Преподавание литературы
Урок литературы в 9-м классе по повести Н.В. Гоголя "Шинель" на тему "Человек, лицо, вещь в художественном мире Н.В. Гоголя"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.11.23
Просмотров: 1431
Сорокина Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы В 9-м классе повесть «Шинель» изучается после комедии «Ревизор». Это – второй урок. Тема первого «Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Традиции и новаторство в изображении «маленького человека». Домашнее задание ко второму уроку: 1. Подготовить сжатый пересказ-анализ повести. 2. Найти и отметить в тексте художественные средства, которые использует автор для выражения темы, идеи, создания образов. Тема: «Человек, лицо, вещь в художественном мире Н.В. Гоголя» Эпиграф: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» (Ф. Достоевский) «О, кто теперь напомнит человеку Высокое призвание его!» (Н.А.Некрасов) Цели урока: - Продолжить формирование умения анализировать текст, формулировать проблемы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, работать над речью учащихся, то есть совершенствовать исследовательские умения учащихся.
- Развивать навыки анализа и интерпретации художественного текста – сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях текста, научить их связывать частное с общим, видеть отражение идеи произведения в отдельных образах, деталях; развивать образно-ассоциативные способности
- Воспитывать вдумчивого читателя, формировать нравственные понятия
Оборудование: учебник, текст повести, эпиграфы к уроку. ХОД УРОКА Вступительное слово учителя. Мы с вами изучаем произведение, о котором Ф. Достоевский сказал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», которое оказало большое влияние на всю русскую литературу 19 в. – Каков смысл этого высказывания? – На прошлом уроке мы познакомились с сюжетом, героем. Определили тему и проблемы, которые затрагивает автор в этом произведении. Давайте подведем итоги. Кратко изложим их в виде сжатого пересказа-анализа Сжатый пересказ-анализ (ответ ученика) – Итак, это повесть о судьбе маленького человека, цель которой вызвать сочувствие, жалость к человеку, может быть, возмущение, привести к мысли, что человек не должен так жить. Автор продолжает одну из главных традиций русской литературы. – Какую? – Но возникает странное обстоятельство: повесть о судьбе маленького человека, не только униженного, но уничтоженного, убитого, называется «Шинель». Не по имени главного героя, не по должности, как например «Станционный смотритель» – Вспомним, что выражает название произведения? – О чем же говорят название? Какова тема? Главная мысль? – К какой мысли приводит нас автор, называя так повесть. (Шинель важнее, главнее человека. Собственно, она главный герой) – Очень странный вывод. Но у Н.В.Гоголя свой взгляд на мир, свой стиль, язык, способ использования средств языка. (Мы об этом уже говорили). Сегодня мы постараемся поглубже погрузиться в мир Н.Гоголя, исследуем, какие выразительные средства и как он использует, чтобы донести до читателя свою идею. И с помощью этого исследования понять главную идею. – Итак, шинель главнее человека. – Как это прослеживается в тексте? – Для чего нужна Акакию Акакиевичу шинель? – А на самом деле только ли «хранилищем тепла» становится новая шинель? Найдите цитату, где он говорит о выгодах новой шинели. («В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо») – Тепло – это понятно, а что значит хорошо? (Т.е. он преследует цель не только согреться, отсюда сукно получше, воротник) – Что изменилось для Акакия Акакиевича с появлением новой шинели? (Изменилось его общественное положение – его заметили, пригласили – те самые, которые смеялись, не замечали) – Почему? Изменился ли сам Акакий Акакиевич? – Какую мысль доносит до нас автор? (Вещь определяет положение. Человек зависит от вещи. Вещь заменяет человека) – В повести эта мысль прослеживается и подтверждается не раз. – Когда же произошла эта подмена и почему? И с одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия? Найдем примеры. – Найдите описание пути Акакия Акакиевича в гости. – На что обращает наше внимание автор? (Изменения в городском пейзаже, встреченные люди) – О чем это говорит? (Селятся в соответствии с положением) – Какое художественное средство здесь использует автор? (Метонимию) – Что это такое? – Почему автор использует именно метонимию? Как это связано с идеей? – Какие еще примеры использования метонимии вы нашли? (Гроб для Акакия Акакиевича, чины (квартальный, надзиратель– частный случай метонимии). – Почему не называют имен? (Чин важнее) – А где об этом говорится прямо? («…у нас прежде всего нужно объявить чин»). – Почему чин прежде всего? О чем это говорит? (Таково устройство общества. Чин определяет положение. Жалование, одежду, квартиру, круг общения – все. Все служат. И общество превращается в какой-то механизм. А люди-детали, винтики, у каждого свое место, свое назначение). – Как Гоголь показывает, что это не единичный случай, что так везде и со всеми? – Как Гоголь называет в начале повести департамент и героя? (Один департамент, один герой) – Обратите внимание, что здесь числительное не имеет числового значения. – В каком значении оно употреблено? (Какой-то, любой, всякий). – Т.е. эта история могла произойти в любом учреждении чиновничьего Петербурга. – Какие Гоголь использует средства выразительности, чтобы подчеркнуть, что это мир чиновничий, канцелярский? (Вводные конструкции (Примета книжного стиля), эпитеты, выраженные сравнительной степенью прилагательных) – Что обозначает сравнительная степень? – А в произведении? (Стремление подняться на ступеньку выше, сравняться с теми, кто выше) – Это стремление, как зараза, поражает всех. Не избежал его и Акакий Акакиевич. – В чем это проявляется? (Выбор сукна, воротника). – Найдите сравнение. («Чтобы казался как куница») – Зачем это Акакию Акакиевичу? – Раз в жизни Акакий Акакиевич ощутил себя значительным (не благодаря достоинствам, благодаря шинели). Но жизнь все расставляет на свои места с катастрофической скоростью. Человек погибает. Но и здесь подчеркивается, что человек – ничто, винтик. – Как это подчеркивается? (Гроб, новый чиновник на месте Акакия Акакиевича) – Какое сравнение использует Гоголь, чтобы подчеркнуть ничтожность человека в этом мире? («Как муха», «как будто его и не было») – Итак, система губит человека. Но губит по-разному. Акакий Акакиевич – один пример. Это человек, стоящий почти внизу общественной лестницы. Но Н.В. Гоголь показывает и другую сторону: кто наверху этой лестницы. – Кого мы имеем в виду? (Значительное лицо) – Странное наименование. – Какая должность у этого человека? – Что значит «значительное лицо»? (Начальник) – Что значит эпитет «значительное»? Подберите синонимы. (Важный, главный) – Почему Н.В. Гоголь из синонимического ряда выбрал именно это слово? (Обратите внимание, от какого слова образовалось (значить)т.е. тот, кто имеет значение) – Для кого это лицо имеет значение? (Для подчиненных и для себя) – В чем оно состоит? (От него зависит их положение, а значит, и жизнь) – Обратите внимание: между понятиями «положение» и «жизнь» ставится знак равенства. Опять мысль, что жизнь человека зависит от ступеньки, на которой он находится на общественной лестнице. Но понятие «значительности» относительное. Значительное для подчиненных – незначительное для начальства. Наверно, относительность эта и влияет на значительное лицо. – Каким образом? (Он стремиться усилить свою значительность) – Как? – Зачем вводится рассказ о каком-то начальнике канцелярии, не имеющем к сюжету никакого отношения? Что хочет этим показать? – При этом у них нет ни имен, ни лиц. Особенно заметно это в сочетании «значительное лицо». Лицо – без лица. – Что хочет подчеркнуть автор? (Лицо не важно). – А что важно? (Мундир, кабинет, т.е. вещи) – Распекая Акакия Акакиевича, значительное лицо злится? – Зачем тогда распекает? – А результат? – Хотел ли он этого? – Почему же это произошло? (Он не видит в нем человека). – А более значительное лицо, возможно, не увидит в нем. – Мы видим два способа уничтожения человека. – Какие? 1. Человек теряет лицо, перестает быть человеком (индивидуальностью). 2. Человек теряет человеческих качества, не видит людей в других. И в нем не видят человека. Ни начальники, ни подчиненные. – В этом мире Г. наметил для человека 3 пути в жизни. Два мы увидели. Какие? (Стать никем. Превратиться в ничто, в винтик. Неинтересный. Незаметный. Легко заменяемый. Это путь Акакия Акакиевича. 2. Стать значительным лицом, стать вывеской, оболочкой, т.е., по сути дела, тоже – никем) – Смотрите, к чему мы пришли совершенно неожиданно. Парадокс. Получается, чтоэти два пути, кажется, совершенно противоположные, приводят к одному результату. Какому? (Человек становится ничем, перестает быть человеком) – Ужасен мир, где человек перестает быть человеком. В нормальном мире приоритеты располагаются так: «Человек, лицо, вещь». В мире, который показывает нам Гоголь, все наоборот. Возникает вопрос. Какой? Ведь получается, что выбора нет. Какой путь ни возьмите, результат один. – Есть ли третий путь? В чем он состоит? – Показывает ли нам его Гоголь? Вспомните молодого чиновника, который тоже смеялся над Акакием Акакиевичем. А потом… (Отрывок из повести находят ученики, читает учитель) – Почему изменился чиновник? Что он услышал в словах Акакия Акакиевича? (Я брат твой, человек) Почему не чиновник. Не коллега – Какая мысль содержится в этой фразе? (Акакий Акакиевич достоин уважения уже потому, что он – человек. Пусть невзрачный, неинтересный, но человек) – Почему же такая важная мысль выражается как бы вскользь, незаметно? – В чем состоит этот третий путь? (Остаться человеком) – Легко ли это? – Вот почему, этот путь лишь намечен. Если человек найдет его в повести, не заскучает, не посмеется, не захочет стать значительным лицом, найдет и в жизни – самый главный, правильный путь. – Человек должен помнить, сохранять, видеть в себе и других человека, уважать человека. Только это позволит не превратиться ни в Акакия Акакиевича, ни в значительное лицо – остаться человеком. – Вспомните, что одна из самых главных традиций русской литературы – интерес к человеку, уважение и сочувствие к нему, постоянное напоминание о его высоком призвании – быть человеком – Н.А.Некрасов, сокрушаясь о многом плохом, что его окружало, восклицал: «О, кто теперь напомнит человеку высокое призвание его!» – Именно это хотел сделать Н.В.Гоголь в своей маленькой повести: напомнить человеку о его высоком призвании – быть человеком. И именно поэтому Ф.М.Достоевский сказал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». Подведение итогов, оценки. Домашнее задание: стр.267, подготовиться к творческому практикуму «Повесть «Шинель» в читательском и писательском восприятии и осмыслении», письменно ответить на вопрос Макара Девушкина из практикума.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|