Преподавание литературы Урок литературы по теме " История чести и предательства в повести Н.В .Гоголя "Тарас Бульба" и в новелле П. Мериме "Маттео Фальконе"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.11.01 Просмотров: 2834 Круглова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: Развить понятие о герое и о героическом характере в литературе; развить понятие о жанре; вызвать учеников на самостоятельные размышление о жизни, воспитывать любовь к близким, к Родине. Оборудование: Портреты писателей. Методические приемы: Вступительное слово учителя, литературоведческая справка, сообщения учеников, работа в группах с привлечением заранее подготовленных индивидуальных заданий, комментированное чтение эпизодов. Словарная работа. Психологизм – подробное и глубокое изображение в литературе внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, переживаний. 1. Вступительное слово учителя. Сила и слабость человека в русской и зарубежной литературе. Эта тема нашла отражение в произведениях великих мастеров слова Проспера Мериме и Н.В. Гоголя. Герои Мериме и Н.В. Гоголя всегда необыкновенные люди с исключительной судьбой. И есть одна черта, объединяющая повесть “Тарас Бульба” и “Маттео Фальконе”, - это глубокий психологизм, позволяющий раскрыть внутренний мир героев. Новелла “Маттео Фальконе” была написана в 1829 году и тогда же переведена на русский язык Н.В. Гоголем. И в связи с этим невольно вспоминается фраза Тараса Бульбы так же, как и Маттео Фальконе, совершившего сыноубийство “Я тебя породил, Я тебя и убью” Объективность повествования Мериме и Гоголя выражается в том, что они ставят читателей лицом к лицу с действительностью, о которой читатель сразу не может сказать, хороша она или плоха. Писатели словно ищут строй жизни, ценный для человека в любой век, определяют, как должны соотноситься в судьбе человека личное и общее. Гоголь и Мериме наделяют своих главных героев необыкновенной духовной силой, цельностью, бескомпромиссностью, несокрушимой волей и мужеством. История чести и предательства в повести “Тарас Бульба” и новелле “Маттео Фальконе” - Каким судом судить Маттео Фальконе и Тараса Бульбу, убивших своих сыновей? На эти вопросы писатели не спешат дать ответ. Они показывают, что каждый из героев действует в строгом соответствии с условиями, в которых он живет. Итак, давайте соберем свои мысли в круг, завяжем узелки на память и отправимся в путь. Человеку, идущему по дороге жизни, часто приходится останавливаться на развилке, на распутье, принимать решения. 2. Работа в группах. Первая группа “Историки” Глазами историков мы увидим мир далекого прошлого и побываем в Запорожской Сечи и на острове Корсика, входящем в состав Франции, но сохраняющем свою самобытность, ревниво оберегающем древние обычаи. - Сравните законы и обычаи корсиканцев и “товарищества” (запорожцев).
Вывод: Характеристика места действия, обстановка, в которой жили герои, поможет нам понять глубже характеры героев, их психологию и объяснить поступки, совершаемые ими, передать атмосферу времени, в котором формируется поведение человека. Вторая группа “Психологи” - Сопоставьте характеры Андрия и Фортунатто. Учитель: Авторы внимательно исследуют характеры героев, обращая внимание читателей на некоторые особенности в поведении героев. Внимательно проследим, как герои становились на путь совершения преступления. Автор ставит героев перед выбором, где каждый должен принять решение. Глубокому психологическому анализу подвергается поведение Андрия. Художественные детали используются в создании характера Фортунатто. Сходство Андрий и Фортунатто совершили предательство, предали близких, не оправдали надежд, возлагаемых на них. Различия
Третья группа “Литературоведы” - В чем высший смысл жизни и счастья человека? Сходство Мужественные, отважные, уважаемые всеми люди, закаленные жизненными трудностями, не привыкшие колебаться при исполнении долга, совершили убийство сыновей. Вывод: Для Маттео Фальконе и Тараса Бульбы доброе имя и честь дороже всего, дороже детей. Составьте синквейн, характеризующий Тараса Бульбу и Маттео Фальконе. Синквейн – пятистрочный стих, вид работы, в котором в 5 строках дается полная характеристика предмета. Название синквейна. 3 прилагательных; 3 глагола; 3 существительных; Формула жизни героя.
Четвертая группа “Исследователи” Сопоставление сцены убийства Фортунатто и Андрия - Почему отец убил сына? Имел ли он на это право?
Учитель ставит читателей лицом к лицу с суровой действительностью, с конфликтом, доведенным до логического и нравственного предела. Фортунатто поплатился жизнью из – за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому сержант Тальба, подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок. Тарас Бульба казнил сына, предавшего Отчизну, веру, казаков. Вывод: Исключительная по своей (причине) природе ситуация сыноубийства выступает как закономерное, естественное проявление сильных и цельных натур Маттео Ф. и Тараса Б. , всего уклада корсиканской жизни и жизни запорожцев. Тот, кто совершил предательство, не может рассчитывать на уважение людей. 3. Заключение. Итоги урока. - Какие общечеловеческие вопросы поднимаются в произведениях и к каким нравственным выводам приводят читателей? Бесчестье, неуважение, предательство были во всех веках, были предметом осуждения, позора, отвержения. А умение любить Родину, свой народ, высоко нести в себе чувства собственного достоинства чести, всегда было достойно глубокого уважения. Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос. Какие общечеловеческие вопросы поднимаются в произведениях и к каким нравственным выводам приводят читателя? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |