Преподавание литературы
Урок литературы "Пословица не даром молвится". 5-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.11.15
Просмотров: 1071
Фирсова Валентина Григорьевна, учитель русского языка и литературы Цели: - Осмысление и использование малых жанров фольклора в речи как нравственное воспитание человека;
- Формирование понятия о пословице и поговорке;
- Развитие речи учащихся;
Задачи: - Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;
- Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;
- Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок;
- Воспитывать бережное отношение к языку и мотивировать познавательный интерес к предмету.
Оборудование кабинета: мультимедийная установка, презентация. Практическая значимость и актуальность: - Содержание урока связано с фольклорными традициями народа.
- Работая с пословицами и поговорками, ребята развивают речь, делают ее более образной, меткой и афористичной.
- Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа, воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.
Структура урока. 1. Организационный момент. 2. Введение в тему. Актуализация знаний. 3. Самостоятельная работа со вступительной статьей: а) чтение; б) работа над ключевыми фразами; в) нахождение отличительных черт пословицы от поговорки. 4. Сопоставление пословицы и поговорки. 5. Этап актуализации жизненных впечатлений. а) Игра: "Подбери пословицу" б) Игра: "Четвертый лишний". в) Игра: "Соедини начало и конец". 6. Рефлексия. 7. Итог. Выставление оценок. 8. Домашнее задание. ХОД УРОКА 1. Организационный момент – Здравствуйте, ребята, Скажите, пожалуйста, что вы вспомнили, глядя на эти иллюстрации (слайды 1, 2, 3) Семь раз отмерь – Один раз отрежь
| Терпенье и труд все перетрут.
| Без труда не вынешь и рыбку из пруда. | При солнышке добро, при матушке добро. | Ученье – свет, а неученье – тьма. | – Какова тема нашего урока? (Пословицы и поговорки) – Почему наш урок называется "Пословица не даром молвится"? 2. Введение в тему. Актуализация знаний – Обратите внимание на слайд 4, на котором мы видим пословицы о пословице и поговорке. Как вы понимает их? - Пословица не даром молвится.
- Без пословицы речь не молвится.
- Красна речь пословицей.
- От пословицы не уйдешь.
- Пословица – всем делам помощница.
- Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
3. Самостоятельная работа со вступительной статьей учебника – Прочитайте статью учебника "О пословицах и поговорках" на странице 49. – О чем говорится в данной статье, на что автор обращает внимание? – Найдите сходство и различие между пословицей и поговоркой. 4. Сопоставление пословицы и поговорки – Обратите внимание на следующий слайд 5 и сделайте вывод: в чем особенность пословицы и поговорки. Пословица - краткое, мудрое суждение о жизни
- содержит поучительный смысл
- законченное суждение
- характеризует поступки человека,их образ жизни
- украшает нашу речь
1 часть – условия совершения событий 2 часть – вывод и поучение, краткое выразительное назидание Поговорка - меткое суждение
- часть суждения, незаконченное предложение
- дает оценку поступкам человека,но не поучает
- выражает чувства
5. Этап актуализации жизненных впечатлений А) Игра: "Подбери пословицу" (слайды 6, 7) - Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)
- Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. (У семи нянек – дитя без глаза)
- Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)
- Саша решил собрать из конструктора модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)
В) Игра: "Четвертый лишний" (слайд 8) - С деньгами мил, без денег постыл.
- Правда дороже золота.
- У Фомушки денежки – Фомушка Фома, у Фомушки нет денежки – Фомка Фома.
- Худ Роман, коли пуст карман
- Бьется, как рыба об лед.
- Как рак на мели.
- Пропал, как швед под Полтавой.
- Хвост голове не указ.
В) Игра: "Соедини начало и конец" (слайд 9) - Кто добро творит,
- Не узнав горя,
- Бог не без милости,
- Правду говори,
- Варвара мне тетка,
- Живи не ложью,
| - не узнаешь и радости.
- казак не без счастья.
- того Бог благословит.
- а правда сестра.
- будет по-божьи.
- что дрова руби.
| 6. Рефлексия – Скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни? 7. Итог. Выставление оценок 8. Домашнее задание (слайд 10) Сочинение по пословице. 1 вариант. Найти пословицы о родине. Какому отношению к родной земле они учат? 2 вариант. Найти пословицы об истинной дружбе и мнимой. Какие качества человека осуждаются в пословицах?
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|