Преподавание русского языка
Назначение предлогов в речи
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.11.22
Просмотров: 788
Дмитриева Надежда Юрьевна, учитель русского языка и литературы Комментарии Урок строится с учётом возрастных особенностей учащихся подросткового периода, когда происходит становление личности, активно идут процессы самопознания и формирования «Я»- концепции». На уроке продолжается знакомство учащихся с различными точками зрения известных писателей и философов на устройство мира. Задача учителя – так построить урок, чтобы у подростков сложилось представление о единстве и взаимосвязи различных составляющих окружающей жизни. - Содержательным и формообразующим ядром урока является один текст, который составлен на основе статьи М.Эпштейна «Частотный словарь и картина мира»
- Материал урока даёт возможность увидеть значение языка в познании мироустройства (см. текст) и рассмотреть сам язык как единство составляющих его элементов (понятие предлога объединяет морфологию и синтаксис, связано с орфографией и пунктуацией).
- В построении урока использован системный подход к изучению школьного курса «Русский язык» (ПОДЧИНИТЕЛЬНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ /5кл./ > ПРЕДЛОГ /7кл./ > ВИДЫ СВЯЗИ СЛОВ. УПРАВЛЕНИЕ /9кл./).
- Сам текст даёт возможность учащимся:
- продемонстрировать собственное понимание его содержания, отношение к различным философским концепциям, - осознать связь содержания текста с его построением, - повторить и закрепить изученные орфографические и пунктуационные правила, - сделать самостоятельные выводы о назначении предлога в словосочетании. Пояснения - Учитель использует элементы авторской технологии Ю. Меженко.
- На уроке учащиеся конструируют первый блок ОК №32 («ПРЕДЛОГ»)
- Используется блоковая система письменных домашних заданий, позволяющая организовать консультации учащихся в течение недели.
- Предлагается отвести на изучение данного материала 2 часа учебного времени, добавив материал по культуре речи и стилистике.
- Рекомендуется проводить данный урок (уроки) в сильном классе.
Урок Цели: - Дать понятие о значении и назначении предлога в речи.
- Создать условия для расширения кругозора и развития речи учащихся.
- Способствовать развитию интереса к предмету, к языку как инструменту познания и общения.
1. Организационный момент. - У вас на столе должен быть чистый лист, на котором в конце урока вы будете воспроизводить опорный конспект, заданный на дом. - Откройте справочники, напоминаю, что нам на уроке нужно будет сконструировать первый блок этого конспекта. 2. Словарно-орфографическая работа. - Откройте тетради, запишите дату. Оставьте строку, где позднее запишем тему урока. - Традиционно начнем урок с работы над словом. философский философия – (гр.) – phileo – «люблю» sophia – «мудрость» философ (Философия – наука о наиболее общих законах природы, общества, мышления. Философ – мыслитель, разрабатывающий эти законы). - Обратите внимание: слова эти взаимопроверяемые, знание этимологии тоже поможет писать их без ошибок. | На доске – дата. На доске – ОК №32 без первого блока. На доске – все три слова записаны заранее. ! Можно задать учащимся вопросы о значении и происхождении слов, других словах с этими корнями | 3. Постановка задач. - Мы продолжаем знакомство с предлогом и сегодня на уроке поговорим о НАЗНАЧЕНИИ предлогов в речи. Нам предстоит вспомнить, какую функцию выполняет предлог в словосочетании, познакомиться с разрядами предлогов по ЗНАЧЕНИЮ. Хотелось бы еще, чтобы вы задумались о ЗНАЧИМОСТИ предлога в языке, а может быть, о его ЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ. Вы чувствуете, что при общем значении корня слова эти различаются по смыслу. Попробуйте объяснить их значение самостоятельно или найти их толкование в словаре. Это ваше домашнее задание на среду. | На доске записывается тема «Назначение предлогов в речи». На доске: назначение значение значимость значительность /толкование/ +ДЗ Теория: параграф 146 Блок упражнений | 4. Работа с текстом. - А сейчас поработаем с текстом. Задание следующее: - определить его тип,
- понаблюдать за особенностями построения,
- озаглавить.
Чтение текста. Что было в начале: курица или яйцо? Так как яйцо пребывает в курице, а курица в яйце, то ответить на этот вопрос можно только одним логическим способом: в начале было «в». Библия, как известно, тоже начинается с предлога: «В начале сотворил Бог небо и землю». «В» - начало всего, и только за ним в Библии – земля, небо и даже само имя Творца. Без «в» мы не можем ни вздохнуть (вобрать воздух в себя), ни выдохнуть (вернуть его в мир). Без «в» нельзя говорить ни о чем: ни о погоде в мае, ни о событиях в стране, ни о красоте пейзажей в творчестве Гоголя. Без «в» Тютчев не оставил бы потомкам свое знаменитое философское высказывание: «Все во мне, и я во всем». Человек охватывает мыслью окружающий его мир. Так сплетаются колечки в самой букве «в», цифре 8, знаке бесконечности, образуя «великую цепь бытия». Из нее невозможно изъять никаких слабых или посредственных звеньев – все нужны для полноты мироздания. Эта цепь ведет от несовершенных творений к самому Творцу. Запись фрагмента текста с попутным выполнением грамматического задания - Запишите фрагмент текста. Задание следующее: - выделить предлоги,
- обозначить приставки, в которых есть орфограммы.
| | «В» - начало всего, и только за ним в Библии – земля, небо и даже само имя Творца. Без «в» мы не можем ни вздохнуть (вобрать воздух в себя), ни выдохнуть (вернуть его в мир). Без «в» нельзя говорить ни о чем: ни о погоде в мае, ни о событиях в стране, ни о красоте пейзажей в творчестве Гоголя. Без «в» Тютчев не оставил бы потомкам свое знаменитое философское высказывание: «Все во мне, и я во всем». Человек охватывает мыслью окружающий его мир. Так сплетаются колечки в самой букве «в», цифре 8, знаке бесконечности, образуя «великую цепь бытия»*. Из нее невозможно изъять никаких слабых или посредственных звеньев – все нужны для полноты мироздания. Эта цепь ведет от несовершенных творений к самому Творцу. Работа по содержанию и построению текста - Что непонятно в содержании текста? - К какому типу речи можно отнести текст и почему? - Есть ли особенности в построении текста? - Что вас удивило и заинтересовало в этом тексте? - Как можно озаглавить текст? Почему? | Записать на доске: «В» «в» 20 предлогов 10 приставок Классическая философия (Декарт, Спиноза, Лейбниц) *«… …» Вариант заглавия: «В начале было «В» | 5. Создание 1-го блока конспекта. - Мы уже готовы сделать некоторые выводы и начать заполнять 1-й блок конспекта. Как правило, говорящие отождествляют смысл высказывания с самостоятельными ЧР, но служебные слова (в частности, предлоги) выражают более глубокую, как бы «подсознательную» мысль языка. Мы точно знаем, что хочет сказать писатель, политик, мыслитель, но бываем глухи к тому, что, упорно повторяя и «разжевывая», пытается внушить нам сам язык. Какие же слова оказываются наиболее востребованными всеми говорящими, а значит, необходимыми? Как ни странно, в большинстве языков – служебные. Например, в английском – определенный артикль the, а в русском – на первом месте по употреблению -предлог «в» (это приблизительно каждое 23 слово в тексте!). | | 6. Орфографическая и пунктуационная работа - А сейчас мы поработаем с орфографией и пунктуацией. Будьте внимательны, т.к. за диктант каждый получит оценку. Повторение орфографии на материале текста - Какие слова вызвали затруднение при написании? - Как отличить предлог от приставки? - Проверим, какие предлоги вы выделили, и в каких приставках есть орфограммы? - Приставки какой группы не встретились в тексте? - Можно ли выделить приставку в слове предлог? - Как, по вашему мнению, оно произошло? Повторение пунктуации на материале текста - Проверим постановку знаков препинания. - Объясните с помощью схемы знаки препинания в предложении 6 (4 абзац): Так сплетаются колечки в самой букве «в», цифре 8, знаке бесконечности, образуя «великую цепь бытия». - Какое предложение соответствует схеме? [ ] , и [ О , О и О ] . (1. «В» - начало всего, и только за ним в Библии – земля, небо и даже само имя Творца.) - Какая пунктуационная особенность не выражена в схеме? - В каком еще предложении используется тире? (7.Из нее невозможно изъять никаких слабых или посредственных звеньев – все нужны для полноты мироздания.) - Есть ли в тексте предложения, в которых используется двоеточие? (3. Без «в» нельзя говорить ни о чем: ни о погоде в мае, ни о событиях в стране, ни о красоте пейзажей в творчестве Гоголя. 4. Без «в» Тютчев не оставил бы потомкам свое знаменитое философское высказывание: «Все во мне, и я во всем».) - Использовал ли кто-нибудь скобки? (Без «в» мы не можем ни вздохнуть (вобрать воздух в себя), ни выдохнуть (вернуть его в мир).) - Просмотрите еще раз текст. На все ли вопросы по орфографии и пунктуации вы получили ответ? | Работаем по цепочке. Обратить внимание: Ни…, ни… /союзы/ мироздание /сложное слово/ пре -/при- Записать на доске предлог – (гр.) prothesis – «перед словом» Один ученик работает у доски. Схема записана на доске. ! Во втором простом предложении есть тире, т.к. пропущено необходимое сказуемое. БСП, обобщающее слово, прямая речь после слов автора => : | 7. Выявление функций предлога в словосочетании. - Чтобы выяснить роль предлога, выпишите из текста по 2 словосочетания, в которых предлог присоединяет зависимое слово, разберите эти СС. - Обозначьте главное и зависимое слово. - Определите падеж зависимого слова. - Сформулируйте вопрос от главного слова к зависимому. - Определите виды связи слов в СС. 1 ряд: вобрать в себя (мест. ВП) пространственные вернуть в мир (сущ. ВП) 2 ряд: о погоде в мае (сущ. ПП) – временное + определительное о красоте в творчестве (сущ. ПП) – объектные 3 ряд: не было бы без «в» (субстантив., несклон.) - объектные нужны для полноты мироздания (сущ. РП) - целевые - Зачем нужен предлог в этих СС€ (Предлог выражает отношения подчинения, выражает ГЗ косвенного падежа). - Обратите внимание на то, что один и тот же предлог может употребляться с двумя падежами (ВП, ПП) - Какой это предлог? К двупадежным предлогам относится еще предлог «на». (Лежать на столе (ПП), положить на стол (ПП)), В основном русские предлоги однопадежны. | 1 ряд – 2 абзац 2 ряд – 3 абзац 3 ряд – 4 абзац Заслушиваются СС, записывается на доску 6 СС. | - Что ещё можно сказать об отношениях «предлог-падеж»? Зато предлоги «без» и «для» помогают образовать форму РП. Наибольшее количество предлогов (а их в русском языке около 200) падает на родительный падеж (приблизительно 115 предлогов). - Продолжим конструировать первый блок конспекта. В СС предлог выражает подчинительные отношения между словами, помогает образовать форму косвенного падежа зависимых существительных, местоимений, числительных и других слов, выполняющих функцию существительных, если они склоняются. Лингвисты называют предлог «словечком отношений». - Давайте попробуем убрать предлог из СС вернуть в мир (вернуть мир) - Что изменится? (Изменятся отношения). - А какие это отношения? - Сделаем выводы и закончим работу над первым блоком конспекта. Выводы: Не обладая собственным ЛЗ, предлоги развивают, дополняют, усиливают значение имени разнообразными оттенками. Предлоги могут выражать антонимичные отношения (в - из, на - с). Поэтому, если мы говорим «пойти в школу», то следует сказать «вернуться из школы», «поехать на пикник» - «вернуться с пикника", «войти в автобус» - «выйти из автобуса». | фронтальный опрос ! падеж не изменится (ВП), ЛЗ самостоятельных слов сохранится На доске: временные определительные пространственные объектные целевые причинные образа действия | 8. Итоги урока. - Подведем итоги урока. Сегодня мы поговорили о роли предлога в СС, о том, какие смысловые отношения он может передавать и о том, какое место занимает эта служебная часть речи в языке. Все это должно найти отражение в вашем конспекте. (Минута на размышления, обсуждение и доработку первого блока.) - А теперь за 5 минут вы должны воспроизвести 2-ю часть опорного конспекта. - Урок окончен. Но мне хочется, чтобы вы еще не раз задумались о значительности крохотных словечек, которые мы осмеливаемся называть служебными, а ведь они передают все богатство оттенков языка. И еще помните: «В начале было… «в». | воспроизведение ОК по памяти |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|