Преподавание литературы Горестный мир и его неожиданное преображение в главах романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" (рассказ "Мальчики"). 7-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.11.26 Просмотров: 1938 Лободина Валентина Владимировна, учитель русского языка И в созерцании впервые Я за то, чтобы писать обо всем… если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных, не будут замечать. Цель: в процессе знакомства с рассказом “Мальчики” показать противостояние добра и зла в душе ребенка, выявить истоки зла и найти пути его преодоления Задачи: познакомить школьников с отрывком из романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”; развивать навыки аналитического чтения; показать, что даже самое горестное в жизни человека имеет совершенно неожиданное преображение; помочь детям почувствовать трагедию Илюшечки и его отца; воспитывать добрые чувства в детях, побуждать их видеть в жизни не только светлые стороны, но и зло, с которым нужно бороться. Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, рисунки учащихся; карточки; плакат с толкованием понятий “добро”, “зло”, “сострадание”; тексты. Ход урокаУчитель. Когда человек рождается, он горько плачет. А все вокруг смеются. Говорят, нужно прожить жизнь так, чтобы, когда ты умирал, все вокруг плакали, а ты смеялся. Человек приходит в этот мир со своим характером, индивидуальностью, но в нем нет еще ни зла, ни ненависти, ни зависти. Поэтому мы и повторяем слова Библии: “Будьте как дети”, призывая к добру, открытости, бескорыстию. - Для чего же, по-вашему, рождается человек на земле?(Звучат разные ответы детей.) Сколько людей, столько и мнений.
Тема нескольких наших уроков звучит так: “Горестный мир и его неожиданное преображение”. Но прежде мне хотелось бы напомнить вам о том, что в русской литературе есть три сюжета, объединенных одним образом страдающего ребенка. Пушкинский “Борис Годунов”, “Царь Федор Иоаннович” А.К. Толстого и роман “Братья Карамазовы” Ф.М.Достоевского, главы из которого выступают под общим названием “Мальчики”. Читая эти главы, мы видим, что писатель дает и внешние черты героев, и приметы их внутренней жизни, душевные переживания. Найдите эти приметы в портрете “мальчика за канавкой”. О чем они говорят вдумчивому читателю? Достоевский постепенно приближает к нам Илюшечку: сначала видим его озлобленным в драке; потом узнаем о причине этой озлобленности; еще больше начинаем понимать его, побывав вместе с Алешей в семье Илюшечки. И, наконец, писатель прямо-таки распахивает перед нами душу мальчика. – Как вы думаете, почему рассказ о переживаниях Илюшечки ведется от имени отца? – Какие моменты в этом рассказе раскрыли для вас силу страданий Илюшечки? У постели смертельно больного Илюши собрались его школьные товарищи и Алеша Карамазов. Пришел друг Илющи, Коля Красоткин, последнее время находившийся с ним в ссоре. – Какое впечатление сложилось у вас о Коле Красоткине? Почему он притягивает к себе товарищей? – Что нового для вас в историю Илюшечки Снегирева привнесло происшествие с Жучкой? Осуждаете ли вы мальчика или сочувствуете ему? – Какие новые стороны характера Илюшечки приоткрыл рассказ Коли? (Работа ученика по карточке №1.) Задание.
Учитель. “В знакомой уже нам комнате, в которой обитало семейство известного нам отставного штабс-калитана Снегирева, было в эту минуту и душно и тесно от многочисленной набравшейся публики. Несколько мальчиков сидели в этот раз у Илюши…” — так начинается глава “У Илюшиной постельки”. — О чем заставляет задуматься эта глава? — Почему то, что пережили дети в трагической истории Илюши, Алеша назвал не тяжелым, а “прекрасным”, “святым”, “хорошим” воспоминанием? (Прослушивание ответа ученика на вопрос карточки №1.) – Как вы думаете, почему дети поддаются нравственному влиянию Алеши? Какую роль сыграл он в жизни мальчиков? Учитель (после ответов учащихся). “Это юноша честный по природе своей, требующий правды, ищущий ее и верующий в нее, а уверовав, требующий немедленного участия в ней всею силою души своей, требующий скорого подвига, с непременным желанием хотя бы всем пожертвовать для этого подвига, даже жизнью”, - эти слова не вошли в текст рассказа “Мальчики”, но, может быть, вы когда-нибудь прочитаете их в романе “Братья Карамазовы”. Речью Алеши у <Илюшиного камушка” заканчивается не только повествование о мальчиках, но весь роман. Это заключительная страница книги. А если учесть, что “Братья Карамазовы” — последнее произведение Ф.М. Достоевского, то речь Алеши — последние слова писателя, обращенные к нам. Устами своего любимого героя Алеши Карамазова он выражает и собственные дорогие ему мысли. — Послушаем еще раз эту речь и подумаем: каким отношением к детям она пронизана? Найдите слова, которые непосредственно передают это отношение. С этой речью перекликается стихотворение А. Михайлова “Дети, любите друг друга” (1882 г.). (Чтение стихотворения ученицей.)
(Работа ученика с карточкой №2.) Задание:
Учитель. Мы поговорили о горестных страницах в творчестве Достоевского. Но вторая часть темы “Горестный мир” звучит так: “… и его неожиданное преображение” В чем же состоит это преображение? (После ответов учащихся учитель уточняет: преображение состоит в сохранении атмосферы детства. Это человеческая память, которая удерживает в сознании светлое начало жизни, первые впечатления.) (Прослушивание ответа на вопросы карточки №2.) Учитель. В книгах Достоевского не всегда можно найти прямых виновников страданий детей. Важнее для писателя другое — укор всему обществу, всему человечеству, не способному оградить слабых и малых от жестоких испытаний разрываемого враждой и несущего боль социальных контрастов мира. Надежда и вера в окончательный исход человеческой судьбы никогда не покидали писателя. В числе других источников, питавших и поддерживающих эту веру и надежду, были для него дети, которые, как говорил сам Достоевский, “делают нас лучше уже одним только нашим соприкосновением с ними”. К сожалению, число “горестных страниц” в жизни нашего общества не уменьшается. Брошенные или беспризорные дети, растущие в нищете — это укор всем нам, а поэтому нужно делать все, чтобы мир вокруг нас преображался. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |