Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы в 9-м классе по повести Н.В. Гоголя "Шинель" на тему "Человек, лицо, вещь в художественном мире Н.В. Гоголя"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 9-м классе по повести Н.В. Гоголя "Шинель" на тему "Человек, лицо, вещь в художественном мире Н.В. Гоголя"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.11.23
Просмотров: 1431

Сорокина Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы

В 9-м классе повесть «Шинель» изучается после комедии «Ревизор». Это – второй урок. Тема первого «Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Традиции и новаторство в изображении «маленького человека».

Домашнее задание ко второму уроку:

1. Подготовить сжатый пересказ-анализ повести.
2. Найти и отметить в тексте художественные средства, которые использует автор для выражения темы, идеи, создания образов.

Тема: «Человек, лицо, вещь в художественном мире Н.В. Гоголя»

Эпиграф:

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» (Ф. Достоевский)

«О, кто теперь напомнит человеку
Высокое призвание его!» (Н.А.Некрасов)

Цели урока:

  • Продолжить формирование умения анализировать текст, формулировать проблемы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, работать над речью учащихся, то есть совершенствовать исследовательские умения учащихся.
  • Развивать навыки анализа и интерпретации художественного текста – сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях текста, научить их связывать частное с общим, видеть отражение идеи произведения в отдельных образах, деталях; развивать образно-ассоциативные способности
  • Воспитывать вдумчивого читателя, формировать нравственные понятия

Оборудование: учебник, текст повести, эпиграфы к уроку.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя. Мы с вами изучаем произведение, о котором Ф. Достоевский сказал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», которое оказало большое влияние на всю русскую литературу 19 в.

– Каков смысл этого высказывания?
– На прошлом уроке мы познакомились с сюжетом, героем. Определили тему и проблемы, которые затрагивает автор в этом произведении. Давайте подведем итоги. Кратко изложим их в виде сжатого пересказа-анализа

Сжатый пересказ-анализ (ответ ученика)

– Итак, это повесть о судьбе маленького человека, цель которой вызвать сочувствие, жалость к человеку, может быть, возмущение, привести к мысли, что человек не должен так жить. Автор продолжает одну из главных традиций русской литературы.
– Какую?
– Но возникает странное обстоятельство: повесть о судьбе маленького человека, не только униженного, но уничтоженного, убитого, называется «Шинель». Не по имени главного героя, не по должности, как например «Станционный смотритель»
– Вспомним, что выражает название произведения?
– О чем же говорят название? Какова тема? Главная мысль?
– К какой мысли приводит нас автор, называя так повесть. (Шинель важнее, главнее человека. Собственно, она главный герой)
– Очень странный вывод. Но у Н.В.Гоголя свой взгляд на мир, свой стиль, язык, способ использования средств языка. (Мы об этом уже говорили). Сегодня мы постараемся поглубже погрузиться в мир Н.Гоголя, исследуем, какие выразительные средства и как он использует, чтобы донести до читателя свою идею. И с помощью этого исследования понять главную идею.
– Итак, шинель главнее человека.
– Как это прослеживается в тексте?
– Для чего нужна Акакию Акакиевичу шинель?
– А на самом деле только ли «хранилищем тепла» становится новая шинель? Найдите цитату, где он говорит о выгодах новой шинели. («В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо»)
– Тепло – это понятно, а что значит хорошо? (Т.е. он преследует цель не только согреться, отсюда сукно получше, воротник)
– Что изменилось для Акакия Акакиевича с появлением новой шинели? (Изменилось его общественное положение – его заметили, пригласили – те самые, которые смеялись, не замечали)
– Почему? Изменился ли сам Акакий Акакиевич?
– Какую мысль доносит до нас автор? (Вещь определяет положение. Человек зависит от вещи. Вещь заменяет человека)
– В повести эта мысль прослеживается и подтверждается не раз.
– Когда же произошла эта подмена и почему? И с одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия? Найдем примеры.
– Найдите описание пути Акакия Акакиевича в гости.
– На что обращает наше внимание автор? (Изменения в городском пейзаже, встреченные люди)
– О чем это говорит? (Селятся в соответствии с положением)
– Какое художественное средство здесь использует автор? (Метонимию)
– Что это такое?
– Почему автор использует именно метонимию? Как это связано с идеей?
– Какие еще примеры использования метонимии вы нашли? (Гроб для Акакия Акакиевича, чины (квартальный, надзиратель– частный случай метонимии).
– Почему не называют имен? (Чин важнее)
– А где об этом говорится прямо? («…у нас прежде всего нужно объявить чин»).
– Почему чин прежде всего? О чем это говорит? (Таково устройство общества. Чин определяет положение. Жалование, одежду, квартиру, круг общения – все. Все служат. И общество превращается в какой-то механизм. А люди-детали, винтики, у каждого свое место, свое назначение).
– Как Гоголь показывает, что это не единичный случай, что так везде и со всеми?
– Как Гоголь называет в начале повести департамент и героя? (Один департамент, один герой)
– Обратите внимание, что здесь числительное не имеет числового значения.
– В каком значении оно употреблено? (Какой-то, любой, всякий).
– Т.е. эта история могла произойти в любом учреждении чиновничьего Петербурга.
– Какие Гоголь использует средства выразительности, чтобы подчеркнуть, что это мир чиновничий, канцелярский? (Вводные конструкции (Примета книжного стиля), эпитеты, выраженные сравнительной степенью прилагательных)
– Что обозначает сравнительная степень?
– А в произведении? (Стремление подняться на ступеньку выше, сравняться с теми, кто выше)
– Это стремление, как зараза, поражает всех. Не избежал его и Акакий Акакиевич.
– В чем это проявляется? (Выбор сукна, воротника).
– Найдите сравнение. («Чтобы казался как куница»)
– Зачем это Акакию Акакиевичу?
– Раз в жизни Акакий Акакиевич ощутил себя значительным (не благодаря достоинствам, благодаря шинели). Но жизнь все расставляет на свои места с катастрофической скоростью. Человек погибает. Но и здесь подчеркивается, что человек – ничто, винтик.
– Как это подчеркивается? (Гроб, новый чиновник на месте Акакия Акакиевича)
– Какое сравнение использует Гоголь, чтобы подчеркнуть ничтожность человека в этом мире? («Как муха», «как будто его и не было»)
– Итак, система губит человека. Но губит по-разному. Акакий Акакиевич – один пример. Это человек, стоящий почти внизу общественной лестницы. Но Н.В. Гоголь показывает и другую сторону: кто наверху этой лестницы.
– Кого мы имеем в виду? (Значительное лицо)
– Странное наименование.
– Какая должность у этого человека?
– Что значит «значительное лицо»? (Начальник)
– Что значит эпитет «значительное»? Подберите синонимы. (Важный, главный)
– Почему Н.В. Гоголь из синонимического ряда выбрал именно это слово? (Обратите внимание, от какого слова образовалось (значить)т.е. тот, кто имеет значение)
– Для кого это лицо имеет значение? (Для подчиненных и для себя)
– В чем оно состоит? (От него зависит их положение, а значит, и жизнь)
– Обратите внимание: между понятиями «положение» и «жизнь» ставится знак равенства. Опять мысль, что жизнь человека зависит от ступеньки, на которой он находится на общественной лестнице. Но понятие «значительности» относительное. Значительное для подчиненных – незначительное для начальства. Наверно, относительность эта и влияет на значительное лицо.
– Каким образом? (Он стремиться усилить свою значительность)
– Как?
– Зачем вводится рассказ о каком-то начальнике канцелярии, не имеющем к сюжету никакого отношения? Что хочет этим показать?
– При этом у них нет ни имен, ни лиц. Особенно заметно это в сочетании «значительное лицо». Лицо – без лица.
– Что хочет подчеркнуть автор? (Лицо не важно).
– А что важно? (Мундир, кабинет, т.е. вещи)
– Распекая Акакия Акакиевича, значительное лицо злится?
– Зачем тогда распекает?
– А результат?
– Хотел ли он этого?
– Почему же это произошло? (Он не видит в нем человека).
– А более значительное лицо, возможно, не увидит в нем.
– Мы видим два способа уничтожения человека.
– Какие?
1. Человек теряет лицо, перестает быть человеком (индивидуальностью).
2. Человек теряет человеческих качества, не видит людей в других. И в нем не видят человека. Ни начальники, ни подчиненные.
– В этом мире Г. наметил для человека 3 пути в жизни. Два мы увидели. Какие? (Стать никем. Превратиться в ничто, в винтик. Неинтересный. Незаметный. Легко заменяемый. Это путь Акакия Акакиевича. 2. Стать значительным лицом, стать вывеской, оболочкой, т.е., по сути дела, тоже – никем)
– Смотрите, к чему мы пришли совершенно неожиданно. Парадокс. Получается, чтоэти два пути, кажется, совершенно противоположные, приводят к одному результату. Какому? (Человек становится ничем, перестает быть человеком)
– Ужасен мир, где человек перестает быть человеком. В нормальном мире приоритеты располагаются так: «Человек, лицо, вещь». В мире, который показывает нам Гоголь, все наоборот. Возникает вопрос. Какой? Ведь получается, что выбора нет. Какой путь ни возьмите, результат один.
– Есть ли третий путь? В чем он состоит?
– Показывает ли нам его Гоголь? Вспомните молодого чиновника, который тоже смеялся над Акакием Акакиевичем. А потом…
(Отрывок из повести находят ученики, читает учитель)
– Почему изменился чиновник? Что он услышал в словах Акакия Акакиевича? (Я брат твой, человек) Почему не чиновник. Не коллега
– Какая мысль содержится в этой фразе? (Акакий Акакиевич достоин уважения уже потому, что он – человек. Пусть невзрачный, неинтересный, но человек)
– Почему же такая важная мысль выражается как бы вскользь, незаметно?
– В чем состоит этот третий путь? (Остаться человеком)
– Легко ли это?
– Вот почему, этот путь лишь намечен. Если человек найдет его в повести, не заскучает, не посмеется, не захочет стать значительным лицом, найдет и в жизни – самый главный, правильный путь.
– Человек должен помнить, сохранять, видеть в себе и других человека, уважать человека. Только это позволит не превратиться ни в Акакия Акакиевича, ни в значительное лицо – остаться человеком.
– Вспомните, что одна из самых главных традиций русской литературы – интерес к человеку, уважение и сочувствие к нему, постоянное напоминание о его высоком призвании – быть человеком
– Н.А.Некрасов, сокрушаясь о многом плохом, что его окружало, восклицал: «О, кто теперь напомнит человеку высокое призвание его!»
– Именно это хотел сделать Н.В.Гоголь в своей маленькой повести: напомнить человеку о его высоком призвании – быть человеком. И именно поэтому Ф.М.Достоевский сказал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя».

Подведение итогов, оценки.

Домашнее задание: стр.267, подготовиться к творческому практикуму «Повесть «Шинель» в читательском и писательском восприятии и осмыслении», письменно ответить на вопрос Макара Девушкина из практикума.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21