Преподавание русского языка Урок риторики в 6-м классе на тему "Личное письмо"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.11.11 Просмотров: 1147 Жарова Елена Евгеньевна Цели: Тип урока: объяснение в форме диалога.
Оборудование:
Методы:
Основные приемы:
Записи на доске:
Ход урокаI. Импровизационная задачаУченик читает письмо Ваньки Жукова из рассказа А.П.Чехова “Ванька”. “Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю Вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя, а еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, я чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…” – Фрагмент из какого произведения вы услышали? – О чем идет речь в этом отрывке? – Какой речевой жанр можно определить? (Письмо.) – Вот о письме как речевом жанре сегодня пойдет речь на уроке. Целеполагание: на уроке вы познакомитесь со структурой личного письма, разновидностями писем, научитесь писать личные письма Итак, в основе любой речевой деятельности человека лежит речевая ситуация. На доске записаны элементы речевой ситуации речевого жанра “Письмо”. Объясним значения этих слов. II. Словарная работа (устно)
III. Структура письма(Работа с учебником – страница 55) IV. Осмысление прочитанного– Назовите композицию (структуру) письма. Презентация (слайд 1) Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо.Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения и т.д. Подпись. Дата. V. Первичное закрепление (задания аналитического характера)Упражнение 57 (работа с учебником – страница 54). Сравните два письма 1) по элементам речевой ситуации (запись на доске):
2) Назовите структурные элементы писем. VI. Речевая разминкаПодышим (Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ…) Разомнем язычок (Хоботок. У кого язык длиннее, Проколю щеку.) VII. Расширение знаний учащихся: виды личных писем.Презентация (Слайд 2) В зависимости от речевой задачи можно назвать виды личных писем. Если коммуникативная задача – поздравить – значит, это письмо-поздравление. Если коммуникативная задача – поблагодарить– значит, это письмо- благодарность (или благодарственное письмо). Если коммуникативная задача – попросить – значит, это письмо-просьба. VIII. Закрепление (задания аналитического характера)
IX. Первичный контроль (письменное задание)А теперь вам предстоит выполнить творческое задание: написать письмо-поздравление, письмо- благодарность, письмо-просьбу. Задание выполняете в парах: 1 ряд – поздравление, ваш адресат – официальное лицо; 2 ряд – благодарность, ваш адресат – неофициальное лицо; 3 ряд – просьба, ваш адресат – неофициальное лицо Обратите внимание на речевые формулы, которые уместно использовать при составлении речевого жанра “Личное письмо”. Работа с книгой: стр. 57, 61, 64. X. Проверка творческих заданийXI. Итог урока– Какова роль письма в жизни человека? – Какие виды личных писем вы знаете? – Назовите композицию речевого жанра “Личное письмо”. – К какому виду личных писем вы отнесете письмо Ваньки Жукова из рассказа А.П. Чехова “Ванька”? (Письмо-просьба) XII. Домашнее заданиеНапишите письмо и попросите о…., поздравьте с…., поблагодарите за…. И в заключение напомним советы и наставления Риторика. Презентация (Слайд 3) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |