Преподавание литературы Урок литературы в 11-м классе по теме: "Судьба человека в тоталитарном государстве" (В.Шаламов "Колымские рассказы")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.11.19 Просмотров: 1246 Соломина Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование:
Учитель. Что такое XX век в истории страны и в истории литературы? За страшными годами первой мировой войны, революций, гражданской войны наступают ещё более ужасающие годы. Строится Советское государство. Всё становится "советским": "советское" искусство, "советская" литература. Впервые в истории национальная культура открыто причислялась к идеологии, причем к идеологии особенной, не имеющей аналога в истории человечества; к идеологии классовой, партийной, государственной. Литература – впервые в истории человечества, принадлежала государству. Выступление ученика о политической обстановке в России в эпоху тоталитаризма. Учитель. Как сказал Солженицын: "Никакой Чингиз Хан не уничтожил столько мужика, сколько славные наши Органы, ведомые Партией". Ответы учеников:
Учитель. Сегодня мы знакомимся с ещё одним именем, с человеком, который одним из первых сказал правду о тех страшных годах. Работа с эпиграфом. Каждый мой рассказ – это абсолютная достоверность. В.Шаламов – Наша задача сегодня – выяснить, какой приговор выносит Шаламов тоталитарному государству, найти идею, объединяющую весь цикл "Колымских рассказов". Этап синтеза: аналитическая беседа, анализ эпизодов, выявление идеи. – Создаётся ли у вас впечатление, что каждый рассказ – часть большой "мозаики"? Почему? – Каким вырисовывается образ Колымы? Обратим внимание на пейзаж. “Сопки были белые, с синеватым отливом, как сахарные головы. Круглые, безлесные, они были покрыты тонким слоем плотного снега, спрессованного ветрами. В ущельях снег был глубок и крепок – держал человека, а на склонах сопок он как бы вздувался огромными пузырями”. (“Кант”) “Деревья на Севере умирают лёжа, как люди. Огромные обнажённые корни их похожи на когти исполинской хищной птицы, вцепившейся в камень. От этих гигантских когтей вниз, к вечной мерзлоте, тянулись тысячи мелких щупалец, беловатых отростков, покрытых коричневой тёплой корой. Каждое лето мерзлота чуть-чуть отступала, и в каждый вершок оттаявшей земли немедленно вонзалось и укреплялось там тончайшими волосками щупальце-корень. (“Сухим пайком”) – Итак, природа непривычная, суровая, страшная. Этому даётся объяснение в старинной легенде: “Я вспомнил старую северную легенду о боге, который был ещё ребенком, когда создавал тайгу. Красок было немного, краски были по-ребячески чисты, рисунки просты и ясны, сюжеты их немудреные. ("Детские рисунки"). – Автор постоянно проводит параллель между человеком и природой: "Сухим пайком", "Одиночный замер". – Каким был путь на Колыму? ("Прокуратор Иудеи".) “Пятого декабря тысяча девятьсот сорок седьмого года в бухту Нагаево вошёл пароход “Ким” с человеческим грузом. Рейс был последний, навигация кончилась. Сорокоградусными морозами встречал гостей Магадан. Впрочем, на пароход были привезены не гости, а истинные хозяева этой земли – заключённые”. “…Пятого декабря тысяча девятьсот сорок седьмого года в бухту Нагаево вошёл пароход “Ким” с человеческим грузом – тремя тысячами заключённых. В пути заключённые подняли бунт, и начальство приняло решение залить все трюмы водой. Всё это было сделано при сорокаградусном морозе. Что такое отморожение 3–4 степени, как говорил Брадэ, или обморожение, как выражался Кубанцев, Кубанцеву было дано узнать в первый день его колымской службы ради выслуги лет”. – Почему рассказ назван “Прокуратор Иудеи”? – Рассказать о Кубанцеве. – Что ждало заключённых далее? “…При голоде, холоде и бессоннице никакая дружба не завязывается, и Дугаев, несмотря на молодость, понимал всю фальшивость поговорки о дружбе, проверяемой несчастьем и бедою. Для того чтобы дружба была дружбой, нужно, чтобы крепкое основание её было заложено тогда, когда условия, быт ещё не дошли до последней границы, за которой уже ничего человеческого нет в человеке, а есть только недоверие, злоба и ложь. Дугаев хорошо помнил северную поговорку, три арестантские заповеди: не верь, не бойся, не проси…”. “ Дугаев вернулся в барак, лёг и закрыл глаза. Последнее время он спал плохо, голод не давал хорошо спать… Он уже успел утомиться настолько, чтобы с полным безразличием отнестись к любой своей судьбе”. “На следующий день он опять работал с бригадой, с Барановым, а в ночь на послезавтра его повели солдаты на конбазу, и повели по лесной тропке к месту, где, почти перегораживая небольшое ущелье, стоял высокий забор с колючей проволокой, натянутой поверху, и откуда по ночам доносилось отдалённое стрекотание тракторов. И, поняв, в чём дело, Дугаев пожалел, что напрасно проработал, напрасно промучился этот последний сегодняшний день”. (“Одиночный замер”) – Попадая сюда, человек практически перестаёт быть человеком, перестаёт жить. В каких рассказах мы видим тому подтверждение? Особенности прозы: физиологичность, очерковость, откровенность. Условия труда. “Летом воздух был слишком тяжёл для сердечников, зимой невыносим. В большие морозы люди прерывисто дышали. Никто здесь не бегал бегом, разве только самые молодые, и то не бегом, а как-то вприпрыжку. (“Татарский мулла, или чистый воздух”) Отношения между заключёнными и начальством. – Всё это приводит к тому, что в лагерных условиях наиболее действенными оказываются не евангельские, а другие заповеди. Какие? Рассказ “Красный Крест”.
– Всё это приводит к тому, что в лагерных условиях наиболее действенными оказываются не евангельские, а другие заповеди. Какие? Рассказ “КВо что теперь верит человек, что стало с его чувствами? ("Стланик".) “Мы научились смирению, мы разучились удивляться. У нас не было гордости, себялюбия, самолюбия, а ревность и страсть казались нам марсианскими понятиями и притом пустяками. Мы понимали, что смерть нисколько не хуже, чем жизнь, и не боялись ни той, ни другой. Великое равнодушие овладело нами”. (“Сухим пайком”) “От голода наша зависть была тупа и бессильна, как каждое из наших чувств. У нас не было силы на чувства, на то, чтобы искать работу полегче, чтобы ходить, спрашивать, просить"... (“Сгущённое молоко”) – У Шаламова с ужасающими физиологическими подробностями показано, как в чудовищных жерновах Колымы раздавливаются не только тело, но и душа. Но именно в этом страшном мире для человека, пытающегося остаться самим собой, высочайшую нравственную ценность приобретают: ПИСЬМО ОТ ПАСТЕРНАКА Анализ рассказов "Сентенция", "Выходной день". – Кого, по-вашему, больше на страницах рассказов – умерших или выживших? “Крист знал и другое – что, выходя на свободу, он становился навеки меченным, навеки клеймённым, навеки предметом охоты для гончих собак, которых в любой момент хозяева жизни могут спустить с поводка” Идея: лагерь – не место для человека, судьбы этих людей – преступления, каждая минута лагерной жизни – отравленная минута. Домашнее задание: найти подтверждение этой идеи в разных рассказах цикла. Заключение. “Мы все понимали, что выжить можно только случайно. И, странное дело, когда-то в молодости моей у меня была поговорка при всех неудачах и провалах: “Ну, с голоду не умрём”. Я был уверен, всем телом уверен в этой фразе. И я в тридцать лет оказался в положении человека, умирающего с голоду по-настоящему, дерущегося из-за куска хлеба буквально, – и всё это задолго до войны. Человек счастлив своим умением забывать. Память всегда готова помнить только хорошее. Хорошего не было, не было его ни впереди, ни позади путей каждого из нас. Мы были отравлены Севером навсегда, и мы это понимали”. (“Сухим пайком”) – Примером тому – судьба самого Варлама Шаламова. Он был отравлен севером навсегда. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |