Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Конспект урока русского языка в 5-м классе
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Конспект урока русского языка в 5-м классе


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.11.15
Просмотров: 715

Хасянова Екатерина Федотовна, заместитель директора,учитель русского языка

Цели:

обучающая: усвоение всеми учащимися стандартного минимума по правописанию приставок ПРЕ- и ПРИ-.

развивающая:

- формирование умения обобщать путем сравнения;

- совершенствование таких умений, как постановка и решение проблемы, оперирование понятиями, рассуждение по аналогии;

- развитие способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез;

- развитие произвольного внимания, коммуникативных умений, воображения, навыков монологической речи.

воспитывающая:

- предоставление ученику права выбора в процессе выполнения учебных задач, на выбор способа понимания информации;

- реальная возможность стать соавтором развивающегося сценария урока;

- формирование навыков взаимовыручки.

Основой данного урока стала педагогическая технология исследовательской направленности, которая как нельзя лучше помогает реализации принципов научности и доступности, а также формированию коммуникативной, информационной и исследовательской компетенций учащихся.

Здоровьесберегающие элементы урока представлены следующими моментами:

- гигиена классного кабинета перед уроком;

- положительная установка на успех в начале урока;

- постановка учащихся в позицию выбора;

- работа в группах, где сильный ученик поможет слабому;

- смена деятельности несколькими видами работы (работа в группах, склеивание полосок со словами, выход к доске, работа с учебником, выполнение индивидуального письменного задания без выставления отметок в журнал);

- приглашение на помощь сильного ученика во время выполнения задания на интерактивной доске;

- рефлексия после каждого этапа урока;

- релаксация по окончанию урока.

Ход урока

  1. Организационная часть. Определение темы и цели урока, постановка проблемы.(3 мин.).
  2. Организация работы в группах, раздача печатного материала (1 мин.).
  3. Работа в группах по решению учебной проблемы (7 мин).
  4. Выступление с итогами работы в группах, представление итогов в виде схемы (5 мин.).
  5. Оформление схем на доске (3 мин.).
  6. Первичное формулирование ответа на поставленную проблему (3 мин.).
  7. Сравнение полученных итогов работы в группах с авторской концепцией, представленной в учебном пособии (5 мин).
  8. Закрепление знаний путем выполнения тренировочных упражнений (10 мин).
  9. Окончание: релаксация, мотив на завтра, объяснение домашнего задания (3 мин).

1. Начало урока. Установка личностного контакта с учащимися, взаимное приветствие и включение мотива на совместную работу. Положительная мотивация достигается путем активного общения учителя с учащимися, пожелание успехов, предвкушение от удачно проведенной работы. Здесь же определяется тема урока и выясняется практическая значимость урока для учащихся путем фронтальной беседы. Ученикам предлагается сделать выбор: объяснить новую тему может учитель или они сами попробуют сделать это в группах. (И тот и другой вариант учителем предусмотрен)

Далее выдвигается проблема: на доске записаны слова, нужно вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму и распределить слова на 3 группы по характеру приставки (о..деру, ..бить, по..мигнуть, в..пахать, бе..цельный, пр..рвать, пр..клеить, пр..огромный, ра..сеянный). Слова распределятся на три группы по характеру приставки:

1 – неизменяемые приставки,

2 – приставки, оканчивающиеся на -З- и -С-,

3 – приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Все слова дети пишут в тетради, у доски работают трое, они должны вставить буквы и объяснить условия выбора орфограммы, слова третьей группы потребуют комментария со стороны учителя. Написание данных слов и комментарий к условиям выбора орфограммы и станет учебной задачей сегодняшнего урока.

2. Организация работы в группах. Группы формируются с учетом обучаемости учащихся, предположительно в группе будет сильный ученик и несколько средне обученных учащихся. Групп будет 6, это необходимо по сценарию проектной работы. На партах лежат заранее приготовленные листы бумаги, клеящие карандаши, отпечатанные слова с приставками:

1. Прибыть, приехать, принести, приблизиться, пришить, приписать, приделать, пристроить, прикрепить, присоединить, прилететь, приплыть;

2. Пригород, приморье, пришкольный, привокзальный, придорожный, прибрежный, приволжский, приусадебный, Прикарпатье, Прикамье, приазовский, прибалтийский, приозёрный;

3. Приоткрыть, притворить, притормозить, прилечь, присесть, привстать, привскочить, прищурить, прикрыть, прислониться, притвориться;

4. Предобрый, премудрый, предлинный, преглупый, премилый, прелегкий, преискусный, прекрепкий, прекрасно, превышать, превеликий, презабавный;

5. Преградить, прервать, преломление, пресечь, пререкания, преграда, непрерывно, преодолеть, преследовать, превратиться..

Учитель объясняет цель предстоящей работы, которая заключается в следующем: необходимо за определенное время распределить слова на 5 групп, (2 слова в каждой группе), обосновать свой выбор, записать для каждой группы слов на большом листе значение приставки.

3. Идет работа в группах, учитель корректирует данную работу.

4. После окончания работы в группах, один из учащихся группы приглашается к доске и вывешивает свои листы со словами. Должно получиться 5 групп слов со следующими значениями приставок:

1) Приближения, присоединение, прибавление;

2) Расположение вблизи чего-нибудь;

3) Неполноты действия;

4) Значение приставки ПЕРЕ-;

5) Значение приставки близко к слову ОЧЕНЬ.

5. На доске получается 5 вариантов значения приставок ПРЕ- и ПРИ- с разными примерами. (Дети формулируют значение приставок по-своему, это разрешается на данном этапе).

6. Один ученик из группы приглашается к доске и формулирует одно значение приставки. Представитель 6-й группы обобщает сказанное всеми и делает итоговый вывод.

7. Учитель просит открыть учебник “Теория. 5-9 класс” (под редакцией В.В. Бабайцевой) и прочитать вслух теоретический материал по теме урока и сравнить формулировку значений приставок ПРИ- и ПРЕ- по учебнику и вариант группы. Происходит корректировка ответа учащихся, может быть, понадобится корректировка записи значения приставок, сделанной учениками в процессе работы в группах. Далее учащимся предлагается презентация на интерактивной доске, где представлены материалы теоретического характера (учебник “Русский язык. Орфография. Пунктуация” под редакцией Д.Э. Розенталя и И.Б. Голуб), в которых даны формулировки значений исследуемых приставок: (материал демонстрируется на интерактивной доске):

1) Пространственной близости: приозёрный, приусадебный;

2) Приближения, присоединения, прибавления: прибывать, примкнуть, приделать, прислониться;

3) Совершение действия не в полном объеме: приоткрыть, приостановиться;

4) Доведение действия до конца: придумать, приехать.

В данном учебнике значение приставки ПРИ- дается в 4-х пунктах, что отличает трактовку значений данной приставки с учебником за 5 класс под редакцией В.В.Бабайцевой. Ученикам предлагается сделать свой выбор в пользу того или другого варианта объяснения значения приставки ПРИ-.

Игровой момент урока – зачитывание стихотворений из “Радионяни” (четверостишия звучат в записи):

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной-
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется ПРИ-, несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело-
Пишем мы ПРИ-, говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит сгорит.
Помни – что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой ПРИ-.

ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если “очень такой” или “очень сякой”-
Пре- мы напишем при этом.

8. Закрепление изученного материала. На интерактивной доске предлагается выполнить задание на правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- . Приглашается один (слабо подготовленный) ученик, он вставляет буквы в слова. Учитель предлагает ему в помощь выбрать любого ученика класса для проверки, прежде чем будет произведена проверка учителем. Данный вид работы заведомо слабым учеником поможет выявить учителю степень усвоенности темы. В это время все остальные также выполняют данную работу в своих тетрадях, затем по просьбе учителя проверяют задание по монитору доски. Слова для работы на интерактивной доске: придворный, притянуть, присказка, придвинуть, призанять, преодоление, привязать, приоткрыть, превосходящий, притащить, приморье, принимать, премилый, привстать, превращение, приставить, пришкольный, прибить, прескверный, Прикарпатье, пристройка, присолить, пришить.

Вторая группа слов записывается учениками и проверяется самостоятельно (вариант- проверку можно организовать в парах).

Если остается время, учитель предлагает работу с учебником, выполняется упражнение № 684 на доске по цепочке.

9. Окончание урока. Рефлексия по поводу урока, выставление отметок. Оценка работы учащихся учителем, проговаривание алгоритма выполнения домашнего задания, высказывания учащихся по итогам урока. Домашнее задание – упражнение № 687 и составление таблицы (карточки) по значению изученных приставок.

Презентация


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21