Преподавание литературы Урок-концерт "Он не вернулся из боя…" Стихи поэтов, погибших на войне…Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.12.02 Просмотров: 3247 Долгушина Алена Николаевна, учитель русского языка и литературы Место урока в системе: первый урок с вводной лекцией, погружение в атмосферу Великой Отечественной войны. Цели урока:
Задачи:
Оборудование: портреты поэтов, погибших на войне (Муссы Джалиля, Бориса Котова, Всеволода Багрицкого, Николая Майорова, Бориса Богаткова, Михаила Кульчицкого, Павла Когана, Георгия Суворова); Форма урока: урок-концерт Этапы урока:
Ход урока 1. Слово учителя. Исторические сведения о войне. (На доске портреты поэтов, погибших на войне, когда прозвучат стихи и рассказ о каждом из них, портрет с доски убирается.) – На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия, нарушив договор о ненападении, без объявления войны вторглась в пределы нашей страны. Для наших соотечественников эта война была освободительной, за свободу и независимость страны. В Великой Отечественной войне погибло более 27 миллионов советских людей, из мужчин 1923 года рождения в живых осталось лишь 3%, практически целое поколение мужчин было уничтожено войной. ...В поэзии периода Великой Отечественной войны есть немало трагических страниц. Сквозь десятилетия пробираются к нам поэты, погибшие в годы Великой Отечественной Войны. Навеки они останутся девятнадцатилетними и двадцатилетними. Их было много, не вернувшихся, они были разными по силе и природе своего поэтического дарования, по характеру, по привязанностям, по возрасту, но их навсегда объединила общность судьбы. Их "строки, пробитые пулями", остались вечно живыми, остались памятью о войне, и то, что строки эти уже никогда не будут исправлены или дописаны, налагает на них особую печать – печать вечности... Мы сегодня вспомним поэтов, погибших на полях Великой Отечественной войны. Мы не должны забывать подвиг Муссы Джалиля, замученного в фашистских застенках. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Борис Котов, Герой Советского Союза, погиб при форсировании Днепра. Под Ленинградом навеки остался Всеволод Багрицкий, под Смоленском – Борис Богатков, Николай Майоров, под Сталинградом – Михаил Кульчицкий. Геройски пали Павел Коган, Георгий Суворов, Дмитрий Вакаров… (Звучит фрагмент песни М.Бернеса “Журавли” музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова.) (Слова песни 1, 2 куплет.)
2. Лирика поэтов, погибших на войне. (Выступление учащихся, чтение стихов.) Ученик 1. Сегодня мы прочитаем стихи павших на войне поэтов. Поймём, как много мы потеряли! Как много они нам отдали! Вечная им ПАМЯТЬ! (Портрет Мусы Джалиля, ученик снимает с доски, держит в руке и рассказывает об этом поэте.) – Война, в самом пекле которой оказался Джалиль, была жестокой и беспощадной. И смерть, о которой не раз писал поэт, стояла за спиной – Муса, он затылком чувствовал ее ледяное дыхание. Побои, пытки, издевательства – все это была грубая повседневная реальность. И кровь, запекшаяся на висках, была собственной горячей кровью. Отсюда рождается ощущение подлинности поэзии Джалиля – поэзии, в которой боль, муки, тяжесть неволи направляются в светлую торжествующую песнь жизни. Ведь с ним случилось самое страшное – плен. В июле 1942 года на Волховском фронте тяжело раненный в плечо Муса Джалиль попал в руки врага. “Прости, Родина! – восклицает поэт, клянясь. – Гнев мой к врагу и любовь к Отчизне выйдут из плена вместе со мной”. (Ученик зачитывает стихотворение “Моабитские тетради”.)
Пытки, допросы, издевательства, ожидание скорой смерти – вот на каком фоне созданы "Моабитские тетради". Любовь к жизни, ненависть к противостоящему ей фашизму, уверенность в победе, нежные послания жене и дочери – вот их содержание. Стихотворение пронизано горечью и ненавистью. Жизнь Мусы Джалиля и оборвалась 25 января 1944 года. (Ученик портрет Мусы Джалиля положил на стол.) (Звучит фрагмент песни ВИА “Ариэль” В.Ярушина “Тишина”, музыка и слова Л.Гурова.) 1-й куплет песни.
Ученик 2. (Ученик снимает с доски портрет Бориса Котова и держит в руках.) – Погиб на войне поэт Борис Котов. В 1942 г. добровольцем ушёл на фронт, вопреки решению врачебной комиссии, признавшей его непригодным к военной службе. Писал стихи на поле боя. (Ученик зачитывает фрагмент из стихотворения “Когда нагрянет враг”.)
Эти строки стали его клятвой. Борис Котов посмертно в 1944 г. удостоен звания Героя Советского Союза и награждён орденом Ленина, медалью. (Ученик положил портрет на стол.) (Звучит фрагмент песни ВИА “Ариэль” В.Ярушина “Тишина”, музыка и слова Л.Гурова) 2-й куплет песни.
Ученик 3. (Снимает с доски портрет Всеволода Багрицкого и держит в руках.) – Под Ленинградом навеки остался Всеволод Багрицкий. Писать стихи начал в раннем детстве. С первых дней войны В.Багрицкий рвался на фронт. Его стихи входили во все антологии столь любимого советским литературоведением жанра "поэты, павшие на Великой Отечественной войне". (Ученик зачитывает стихотворение “Мне противно жить…”).
В.Багрицкий погиб 26 февраля 1942 года. (Ученик положил портрет на стол.) (Звучит фрагмент песни ВИА “Пламя” С.Березина “У деревни Крюково”, музыка Я.Фрадкин, слова С.Островой.) 1-й куплет:
Ученик 4. (Ученик снимает с доски 2 портрета Бориса Богаткова и Николая Майорова и держит в руках.) – Под Смоленском погибли – Борис Богатков и Николай Майоров. Борис Богатков предпочитает добровольно уйти в пехоту, сразу на фронт. Но не успел как следует повоевать, не успел по-настоящему схватиться с врагом, и вот тяжелая контузия и госпиталь. Его оружием стали перо и карандаш, а его поэтический дар звал наш народ к труду и борьбе. Ночи напролёт просиживал Борис в своей скромной комнатенке, выводя в тетради строчки новых стихов и злых частушек, клеймивших фашистское зверьё.
Так, прожив на свете чуть более двадцати лет, погиб сибирский поэт, воин-комсомолец Борис Андреевич Богатков. (Ученик положил портрет на стол.) Майоров Николай: его литературное наследство-это сто страниц, три тысячи машинописных строк. Он очень рано осознал себя поэтом своего поколения – глашатаем того предвоенного поколения, которое приходило к (Ученик зачитывает фрагмент стихотворения “Когда на сердце тяжче камня…”).
Он умер, как сам предсказал: в бою. Доброволец-разведчик погиб, не докурив последней папиросы, не дописав последнего стихотворения, не долюбив, не дождавшись книги своих стихов, не окончив университета, не доучившись в Литературном институте, не раскрыв всех возможностей. Все в его жизни осталось незавершенным... (Ученик портрет Николая Майорова кладет на стол.) (Звучит фрагмент песни ВИА “Пламя” С.Березина “У деревни Крюково”, (музыка Я.Фрадкина, слова С.Островой).)
Ученик 5. (Ученик снял с доски портрет Михаила Кульчицкого и держит в руке.) – Под Сталинградом погиб Михаил Кульчицкий. С первых дней Великой Отечественной войны Кульчицкий был в армии. В декабре 1942 года он окончил пулеметно-минометное училище, в звании младшего лейтенанта отбыл на фронт. (Ученик зачитывает стихотворение “Мечтатель, фантазёр…” 26 декабря 1942 года.)
Михаил Кульчицкий погиб под Сталинградом в январе 1943 года. (Ученик кладёт портрет на стол.) (Звучит фрагмент песни Ю.Богатикова “На безымянной высоте”, музыка В.Баснера, слова М.Матусовского.) 1-й куплет:
Ученик 6. (Ученик снимает с доски портрет Георгия Суворова и держит в руке.) – Геройски пали Павел Коган, Георгий Суворов, Дмитрий Вакаров… когда началась война, и Суворов оказался на Ленинградском фронте. Книжка стихов Георгия Суворова “Слово солдата” была подписана к печати через несколько месяцев после его гибели. Позднее она неоднократно переиздавалась и пополнялась. Стало широко известно стихотворение “Еще на зорях черный дым клубится...”. (Ученик зачитывает это произведение.)
Погиб Георгий Суворов 13 февраля 1944 года. (Ученик кладёт на стол его портрет.) Звучит песня В.Высоцкого “Братские могилы”, слова и музыка В.Высоцкого.
3. Заключительное слово. И это далеко не все поэты, которые не вернулись из боя. Жизнь их оборвалась на самом начале их творческого пути. Конечно, уход из жизни любого человека – это всегда потеря, но уход из жизни поэта – это гибель целой поэтической Вселенной, особого мира, созданного им и уходящего вместе с ним... (Ученики возвращают портреты поэтов на доску.) Они вечно будут жить в наших сердцах и в нашей памяти. Слава воинам – поэтам, отдавшим свои жизни ради мира на земле. 4. Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение других поэтов, погибших на войне, например: Бориса Лапина, Мирзы Геловани, Татул Гуряна, Павла Когана, Миколы Сурначева. 5. Итог урока. Спасибо всем, кто принимал участие в подготовке и проведении урока-концерта. Список литературы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |