Преподавание русского языка Урок обобщения и закрепления изученного по теме "Местоимение"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2186 Фролова Ольга Анатольевна, учитель русского языка Ход урокаСлово учителя. Какова же цель нашего урока? Учащиеся самостоятельно определяют цели урока на основе анализа темы, написанной на доске.
Предлагаются различные варианты проверки работ, учитель по своему усмотрению может выбрать тот или иной вариант для каждого конкретного задания:
Работа с научным текстомСлово учителя. А что означает слово “местоимение”? Чтобы ответить на данный вопрос, внимательно прослушайте этимологическую справку и расскажите, как было образовано слово “местоимение”. Разберите по составу (один учащийся выполняет задание у доски). Слово местоимение заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова антонимия (местоимение), которое сложено из анти (“вместо”) и онима (“имя”). В старославянском языке слово местоимение образовано из слияния сочетания слов вместо имени с прибавлением суффикса – й (-е). В результате фонетических изменений начальное в отпало. Сейчас в слово местоимение выделяется основа и окончание. Бинарный тестУчитель зачитывает утверждения, а учащиеся ставят цифру 1, если данное утверждение является правильным, или 0, если высказанное утверждение является ложным.
Слово учителя. Сформулируйте вывод о местоимении как о части речи. *Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их. В предложении может быть подлежащим, определение и дополнением. Слово учителя. Послушайте стихотворение из книги Л. Кэрролла “Алиса в Стране чудес”
Слово учителя. Все ли понятно? Возможно ли полностью заменить имена существительные, прилагательные, числительные местоимением? *Местоимения не могут полностью заменить именные части речи, так как только указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их. Слово учителя. А нужны ли нам местоимения? Слово учителя. Используя данную особенность местоимения указывать, но не называть предмет, писатели и поэты создают своеобразные стилистические приемы. Например, прием “ обманутого ожидания”: только в конце произведения становится понятно, о чем идет речь. Прочитайте текст. Какой смысл вы вкладываете в местоимение “она”? Совпало ли ваше предположение с выводом автора? Покажите, что прочитанный вами текст построен на приеме “обманутого ожидания”. Моя “она” Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, – связь, стало быть, крепкая, прочная... За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю... Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать ее имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли... Ее зовут – Лень. (А.П. Чехов) Работа с таблицей Слово учителя. Мы с вами на предыдущих уроках познакомились с разрядами местоимений. Нам нужно вспомнить и обобщить все изученное на уроках. По мере повторения пройденного мы заполняем таблицу. (Приложение 1) Задание №1. Прочитайте стихотворение, запишите в таблицу местоимения, определите, к какому разряду они относятся. О бережном отношении к природе Если я сорву цветок, Слово учителя. Все ли личные местоимения есть в этом стихотворении? Допишите в таблицу те личные местоимения, которые не представлены в стихотворении Т. Собакина. Как вы думаете, почему автор использует именно личные местоимения? * Обращение к личным местоимениям позволяет показать единство автора и читателей, общность людей как единомышленников, усиливает экспрессивную окраску речи. Задание №2. Выпишите выделенные местоимения из стихотворения Б. Заходера “Джонни”, вставляя пропущенные буквы, укажите разряд. В чем особенность написания этих местоимений? С какой целью автор несколько раз использует одно и то же местоимение? *Для усиления отрицания.
Задание №3. Прочитайте стихотворение А.Фета, найдите местоимения в первой строфе, определите разряд. Двум учащимся даются индивидуальные задания: у доски сделать морфологический разбор подчеркнутых местоимений.
Слово учителя. С помощью каких частей речи рисуется картина? Из скольких предложений состоит это стихотворение? Приём "одного предложения" дает возможность передать движение жизни, ритм. Обратите внимание: многие строчки начинаются с одного и того же слова (указательного местоимения). Такой языковой прием называется анафорой. Анафора – единоначалие. Как вы думаете, зачем автор использует в стихотворении в качестве анафоры указательное местоимение? Задание №4. Из стихотворения Б. Заходера выпишите местоимения, определите, к какому разряду они относятся. Индивидуальное задание: один учащийся должен устно просклонять местоимение сам.
Задание №5. Прочитайте стихотворение В. Брюсова, запишите в таблицу местоимения, определите, к какому разряду они относятся.
Слово учителя. Вы обратили внимание на то, что все слова в стихотворении В. Брюсова начинаются с одной и той же буквы? Такое стихотворение называется “тавтограмма” (от греч. tauto – то же самое). ! Обратить внимание учащихся на то, что употребление притяжательных местоимений, как и личных, придает тексту оттенок искренности, взволнованности, задушевности, углубленности в мир переживаний лирического героя. Задание №6. Из стихотворения В. Лунина выпишите местоимения, обозначьте изученную орфограмму, укажите разряд. Кто (то) и Что (то)
Слово учителя. Как вы думаете, зачем автор использует в стихотворении неопределенные местоимения? *Это дает эффект неточности, неопределенности, недосказанности. ! Предложить учащимся самостоятельно сформулировать правило правописания неопределенных наречий. Прочитайте диалог Мальвины и Буратино “ Я говорю,– терпеливо повторила девочка,– предположим, что у вас в кармане два яблока. Н…КТО взял у Вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? – Два…………………………….. – Почему? – Я же не отдам Н…КТУ яблоко, хоть он дерись”. Слово учителя. Какую ошибку допустил Буратино? С какой целью А. Толстой использует подобную языковую игру в этом эпизоде? Как пишется неопределённое местоимение НЕКТО? Может ли оно склоняться? Задание №7. Перед вами диалог из французской песенки в переводе Н. Гернет и С.Гиппиус. К какому разряду относятся выделенные местоимения, встречающиеся в данном диалоге? – Который час? – Двенадцать бьет. – Кто вам сказал? – Знакомый кот. Задание №8. Какой разряд состоит только из одного местоимения? Из стихотворения С.Щипачева выпиши данное местоимение, укажите, каким членом предложения оно является. Индивидуальные задания: устно просклонять, письменно сделать фонетический разбор данного местоимения. Как ты понимаешь последние две строчки?
Задание №9. Какой разряд местоимений мы еще не указали в таблице? Как образуются, где и для чего используются? Используя диалог (задание№7), составьте предложения с относительными местоимениями, сделать синтаксический разбор одного из предложений. Слово учителя. Использование в речи местоимений требует особого внимания, так как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной речевых ошибок. Работа по развитию речиДаны предложения. Запишите их, исправив ошибки. 1.В выходной день я провел время без никакой пользы.2.После учебы я вернулся в родную для меня деревню.3.Брат попросил сестру взять свой альбом.4.Учитель обратил внимание школьников на то, какой у песца пушистый хвост. Он мышкует (ловит мышей).5.Положи ихний портфель на стол. Подведем итогиСлово учителя. Прочитайте, пожалуйста, какие цели мы ставили в самом начале урока, смогли выполнить намеченное? *На сегодняшнем уроке мы повторили теоретический материал, который изучали по теме “Местоимение”, закрепили знания по правописанию. На каждом уроке, кроме повторения и закрепления пройденного, необходимо получать и новые знания. Что нового мы узнали? * Узнали о роли местоимений в художественной речи (усиливают экспрессивную окраску, придают художественной речи искренность, задушевность, взволнованность и т.д.); * Познакомились с новыми языковыми приемами (тавтограммой, анафорой), правописанием неопределенных наречий. Список литературы
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |