Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-концерт "Он не вернулся из боя…" Стихи поэтов, погибших на войне…
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок-концерт "Он не вернулся из боя…" Стихи поэтов, погибших на войне…


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.12.02
Просмотров: 3247

Долгушина Алена Николаевна, учитель русского языка и литературы

Место урока в системе: первый урок с вводной лекцией, погружение в атмосферу Великой Отечественной войны.

Цели урока:

  • Познакомиться с творчеством поэтов, погибших на ВОВ;
  • Создать атмосферу погружения в военное время;
  • Обратить внимание на мужество и героизм поэтов;
  • Помочь услышать страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи.

Задачи:

  • Образовательные:
    – познакомить с поэтами, погибшими на войне, через исполнение отрывков из их произведений;
    – формировать представление о войне через лирику поэтов, погибших на войне.
  • Развивающие:
    – развивать интерес к истории своей страны;
    – развивать навык выразительного чтения.
  • Воспитательные:
    – воспитывать патриотизм;
    – воспитывать культуру слушания;
    – воспитать уважительное отношение к ветеранам.

Оборудование: портреты поэтов, погибших на войне (Муссы Джалиля, Бориса Котова, Всеволода Багрицкого, Николая Майорова, Бориса Богаткова, Михаила Кульчицкого, Павла Когана, Георгия Суворова);
книга стихотворений “Долгое эхо войны”;
Магнитофон с песнями военных лет (ВИА “Ариэль” В.Ярушин “Тишина”, Ю.Богатиков “На безымянной высоте”, М.Бернес “Журавли”, ВИА “Пламя” С.Березин “У деревни Крюково”);
Рисунки детей на военную тему;
Фотография “Вечного огня”.

Форма урока: урок-концерт

Этапы урока:

  1. Слово учителя. Исторические сведения о событиях Великой Отечественной войны.
  2. Лирика поэтов, погибших на войне (Выступление учащихся, чтение стихов).
  3. Заключительное слово.
  4. Домашнее задание.
  5. Итог урока.

Ход урока

1. Слово учителя. Исторические сведения о войне.

(На доске портреты поэтов, погибших на войне, когда прозвучат стихи и рассказ о каждом из них, портрет с доски убирается.)

– На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия, нарушив договор о ненападении, без объявления войны вторглась в пределы нашей страны. Для наших соотечественников эта война была освободительной, за свободу и независимость страны. В Великой Отечественной войне погибло более 27 миллионов советских людей, из мужчин 1923 года рождения в живых осталось лишь 3%, практически целое поколение мужчин было уничтожено войной.

...В поэзии периода Великой Отечественной войны есть немало трагических страниц.

Сквозь десятилетия пробираются к нам поэты, погибшие в годы Великой Отечественной Войны. Навеки они останутся девятнадцатилетними и двадцатилетними. Их было много, не вернувшихся, они были разными по силе и природе своего поэтического дарования, по характеру, по привязанностям, по возрасту, но их навсегда объединила общность судьбы. Их "строки, пробитые пулями", остались вечно живыми, остались памятью о войне, и то, что строки эти уже никогда не будут исправлены или дописаны, налагает на них особую печать – печать вечности...

Мы сегодня вспомним поэтов, погибших на полях Великой Отечественной войны. Мы не должны забывать подвиг Муссы Джалиля, замученного в фашистских застенках. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Борис Котов, Герой Советского Союза, погиб при форсировании Днепра. Под Ленинградом навеки остался Всеволод Багрицкий, под Смоленском – Борис Богатков, Николай Майоров, под Сталинградом – Михаил Кульчицкий. Геройски пали Павел Коган, Георгий Суворов, Дмитрий Вакаров…

(Звучит фрагмент песни М.Бернеса “Журавли” музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова.)

(Слова песни 1, 2 куплет.)

Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

2. Лирика поэтов, погибших на войне. (Выступление учащихся, чтение стихов.)

Ученик 1.

Сегодня мы прочитаем стихи павших на войне поэтов. Поймём, как много мы потеряли! Как много они нам отдали! Вечная им ПАМЯТЬ!

(Портрет Мусы Джалиля, ученик снимает с доски, держит в руке и рассказывает об этом поэте.)

– Война, в самом пекле которой оказался Джалиль, была жестокой и беспощадной. И смерть, о которой не раз писал поэт, стояла за спиной – Муса, он затылком чувствовал ее ледяное дыхание. Побои, пытки, издевательства – все это была грубая повседневная реальность. И кровь, запекшаяся на висках, была собственной горячей кровью. Отсюда рождается ощущение подлинности поэзии Джалиля – поэзии, в которой боль, муки, тяжесть неволи направляются в светлую торжествующую песнь жизни. Ведь с ним случилось самое страшное – плен. В июле 1942 года на Волховском фронте тяжело раненный в плечо Муса Джалиль попал в руки врага. “Прости, Родина! – восклицает поэт, клянясь. – Гнев мой к врагу и любовь к Отчизне выйдут из плена вместе со мной”.

(Ученик зачитывает стихотворение “Моабитские тетради”.)

Люди кровь проливают в боях:
Сколько тысяч за сутки умрет!
Чуя запах добычи, вблизи,
Рыщут волки всю ночь напролет.

Пытки, допросы, издевательства, ожидание скорой смерти – вот на каком фоне созданы "Моабитские тетради".

Любовь к жизни, ненависть к противостоящему ей фашизму, уверенность в победе, нежные послания жене и дочери – вот их содержание. Стихотворение пронизано горечью и ненавистью. Жизнь Мусы Джалиля и оборвалась 25 января 1944 года.

(Ученик портрет Мусы Джалиля положил на стол.)

(Звучит фрагмент песни ВИА “Ариэль” В.Ярушина “Тишина”, музыка и слова Л.Гурова.)

1-й куплет песни.

Соловьи, не пойте больше песен, соловьи.
В минуту скорби пусть звучит орган.
Поёт о тех, кого сегодня нет,
Скорбит о тех, кого сегодня нет, с нами нет.

Ученик 2. (Ученик снимает с доски портрет Бориса Котова и держит в руках.)

– Погиб на войне поэт Борис Котов. В 1942 г. добровольцем ушёл на фронт, вопреки решению врачебной комиссии, признавшей его непригодным к военной службе. Писал стихи на поле боя.

(Ученик зачитывает фрагмент из стихотворения “Когда нагрянет враг”.)

Теперь иные звуки…
Но, коль нагрянет враг,
Возьму винтовку в руки
И выровняю шаг!

Эти строки стали его клятвой. Борис Котов посмертно в 1944 г. удостоен звания Героя Советского Союза и награждён орденом Ленина, медалью.

(Ученик положил портрет на стол.)

(Звучит фрагмент песни ВИА “Ариэль” В.Ярушина “Тишина”, музыка и слова Л.Гурова)

2-й куплет песни.

Этот бой, он позади уже, кpовавый бой.
Опять кого-то с нами нет уже,
Остался кто-то на чужой земле,
Остался кто-то на чужой земле, той земле…

Ученик 3. (Снимает с доски портрет Всеволода Багрицкого и держит в руках.)

– Под Ленинградом навеки остался Всеволод Багрицкий. Писать стихи начал в раннем детстве. С первых дней войны В.Багрицкий рвался на фронт. Его стихи входили во все антологии столь любимого советским литературоведением жанра "поэты, павшие на Великой Отечественной войне".

(Ученик зачитывает стихотворение “Мне противно жить…”).

Мне противно жить не раздеваясь,
На гнилой соломе спать.
И, замерзшим нищим подавая,
Надоевший голод забывать.

Коченея, прятаться от ветра,
Вспоминать погибших имена,
Из дому не получать ответа,
Барахло на черный хлеб менять.

Дважды в день считать себя умершим,
Путать планы, числа и пути,
Ликовать, что жил на свете меньше
Двадцати. (1941)

В.Багрицкий погиб 26 февраля 1942 года. (Ученик положил портрет на стол.)

(Звучит фрагмент песни ВИА “Пламя” С.Березина “У деревни Крюково”, музыка Я.Фрадкин, слова С.Островой.)

1-й куплет:

Шел в атаку яростный сорок первый год.
У деревни Крюково погибает взвод.
Все патроны кончились, больше нет гранат.
Их в живых осталось только семеро молодых солдат.

Ученик 4.

(Ученик снимает с доски 2 портрета Бориса Богаткова и Николая Майорова и держит в руках.)

– Под Смоленском погибли – Борис Богатков и Николай Майоров. Борис Богатков предпочитает добровольно уйти в пехоту, сразу на фронт. Но не успел как следует повоевать, не успел по-настоящему схватиться с врагом, и вот тяжелая контузия и госпиталь. Его оружием стали перо и карандаш, а его поэтический дар звал наш народ к труду и борьбе. Ночи напролёт просиживал Борис в своей скромной комнатенке, выводя в тетради строчки новых стихов и злых частушек, клеймивших фашистское зверьё.

Мы вышли из заводов, пришли с полей колхозных
Новосибирской области родной.
Немало получили враги ударов грозных
От гвардии сибирской огневой!
Нас месть ведет в атаку и наш порыв неистов,
Мы все преграды превращаем в пыль,
Чем дальше мы на запад идем, громя фашистов,
Тем ближе к нам родимая Сибирь!

Так, прожив на свете чуть более двадцати лет, погиб сибирский поэт, воин-комсомолец Борис Андреевич Богатков.

(Ученик положил портрет на стол.)

Майоров Николай: его литературное наследство-это сто страниц, три тысячи машинописных строк. Он очень рано осознал себя поэтом своего поколения – глашатаем того предвоенного поколения, которое приходило к
внутренней зрелости в конце 30-х годов.

(Ученик зачитывает фрагмент стихотворения “Когда на сердце тяжче камня…”).

Мотаясь в этом круговорте
Вдали от дома и родни
Ходил в полшаге я от смерти,
Чтоб только выжили они.
И верил яростно и смело,
Деля цыгарку на двоих:
Неистребим
На свете белом
И русский дух и русский стих.

Он умер, как сам предсказал: в бою. Доброволец-разведчик погиб, не докурив последней папиросы, не дописав последнего стихотворения, не долюбив, не дождавшись книги своих стихов, не окончив университета, не доучившись в Литературном институте, не раскрыв всех возможностей. Все в его жизни осталось незавершенным...

(Ученик портрет Николая Майорова кладет на стол.)

(Звучит фрагмент песни ВИА “Пламя” С.Березина “У деревни Крюково”, (музыка Я.Фрадкина, слова С.Островой).)

Отпылал пожарами тот далекий год.
У деревни Крюково шел стрелковый взвод.
Отдавая почести, замерев стоят
В карауле у холма печального семеро солдат.

Ученик 5. (Ученик снял с доски портрет Михаила Кульчицкого и держит в руке.)

– Под Сталинградом погиб Михаил Кульчицкий. С первых дней Великой Отечественной войны Кульчицкий был в армии. В декабре 1942 года он окончил пулеметно-минометное училище, в звании младшего лейтенанта отбыл на фронт.

(Ученик зачитывает стихотворение “Мечтатель, фантазёр…” 26 декабря 1942 года.)

Война ж совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа,
Когда –
Черна от пота –
Вверх скользит по пахоте пехота…
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжёлых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
С ежедневными Бородино.

Михаил Кульчицкий погиб под Сталинградом в январе 1943 года.

(Ученик кладёт портрет на стол.)

(Звучит фрагмент песни Ю.Богатикова “На безымянной высоте”, музыка В.Баснера, слова М.Матусовского.)

1-й куплет:

Горела роща под горою
И вместе с ней пылал закат
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят
Как много их друзей хороших
Лежать осталось на земле
У незнакомого поселка
На безымянной высоте
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.

Ученик 6. (Ученик снимает с доски портрет Георгия Суворова и держит в руке.)

– Геройски пали Павел Коган, Георгий Суворов, Дмитрий Вакаров… когда началась война, и Суворов оказался на Ленинградском фронте.

Книжка стихов Георгия Суворова “Слово солдата” была подписана к печати через несколько месяцев после его гибели. Позднее она неоднократно переиздавалась и пополнялась. Стало широко известно стихотворение “Еще на зорях черный дым клубится...”.

(Ученик зачитывает это произведение.)

Еще утрами черный дым клубится
Над развороченным твоим жильем.
И падает обугленная птица,
Настигнутая бешеным огнем.

Погиб Георгий Суворов 13 февраля 1944 года.

(Ученик кладёт на стол его портрет.)

Звучит песня В.Высоцкого “Братские могилы”, слова и музыка В.Высоцкого.

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.

3. Заключительное слово.

И это далеко не все поэты, которые не вернулись из боя. Жизнь их оборвалась на самом начале их творческого пути. Конечно, уход из жизни любого человека – это всегда потеря, но уход из жизни поэта – это гибель целой поэтической Вселенной, особого мира, созданного им и уходящего вместе с ним...

(Ученики возвращают портреты поэтов на доску.)

Они вечно будут жить в наших сердцах и в нашей памяти. Слава воинам – поэтам, отдавшим свои жизни ради мира на земле.

4. Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение других поэтов, погибших на войне, например: Бориса Лапина, Мирзы Геловани, Татул Гуряна, Павла Когана, Миколы Сурначева.

5. Итог урока. Спасибо всем, кто принимал участие в подготовке и проведении урока-концерта.

Список литературы:

  1. Бессмертие. Стихи советских поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной Войны, 1941–1945. Москва, "Прогресс", 1978.
  2. Борис Александрович Котов: (К 80-летию со дня рождения) // Тамб. даты. 1989 год.: рек. библиогр. указ. – Тамбов, 1988. – С. 26–27.
  3. Долгое эхо войны: Книга стихотворений. – Екатеринбург: Издательский дом “Сократ”, 2005. – 400 с.
  4. Коган Павел. Кульчицкий Михаил. Майоров Николай. Отрада Николай. Сквозь время.// В.А.Швейцер.М., Сов.писатель, 1964. – 216 с.
  5. Савина Е. Муса Джалиль. Красная ромашка. Казань. Татарское кн. Изд-во.1981, 545 с.
  6. Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне: Академический проект, 2005. – 576 с.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21