Преподавание литературы Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева "Гуси-лебеди"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.11.18 Просмотров: 2843 Реутова Наталья Алексеевна Цель: помочь обучающимся воспринять большие, чистые, верные чувства между героями и акцентировать авторскую мысль о том, что во имя любви человек способен противостоять любым жестокостям войны и жизни. Задачи:
Методические приёмы: анализ эпического произведения, дискуссия, лекция учителя, выразительное чтение отрывков из произведения, беседа по плану, межпредметные связи с историей. Методы развития творческих способностей обучающихся: творческое задание (стихотворение о любви), дисскусия. Методы организации учебно-познавательной деятельности: работа с произведением. Оборудование: доска, выставка книг о войне. Ход урока Слово учителя. Сегодня на уроке внеклассного чтения мы с вами будем анализировать произведение Константина Дмитриевича Воробьёва “Гуси - лебеди”. Каким был человеком писатель? Как сложилась его судьба? Почему мы, прочитав его произведения, не можем остаться равнодушными к написанному? Родился К. Д. Воробьёв 24сентября 1919года в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Кто был его отец он не знал, а мать хранила тайну. Будучи взрослым, спросил, кто был его отец. Мать назвала фамилию – Письменов. Отчим относился к пасынку хорошо, но всё же не хватало отцовской ласки. А вскоре отец их покинул. Мучительным воспоминанием о детстве у него было чувство постоянного голода. В 1933 году голод выкосил многие семьи. Константин решил пойти работать в сельмаге. Там получал плату хлебом. Окончив сельскую школу, поступил в сельхозтехникум в Мичуринске. В справке исправил год рождения на 1917. Вернулся в село, закончил курсы киномеханика и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой. В 1935 году стал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни и работать в Медвенской районной газете. Украл петуха, продал и уехал в 1937 году в Москву. Жил у сестры Татьяны. В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году получил направление в Кремлёвское Краснознаменное пехотное училище. В октябре 1941 году в составе Кремлёвских курсантов был отправлен на фронт, в декабре попал в плен. Прошёл через ряд лагерей на территории Литвы. В сентябре 1943 года бежал из плена, организовал партизанскую группу. После разгрома его подпольной группы пришёл в город Шауляй и 30 дней, не отрываясь от стола, писал повесть о плене. С документальной точностью автор рассказывает о пережитых адских мучениях(допросы, пытки, расстрелы, каторжный труд, побеги). Эта повесть под названием “Это мы, Господи!” опубликована лишь в 1986году. После войны работал в снабженческих и торговых организациях. Первый сборник рассказов “Подснежник” вышел в 1956г. (“Гуси - лебеди”, “Штырь”, “Синель” и др. ) С середины 50-х годов стал заниматься профессиональным литературным трудом. Важная веха в творчестве К. Воробьёва – рубеж 50- 60 – х годов, когда одна за другой написаны повести “Сказание о моём ровеснике”(1960), “Убиты под Москвой”(1961), “Крик”(1962). В основу этих повестей легли личные впечатления и переживания автора во время боёв под Москвой. Позже появляются “деревенские” повести: “Почем в Ракитном радости”(1964), “Мой друг Момич”(1965; в сокращенном виде под названием “Тётка Егориха” в 1967г. ). В последних повестях писателя “Вот пришёл великан”(1971), “И всему роду твоему” (к началу 1974 г. была близка к завершению) – нет ни войны, ни коллективизации, но есть хаотичный поток повседневности, изнурительной серой обыденщины, мышиной войны самолюбий. Умер К. Д. Воробьёв 2 марта 1975 г. в Вильнюсе; перезахоронен в г. Курске. - Ребята, почему, прочитав произведение К. Д. Воробьева, мы не можем оставаться равнодушными? (Ребята говорят о том, что произведения К. Воробьёва заставляют задуматься над смыслом жизни, потому что сам автор пережил всё, о чём писал ). Анализ рассказа. Литературовед И. П. Золотусский писал: “Проза Константина Воробьёва особая. Те же законы прозы, те же сюжет, композиция, характеры, но интонация какая – то не та, интонация другая – с первых строк резко взыскующая, истово реющая в полёте повести”. Поговорим об особенностях рассказа. 1. Сюжет. Фабула. - Что такое сюжет? Фабула? Совпадает ли сюжет и фабула рассказа?(Нет. Автор в рассказе возвращается к прошедшим событиям. Этот приём называется ретроспектива). - Скажите, где в произведении кратко изложен сюжет рассказа? (В стихотворении Сергея Марьянова). Прочтите, пожалуйста, стихотворение.
2. Композиция. - Как построена повесть? (Главы. Повтор – интерпритация истории любви. Повесть в рассказе. Лирические отступления. Ребята приводят примеры из текста). -Назовите смысловые части рассказа? 3. Конфликт. В каждом эпическом произведении есть свой конфликт. Дайте определение конфликта. ( Конфликт – противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведении характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. ) - Ребята, как вы считаете, какой конфликт в рассказе и причины его? (Одна группа ребят доказывает примерами из текста, что в произведении противоречия между характером и обстоятельствами. Причина – война. Другая - придерживается мнения, что здесь конфликт – противоречия между различными сторонами характера, и приводит свои доказательства. ) Конфликт тесно связан с проблемами, которые поднимает автор в рассказе. - Какие проблемы поднимает автор в этом произведении? (Проблемы памяти, выбора человека, смысла жизни, ответственности за другого человека, бережного отношения к природе. ) Все проблемы связаны одной темой – война и любовь. Именно любовь помогает преодолеть все преграды героям рассказа. 4. Герои рассказа. “Память – поддержка и опора героев Воробьёва. Человек возвращается домой. Человек в памяти возвращается к пережитому. Память наводит мосты, соединяет разорванное”,- пишет И. Золотусский. Именно память о любимом человеке не даёт покоя героям. - Как автор изображает своих героев? Как показывает их переживания, эмоциональное состояние?(Портреты героев: Марьянова Сергея, Лебедевой Татьяны. Примеры описания психологического состояния героев. ) -Каждый из героев рассказа не верит в гибель любимого человека. Докажите. (Татьяна уходит самовольно из партизанского отряда на поиски Сергея, не вернувшегося с разведки. Сергей приезжает после войны к Лебедевым домой в надежде увидеть Таню. Татьяна уезжает на родину Сергея. Сергей пишет повесть о Тане и в своём произведении всегда “спасает её от врагов”) Жизнь сильнее войны. Мысль о друг друге не даёт им покоя. Их верность – свята. -Какой эпизод рассказа заставляет нас задуматься над глубиной чувства любви и верности? (Трагическая история лебедей. Пересказ. Обращаем внимание на фамилию героини-Лебедева. “Говорящая” фамилия. ) -Можно ли сказать, что история гибели лебедей, услышанная Марьяновым у костра, помогла ему найти Татьяну?(В продолжении разговора у костра он услышал историю Тани. Она жива!) 5. Особенности рассказа. (Контраст. Фольклорные элементы: название, диалектные слова,повторы слов . Временные рамки: начало и конец рассказа – осень. Лирические отступления. )
Да, война и любовь, вроде, несовместимые понятия. Но война – это и испытание и проверка больших чувств. Герои рассказа с честью и достоинством пронесли через горнило войны верность своим чувствам. Мы восхищаемся ими. Обзор выставки книг по теме: “Война и любовь”. Война и любовь. Эта тема раскрывается в произведениях таких писателей, как В. Распутин “Живи и помни”, В. Астафьев “Пастух и пастушка”, В. Быков “Альпийская баллада”, В. Богомолов “Зося”. Эти книги есть в библиотеке! Реализация творческого задания. Любовь - разная. И отношение к этому чувству у каждого из нас своё. Чтение своих стихотворений о любви обучающимися (Приложение 1). Приложение 1 Что такое любовь?
Матюхина Людмила, ученица 11 класса Признание в любви.
Малинин Максим, ученик 11 класса О тебе. Бывают мгновения улыбки твоей, Орешнева Елизавета, ученица 11 класса Прости! Бывает так: Плотицын Владимир, ученик 11 класса Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |