кого не встретил,(ни)кому (ни)чего не давал. (Не)чего и спрашивать, сколько у кого осталось. - Эх вы, глупые спорщики,- сказал случайный прохожий, слушавший рассказ троих, - Что вы спорите? Ведь не(о)чем спорить. Да и не(о)ком. Значит, и говорить (не)чего! - Понравилась вам сказка? Обратили вы внимание, какое обилие местоимений использовал автор этой сказки? А как звали героев сказки? VI. Выборочное списывание. - Перед вами тексты этой сказки. Выпишите из нее неопределенные и отрицательные местоимения с не в два столбика, обозначьте повторяемые орфограммы. Работу выполняем самостоятельно. - Проверяем. - Почему с одними местоимениями употребили частицу не, а с другими ни? VII. Устная работа. - Молодцы! Вы хорошо потрудились и заслужили передышку.
- Какое местоимение можно заменить одной буквой? (Я) - Какие местоимения мешают автотранспорту? (Нигде, некуда, никуда) - Какое местоимение в спорте может удовлетворить соперников, но разочаровать болельщиков? (Ничья) - Какой газ отрицает личное местоимение? (Неон) - А что это за газ? - Название этот газ получил от греческого слова neos - "новый". Почему новый? Газ этот был открыт сравнительно недавно: в 1898 году в Лондоне. Это инертный газ, то есть газ, который почти ни с чем не реагирует. Неон получают из воздуха, так как он содержится в нем в небольшом количестве. Также неон содержится в человеческом организме. Используют неон в основном в светотехнике: в маяках, в световых рекламах, в газосветных лампах, в телевидеоаппаратуре. Этот газ светится розовым светом. Более подробно об этом газе вы узнаете на уроках химии в 8 классе. - Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда? (Ямайка) - Расположена Ямайка у берегов Кубы. (Показ на карте.) <Рисунок 1> - А сейчас я проверю, какие вы внимательные. Назовите отрицательные местоимения, которые встретились при ответе на вопросы. Объясните, как они пишутся. Запишем их с комментированием. VIII. Работа по развитию речи. - Обратите внимание на картину, украшающую сегодня наш кабинет. < Рисунок 2>. Итак, перед вами картина Л.Г.Баранова "Яснополянский пейзаж". Что знаете об этом художнике? (Родился в поселке Казановке Кимовского района Тульской области. С детства любил рисовать. В 15 лет познакомился с настоящим художником, который жил в том же поселке, что и Леонид. Мастер познакомил юношу с приемами художественного ремесла: как грунтовать холст, как растирать краски. С этого времени Л.Баранов стал серьезно заниматься живописью. При поступлении в Московский народный университет искусств его зачислили сразу на второй курс. За холстом Л.Г.Баранов проводил все сводное время, но картины не продавал - дарил. Деньги зарабатывал на Бородинской шахте. После ее закрытия целиком и полностью посвятил себя живописи. Вот уже много лет Л.Г.Баранов живет в нашем поселке (поселке Бородинском Киреевского района Тульской области). Основное внимание он уделяет природе. Его пейзажи просты и неброски. Краски чистые, насыщенные. Л.Г.Баранов участвует в художественных выставках нашей страны, приходит к нам в школу). - Давайте рассмотрим картину. Что вы видите? - Какое впечатление она производит? Что вы почувствовали? - Давайте напишем мини-сочинение по этой картине из 3-4 предложений, используя неопределенные и отрицательные местоимения. - Проверим. Прочитайте сочинения. Назовите местоимения, объясните их написание. - Чье сочинение вам понравилось больше всего? IX. Итог урока. - О правописании каких разрядов местоимений мы говорили на уроке? - Как пишутся отрицательные и неопределенные местоимения с частицами не и ни? - От чего зависит выбор частиц не и ни? - Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек:
X. Домашнее задание. - Повторить сто пятьдесят третий параграф, выполнить упражнение четыреста сороковое: списать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.
Фрагмент физической карты мира
Репродукция картины Л.Г. Баранова "Яснополянский пейзаж" Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |