Преподавание русского языка Система уроков русского языка в 11-м классе по теме "Сложносочиненное предложение"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2693 Малова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы Урок 1. Тема урока: Основные типы сложносочинённых предложений. Цель урока:
Ход урока I. Наблюдение над семантикой сложносочинённого предложения. Запись на доске: 1) Жизнь печальна и пустынна, и не сжалится никто. (Николай Гумилёв) 2) Стоял на горе я и видел прозрачную тихую воду, окрестные рощи, леса и поля. (Н. Гумилёв) 3)
4)
5)
Вопрос к классу: - Какие предложения являются сложными, какова семантика сложносочинённых предложений? Вывод: Сложносочинёнными называются предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. II. Повторение основных видов простого предложения. Работа с таблицей III. Наблюдение над особенностями структуры односоставных предложений. - Определите вид односоставных предложений по способу выражения главного члена предложения: 1) Не вижу ни красы души твоей нетленной, ни пышных локонов, ни ласковых очей. (А.А.Фёт) (определённо-личное) 2) Говорили в Древнем Риме..( А.А.Фёт) (неопределённо-личное) 3) Повеет раем над цветами... (А.А.Фёт) (безличное) 4)
5)
IV. Особенности построения неполного предложения Слово учителя: Нельзя смешивать назывные предложения с неполными предложениями. Чтобы не ошибаться в определении типа этих похожих по форме предложений, нужно помнить, что в эллиптических конструкциях сказуемого нет и не может быть, например: 1) Мир освещается солнцем, а человек - знанием. (Пословица) (Неполное предложение). 2) На тонкой шее восковые бусы. (А.С. Пушкин) (Эллиптическое предложение). V. Проблемная задача: - Определите, в каких смысловых отношениях находятся части данных предложений. Как меняется семантика предложений в зависимости от употребления сочинительных союзов и форм сказуемого? Справка: разряды сочинительных союзов: 1)
2)
3)
4) Уймись, или худо будет (А.С.Пушкин) 5)
Вывод: Сочинительные союзы могут связывать как однородные члены предложения (пример 2), так и части сложного предложения (пример 1, 3, 4, 5) VI. Закрепление изученного материала. Выполнить задание по вариантам ( в сильном классе произвести запись под диктовку)/ Вариант 1. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания, выписать номер(а) сложносочинённого(ых) а предложения(й): 1) Далее за ними т..нулись (на)лево холмы покрытые кудрявым кустарником а (на)право возвышался густой старый непроницаемый лес. 2) Молча они ехали рядом несколько времени ни тот ни другой (не)умея или (не)желая возобновить разговора... 3) Разговор этим кончился и мы продолжали молча идти друг подле друга. 4) ...бывало, по целым часам слова не добьёшься зато уж иногда как начнёт рассказывать так и животики надорвёшь со смеха. 5) Судьба ли нас свела опять на Кавказе или она нарочно сюда приехала зная что встретит меня? (по произведениям М. Ю. Лермонтова) Вариант 2. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания, выписать номер(а) сложносочинённого (ых) предложения(й): 1) Волна потока его охв...тила и кровь омывши одела в пену умчала в море. 2) П...вуче плещут волны на песок и я молчу глядя в даль моря. 3) Бл...стело море всё в ярком свете и грозно волны о берег бились. 4) Только тогда в моё время больше было в человеке силы и огня и оттого жилось веселее и лучше. 5) Эти камен...ые деревья стояли молча и неподвижно днём в сером сумраке и ещё плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам. (по произведениям М.Горького) Задание всему классу: Выпишите простое предложение, в котором сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения. Переделайте выписанное простое предложение так, чтобы получилось сложносочинённое. VIII. Тест по теме "Структурные типы простых предложений и выделенных предикативных частей сложных предложений" (из произведений В. Набокова). 1 - простое односоставное предложение 2 - сложносочинённое предложение с предикативной частью 3 - сложносочинённое предложение, состоящее из односоставных предложений 4 - сложносочинённое предложение, состоящее из простых двусоставных предложений:
Домашнее задание: конструирование предложений по схемам.
Урок 2. Тема урока: Отсутствие запятой в сложносочинённом предложении, имеющем общий второстепенный член предложения. Цель урока:
Ход урока I Реализация домашнего задания. II Наблюдение над особенностями пунктуации в сложносочинённых предложениях, имеющих общий второстепенный член предложения. 1. В это самое мгновение где-то вдали неожиданно ударила молния и прогремел гром. (М.Горький) [ = - ] и [ = - ]. 2. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи шкуры. (Л.Толстой) [ = ] и [ = - ]. 3. Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем. (А.Чехов) [ - = ] и [ = ]. 4. От долгого сиденья у него затекли ноги и заболела спина. (А.Куприн) [общий второст. чл. = - ] и [ = - ]. 5. В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря. (М.Шолохов) [общий второст. чл. = - ] и [ = - ]. Вывод: Запятая перед союзами и, да(=и), или, либо не ставится, если части сложносочинённого предложения объединены общим обстоятельством или дополнением, а также общим сравнительным оборотом. Например:
III. Наблюдение над способом выражения общего элемента у частей сложносочинённого предложения: А) общим может быть придаточное предложение. 1. (Когда он вернулся в залу), [сердце его билось ] и [руки заметно дрожали]. (А. П. Чехов) 2. (Когда он вернулся в залу), [сердце его забилось] и [руки заметно дрожали]. (А.П. Чехов) Сравните: (Когда Каштанка проснулась), [было уже светло], и [с улицы доносился шум], (какой бывает только днём). ( А.П. Чехов) Придаточное предложение относится только к 1-му простому предложению, а связь со 2-ым предложением слабее, на что указывает различный вид глаголов- сказуемых этих предложений. Б) общим может быть поясняемое двумя частями сложносочинённого предложения третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью, например: 1. [ Берегов не видать]: [их скрыла ночь ] и [ оттолкнули куда-то широкие волны разлива]. ( М. Горький) 2. [ Одно было ясно ]: [ ссора оказалась окончательной ] и [назад он не вернётся ]. IV. Для закрепления изученного материала проводится тест. Укажите номер(а) предложения(й) с ошибочной пунктуацией между частями сложносочинённого предложения:
Ответ: 1, 3, 5, 6, 8, 10, 12 V. Упражнение на закрепление изученного пунктуационного правила с взаимопроверкой. Расставить знаки препинания, объяснив графически пунктограмму:
(по произведениям К.Паустовского) Обратить внимание на отсутствие запятой перед союзом «и» в 5, 6, 8, 9 предложениях в связи с тем, что в них имеется общий элемент. В последнем предложении имеется повторяющийся союз «и», поэтому запятая ставится перед вторым повторяющимся союзом. VI. На дом: подобрать примеры предложений (не менее 10 предложений) из художественных текстов на изученное правило. Используемая литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |