Преподавание русского языка Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Путешествие в страну Имени Прилагательного"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.11.05 Просмотров: 1419 Дерюгина Ирина Васильевна, учитель русской словесности Цель: повторить и обобщить изученное по теме “Имя прилагательное” Задачи:
Тип урока: урок-обобщение Оформление:
Ход урока На доске – эпиграф:
1. Оргмомент. 2. Вступительное слово учителя. - Ребята, наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну Имени Прилагательного, а отправимся мы в путь на тройках, запряженных прекрасными лошадьми. Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но, я надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим страну Имени Прилагательного. А для этого понадобятся все те знания, которые мы приобрели. Но сначала нам надо доказать: можем ли мы отправиться в путешествие. Вот наше первое испытание. 3. Выборочный диктант: Задание: ваши одноклассники прочитают 2 стихотворения. Из первого стихотворения вы должны выписать имена прилагательные, обозначив их разряд. А задание для второго стихотворения вам укажет сам чтец.
Проверяем выполненные задания: - Какие прилагательные вы выписали из первого текста и какого они разряда? - Что вы можете сказать о правописании количества букв Н в прилагательном ДЕРЕВЯННЫЙ? Вы очень хорошо справились с первым испытанием, и теперь мы можем отправляться в дорогу. (Звучит музыка Г. Свиридова “Тройка” из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина “Метель”). Давайте посмотрим, что мы в дороге можем увидеть, какая природа нас окружает. 4. Групповая работа с текстами художественной литературы. (У учащихся карточки с заданиями). Карточка для 1 группы: Определите, из какого художественного произведения данный отрывок. Выпишите словосочетания “прил. + сущ.”, обозначьте грамматические признаки прилагательных, включая разряд. “…В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею…” Карточка для 2 группы: Определите название стихотворения и его автора. Выпишите словосочетания “прил. + сущ.”. Определите разряд прилагательных. Обратите внимание на форму прилагательного РУМЯНЕЙ, на орфограмму в прилагательном ПРЕКРАСНОЕ, объясните правописание данной приставки.
Карточка для 3 группы: Определите, из какого произведения данный отрывок. Кто автор этого произведения? Выпишите прилагательные, укажите их разряд по значению. “…Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…” 5. Первая остановка в нашем путешествии – станция “Веселая рифма”. (Учащиеся инсценируют стихотворения - грамматические шутки о разрядах прилагательных): Грамматическая шутка об относительных прилагательных
Грамматическая шутка о качественных прилагательных
Грамматическая шутка о притяжательных прилагательных
Задания: Перевести грамматические шутки на язык науки. Какие прилагательные называются качественными, относительными и притяжательными? Привести свои примеры. 6. Вторая остановка – “Игра в снежки”. Слово учителя: Ребята, мы сделаем небольшую остановку, отдохнем и сыграем в самую популярную зимнюю игру. Я называю имя существительное и кидаю снежок, кто снежок поймает, должен к существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное, назвав его разряд. Условие – прилагательные не повторять. (Существительные – снег, метель, ветер, небо, луна, звезды). 7. Третья остановка – “Зимнее творчество”. 1 группа учащихся пишет сочинение-миниатюру по картине или по фотоэтюду (зимний пейзаж). 2 группа работает с индивидуальными карточками на станции Синонимов. Задания для индивидуальной работы: №1. О каких предметах можно сказать:
№2. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака: Колоссальный, большой, громадный.
№3. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:
А теперь проверяем выполненные задания. Вопросы к 1 группе: Какой тип речи вы использовали при написании зимней миниатюры? Какие части речи вам в этом помогли? Вопросы 2 группе: Дайте определение понятию синоним. В какой форме употреблены прилагательные: построен, сооружен, воздвигнут? 8. Четвертая остановка – “Тест– опрос”: 1) Сколько существует степеней сравнения имен прилагательных?
2) Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?
3) Сложная превосходная степень образуется с помощью слов:
4) Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов:
5) Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов:
6) В каких суффиксах имен прилагательных пишется НН, в каких – Н? Какие слова-исключения? Проверка теста. 9. Пятая остановка – “Театральная”. Группа учащихся представляют сценку, подготовленную заранее, о словах-исключениях: “ЗАГАДКА ПОМОГЛА” Надя учится в шестом классе, а ее сестра Нина – в пятом. Из школы они часто идут вместе. - Сегодня мы писали диктант, - рассказывает Надя. - Трудный? - Нет! Правда, встретились прилагательные с суффиксами –АН -, -ЯН-, -ИН-, и некоторые девочки написали одну букву Н, а я не ошиблась, написала два Н. Нина даже остановилась от удивления. - Да ты что? Прилагательные с суффиксами –АН-, -ЯН-, -ИН- пишутся с одним Н! - Не волнуйся, Нина. В диктанте были слова-исключения: деревянный, стеклянный, оловянный. А они пишутся с двумя Н. - Как же? - спросила Нина. - Очень просто. Есть загадка об оконной раме:
- Вот здорово! – воскликнула Нина. – Я постараюсь запомнить эту загадку, ведь в ней все три прилагательных - исключения. Учитель: Ребята, а вам эта сценка помогла лучше запомнить прилагательные - исключения? 10. Итоги урока-путешествия. Рефлексия. Выводы. - Что вам понравилось в нашем путешествии по стране Имя Прилагательное? - Какие трудности в дороге вы испытывали? - Какие бы вы сделали выводы о том, какую роль играют прилагательные в речи? (Все разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Именно они способны сделать нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки – становится серым, однообразным). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |