Преподавание русского языка Конспект урока русского языка в 5-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.11.15 Просмотров: 715 Хасянова Екатерина Федотовна, заместитель директора,учитель русского языка Цели: обучающая: усвоение всеми учащимися стандартного минимума по правописанию приставок ПРЕ- и ПРИ-. развивающая: - формирование умения обобщать путем сравнения; - совершенствование таких умений, как постановка и решение проблемы, оперирование понятиями, рассуждение по аналогии; - развитие способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез; - развитие произвольного внимания, коммуникативных умений, воображения, навыков монологической речи. воспитывающая: - предоставление ученику права выбора в процессе выполнения учебных задач, на выбор способа понимания информации; - реальная возможность стать соавтором развивающегося сценария урока; - формирование навыков взаимовыручки. Основой данного урока стала педагогическая технология исследовательской направленности, которая как нельзя лучше помогает реализации принципов научности и доступности, а также формированию коммуникативной, информационной и исследовательской компетенций учащихся. Здоровьесберегающие элементы урока представлены следующими моментами: - гигиена классного кабинета перед уроком; - положительная установка на успех в начале урока; - постановка учащихся в позицию выбора; - работа в группах, где сильный ученик поможет слабому; - смена деятельности несколькими видами работы (работа в группах, склеивание полосок со словами, выход к доске, работа с учебником, выполнение индивидуального письменного задания без выставления отметок в журнал); - приглашение на помощь сильного ученика во время выполнения задания на интерактивной доске; - рефлексия после каждого этапа урока; - релаксация по окончанию урока. Ход урока
1. Начало урока. Установка личностного контакта с учащимися, взаимное приветствие и включение мотива на совместную работу. Положительная мотивация достигается путем активного общения учителя с учащимися, пожелание успехов, предвкушение от удачно проведенной работы. Здесь же определяется тема урока и выясняется практическая значимость урока для учащихся путем фронтальной беседы. Ученикам предлагается сделать выбор: объяснить новую тему может учитель или они сами попробуют сделать это в группах. (И тот и другой вариант учителем предусмотрен) Далее выдвигается проблема: на доске записаны слова, нужно вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму и распределить слова на 3 группы по характеру приставки (о..деру, ..бить, по..мигнуть, в..пахать, бе..цельный, пр..рвать, пр..клеить, пр..огромный, ра..сеянный). Слова распределятся на три группы по характеру приставки:
Все слова дети пишут в тетради, у доски работают трое, они должны вставить буквы и объяснить условия выбора орфограммы, слова третьей группы потребуют комментария со стороны учителя. Написание данных слов и комментарий к условиям выбора орфограммы и станет учебной задачей сегодняшнего урока. 2. Организация работы в группах. Группы формируются с учетом обучаемости учащихся, предположительно в группе будет сильный ученик и несколько средне обученных учащихся. Групп будет 6, это необходимо по сценарию проектной работы. На партах лежат заранее приготовленные листы бумаги, клеящие карандаши, отпечатанные слова с приставками:
Учитель объясняет цель предстоящей работы, которая заключается в следующем: необходимо за определенное время распределить слова на 5 групп, (2 слова в каждой группе), обосновать свой выбор, записать для каждой группы слов на большом листе значение приставки. 3. Идет работа в группах, учитель корректирует данную работу. 4. После окончания работы в группах, один из учащихся группы приглашается к доске и вывешивает свои листы со словами. Должно получиться 5 групп слов со следующими значениями приставок:
5. На доске получается 5 вариантов значения приставок ПРЕ- и ПРИ- с разными примерами. (Дети формулируют значение приставок по-своему, это разрешается на данном этапе). 6. Один ученик из группы приглашается к доске и формулирует одно значение приставки. Представитель 6-й группы обобщает сказанное всеми и делает итоговый вывод. 7. Учитель просит открыть учебник “Теория. 5-9 класс” (под редакцией В.В. Бабайцевой) и прочитать вслух теоретический материал по теме урока и сравнить формулировку значений приставок ПРИ- и ПРЕ- по учебнику и вариант группы. Происходит корректировка ответа учащихся, может быть, понадобится корректировка записи значения приставок, сделанной учениками в процессе работы в группах. Далее учащимся предлагается презентация на интерактивной доске, где представлены материалы теоретического характера (учебник “Русский язык. Орфография. Пунктуация” под редакцией Д.Э. Розенталя и И.Б. Голуб), в которых даны формулировки значений исследуемых приставок: (материал демонстрируется на интерактивной доске):
В данном учебнике значение приставки ПРИ- дается в 4-х пунктах, что отличает трактовку значений данной приставки с учебником за 5 класс под редакцией В.В.Бабайцевой. Ученикам предлагается сделать свой выбор в пользу того или другого варианта объяснения значения приставки ПРИ-. Игровой момент урока – зачитывание стихотворений из “Радионяни” (четверостишия звучат в записи):
8. Закрепление изученного материала. На интерактивной доске предлагается выполнить задание на правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- . Приглашается один (слабо подготовленный) ученик, он вставляет буквы в слова. Учитель предлагает ему в помощь выбрать любого ученика класса для проверки, прежде чем будет произведена проверка учителем. Данный вид работы заведомо слабым учеником поможет выявить учителю степень усвоенности темы. В это время все остальные также выполняют данную работу в своих тетрадях, затем по просьбе учителя проверяют задание по монитору доски. Слова для работы на интерактивной доске: придворный, притянуть, присказка, придвинуть, призанять, преодоление, привязать, приоткрыть, превосходящий, притащить, приморье, принимать, премилый, привстать, превращение, приставить, пришкольный, прибить, прескверный, Прикарпатье, пристройка, присолить, пришить. Вторая группа слов записывается учениками и проверяется самостоятельно (вариант- проверку можно организовать в парах). Если остается время, учитель предлагает работу с учебником, выполняется упражнение № 684 на доске по цепочке. 9. Окончание урока. Рефлексия по поводу урока, выставление отметок. Оценка работы учащихся учителем, проговаривание алгоритма выполнения домашнего задания, высказывания учащихся по итогам урока. Домашнее задание – упражнение № 687 и составление таблицы (карточки) по значению изученных приставок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |