Преподавание русского языка Урок повторения в форме игры-сказки по теме "Лексика"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.11.07 Просмотров: 825 Карева Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока. - Ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по стране Лексика, во время которого мы познакомились и с синонимами, и с антонимами, и с многозначными словами. (Учитель обращает внимание на газету, сделанную ребятами, «Путешествие по Лексике»). А на сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали во время этого путешествия. Для этого мы с вами отправимся в сказку. III. На экране (1 слайд, приложение) сказочный теремок:
Ответ на этот вопрос можно найти, угадав загадку: Не мед, а ко всему липнут. (Слова) Затем детям предлагается ответить на вопросы:
IV. Работа с текстом. (Слайд 2, приложение) Это задание выполняется письменно:
Задание к тексту:
Учитель: Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к теремку? Ба, да это всем известный знакомый почтальон Печкин! (Слайд 3, приложение) Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова? Выяснив значение слова «корреспонденция», класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся. Учитель: Пакет предназначен для вручения словам, близким по назначению. Что это за слова? (Синонимы). (Слайд 4, приложение) На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1. Зовут его Смелый. (Слайд 5, приложение) Задание №1. Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный). - Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам». (Слайд 6, приложение) Задание №2. Отредактируйте текст, используя синонимы. (Слайд 7, приложение) Морозное солнечное утро. Всё засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле. Серебром блестят в синеве неба стволы берёз. Блестят железные крыши домов, блестят и искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра. (При проверке задания используется интерактивная доска) Учитель:
- Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один добрый, другой злой, один толстый, другой тонкий? (Антонимы) (Слайд 8, приложение) Вскрыли конверт братья и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо - чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождём или в речке тонуло. (Слайд 9, приложение) Задание №3. Помогите братьям прочитать письмо. Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми…» (Слайд 10, приложение) Учитель: Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет вам угадать, кто там живёт.
Омонимам почтальон Печкин принёс их любимый журнал «Мир». (Слайд 11, приложение) Задание №4. Пользуясь словарём, определите значение слова «мир». Составьте предложения с этими омонимами. - Давайте заглянем в журнал. Там много интересного. Учитель читает отрывок из рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Задание. Найдите омонимы. Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал: - А у меня дома овсянка! - Подумаешь, сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка. - Люблю я овсянку! – добавил Сашка. - И я люблю!- сказал Матвей. - Она жёлтая, красивая такая! - И вкусная. Особенно с молоком! - Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка. - Да так. А ещё хороша с маслом или с сахарным песком. - Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка. - Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей. - Про какую овсянку? - Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? - И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. - Каша песни пела?! – изумился Матвей. - Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян- ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка: - Айда ко мне – мою овсянку слушать. - Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать! Задание №5. Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создания юмора.) Учитель. А под самой крышей находится мансарда. (Выясняется значение этого слова). Там идёт заседание Общества любителей образного слова. (Слайд 13, приложение) Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать» (Я. Козловский). Что это за слова? (Слова, использованные в переносном значении). Для них Печкин принёс бандероль. (Определяется значение этого слова.) Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его. (Слайд 14, приложение) Задание №6. Найдите слова, употреблённые в переносном значении.
Задание №7. (Слайд 15, приложение) Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжёлый, холодный, злой, печальный, дышит. Учитель. Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова её заполним. Пишут письма жители теремка, пишите и вы жильцам теремка. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал весёлый ручеёк», «Пришла зимушка-зима». Лексическое задание: использовать слова в переносном смысле, синонимы, антонимы. (Слайд 16, приложение) V. Подведение итогов урока. Список литературы.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |