Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Поэтический текст на уроке (из опыта проведения "уроков поэзии")
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Поэтический текст на уроке (из опыта проведения "уроков поэзии")


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.10.26
Просмотров: 2177

Швырева Любовь Архиповна, учитель русского языка и литературы
100510 Швырева Л

Что делать нам с бессмертными стихами?

Н. Гумилев

Салтыков-Щедрин однажды пошутил, что стихи писать – все равно, что ходить по разостланной по полу веревочке, да еще на каждом шагу приседая. Трудно. Очень трудно. А читать, понимать стихи? Наверное, не менее трудно. Этому надо учить, как и чтению любого художественного произведения. Ведь художественное произведение – диалог с читателем, а чтение – это общение с писателем, с героями произведения. Общение, успех которого определяется в большей мере тем, каков читатель, слушатель, - даже не определяется, а предопределяется степенью его духовного настроя на сопереживание, его желанием и умением “осуществить”, а не “исказить”… Восприятие художественного текста как процесс творческий находится в зависимости от “нравственно-интеллектуальных усилий” (С.Аверинцев) читателя, от его читательского искусства, умения вступать в диалог, в процесс общения с текстом. Этому тоже надо учить.

Мне могут возразить, что трудность воспитания талантливого читателя состоит в том еще, что читать наши дети не хотят, не любят. Чтение художественной литературы год от года уступает место другим занятиям. И хорошо еще, если заменяют его просмотром фильмов, передач достойных. Но проблема чтения становится проблемой в кубе, когда дело касается чтения лирики.

В чем причина данного явления? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Тут причин много. Но главные, на наш взгляд, следующие: сложность восприятия такого рода литературы, что не всегда учитывается в школьном преподавании; недостаточное разнообразие в школьной программе стихов; отсутствие интереса к поэтическим произведениям у самих учителей и отсюда однотипность уроков по изучению стихов “хороших и разных” поэтов.

“Само чтение поэта есть уже творчество”, - считал несравненный русский лирик и педагог И.Ф. Анненский.

А порой у детей нет желания вообще участвовать в этом.

Так ли необходимы стихи? Мы нормально живем, ходим, смотрим телевизор. Мы очень заняты. Когда нам голодно, мы заявляем о своем желании отнюдь не стихами. Когда нам больно, мы не прибегаем к ямбу и хорею. Когда в нас пробуждается важная, неотложная мысль, - мы не слагаем сонет. Всякий раз мы обращаемся к услугам “презренной”, но, право, такой необходимой прозы.

Очевидно, всем стихи не бывают нужны всегда – как хлеб, воздух, вода. Но ведь никто не отрицает вечной истины: не хлебом единым жив человек.

В определенные, значительные в жизни моменты духовного, нравственного напряжения, осмысления содеянного, стихи просто необходимы. Это тоже пища, но пища не для желудка, а для души.

Не следует только думать, что богатства поэзии откроются любому и каждому, лишь произнесешь волшебное: “Сезам!” Это очень трудно и очень сложно. Начинать нужно как можно раньше. С начальной школы. Ребенок лучше взрослого умеет преображать явь в сказку.

Начинаем с “Подскажи словечко” на уроках русского языка. Решаем и литературные (поэтические) и орфографические задачи.

Например:

Елка слишком высока
Достает … [до потолка].
На зеленую полянку
Вышел мишка … [спозаранку].

Методическая литература по этому вопросу полна заблуждений, “белых пятен”. Например, программы педагогов, которые как-то занимаются поэзией, выглядят примерно так:

5 класс. Стихи и проза. Наблюдение над поэтической интонацией, звукозапись, яркость поэтического слова, рифма. Ритм.

6 класс. Кому и зачем нужна поэзия? Анализ стихотворений о русской природе.

7 класс. Чудо поэтического слова. Многозначность слова в лирическом стихотворении.

8 класс. “Души прекрасные порывы…”. Обобщение представлений о лирической поэзии.

9 класс. Стихи современных русских поэтов.

10 класс. “Только влюбленный имеет право на звание человека”.

11 класс. Рок-концерт стихов о любви.

На первый взгляд, все хорошо. Стройно. Системно. Даже солидно. Но программа эта не отвечает на вопрос, как быть в промежутке между 5 и 6, 7 и 8 классами. Это же целая эпоха в жизни ребенка. Он стремительно меняется. Любовь не будет ждать нашу программу до 10 класса.

Итак, начинаем со стихов. “Подскажи словечко”, поэтические пятиминутки, письмо по памяти, обучение игре в буриме и т.д. Запоминаем имена поэтов. (Обычно в начале 5-6 классов кроме Пушкина, Барто, еще называют 1-2 имени).

Главное на этом этапе – не перегрузить. Не навредить. Вводить умело, неназойливо. Чтобы было интересно.

Учитывать возрастные и даже сиюминутные потребности. Влюбленность. Необходимость развивать вкус.

Быть тактичным. Поэзия – это очень личное.

Здесь нет ничего второстепенного. Важно все. Даже то, что текст у каждого перед глазами. Бумага различного формата, цвета, папки разных цветов. Шрифт, оформление, иллюстрации. Все должно быть выполнено аккуратно, с любовью.

Дети часто воспринимают все по-своему. Не высмеивать, не обижать. Позже, почувствовав заинтересованность учителя, дети будут читать, будут доверять и учителю и классу.

Учить наблюдать, быть внимательным читателем. Поддерживать интерес к поэзии.

Не бросая занятий по поэзии на уроках русского языка, с 5-6 класса необходимо проводить специальные уроки поэзии.

И.С. Тургенев в статье, посвященной поэзии Ф.И. Тютчева, писал, что для того, чтобы “вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостию понимания, некоторою гибкостью мысли… Фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать ее благовоние”.

Чтобы “вполне оценить” произведение художественной литературы как явление искусства слова, чтобы “приблизиться к нему”, надо обратиться к его языковому анализу, понять, как живут, как взаимодействуют слова в стихотворении, как они зависят друг от друга, как велико значение каждого звука в строке.

Обо всем этом мы говорим на уроках, посвященных Поэзии.

Вот фрагменты трех уроков-путешествий (5 и 6 класс). Дети взрослеют вместе с прекрасными строчками поэтов, учатся все точнее, глубже понимать их.

Путешествие в страну Поэзию.

На доске:

Припомним, Вадим Шефнер,

Перечтем, Новелла Матвеева

Полюбим,

Потолкуем.

П. Антокольский

Есть на свете прекрасная волшебная страна Поэзия. Попасть в нее и легко и достаточно сложно.

Просто потому, что для этого нужно лишь раскрыть томик стихов (всего-навсего!)

А сложно потому, что страна Поэзия не каждому открывает свои чудеса.

Что же для этого необходимо? Вы знаете, что у каждой страны есть свои законы, которые необходимо знать и выполнять. Вот и у страны Поэзии тоже есть свои законы.

Какие?

Ритм. Рифма.

У вас карточки, на которых нужно дописать строчку.

Сторожихи спят в сторожках,
Спят коты и мыши,
Дождь … …
Пробежал по крыше.

Попробуем продолжить строчку, найти рифмы. А теперь послушаем, как поэт говорит:

Дождь в серебряных сапожках
Пробежал по крыше.

Понравилось? Действительно, первые капли дождя крупные, резкие, как будто в самом деле кто-то простучал по крыше звонкими коваными сапожками. И сразу возникает ощущение сказки: дождь пробежал, как маленький веселый человечек. Послушаем стихотворение.

В. Шефнер. Колыбельная

Сторожихи спят в сторожках,
Спят коты и мыши,
Дождь в серебряных сапожках
Пробежал по крыше.

Постояв над нами малость,
Туча грозовая
Быстро к западу умчалась
Небо открывая.

И над нами ходят важно
Звезды и планеты,
Протянув к травинкам влажным
Проволочки света.

Ходят звезды без дороги
В выси беспредельной
Как девчонки – недотроги
От земли отдельно.

Какой же можно сделать вывод? Мы увидели, что страна Поэзия не так уж и проста. Для того, чтобы она открыла свои тайны, свои чудеса, необходимо читать и слушать стихи, вдумываться в поэтическое слово, слушать музыку стиха. Этому надо учиться.

А теперь послушаем еще одно стихотворение.

Солнечный зайчик

Я зайчик солнечный, снующий
По занавескам в тишине,
Живой, по-заячьи жующий
Цветы обоев на стене.
На грядке стрельчатого лука,
Насквозь проткнувшего зарю,
Из полумрака, полузвука
Рождаюсь я – и говорю:
Я зайчик солнечный, дразнящий
И если кинусь я бежать,
Напрасно зайчик настоящий
Меня старается догнать.

По маслянистым кольцам дыма,
По крышам, шпалам, парусам
Бегу, привязанный незримо
Лучом восхода к небесам…
Я зайчик солнечный, блестящий,
Я неба плоть, я солнца кровь!
И там, где зайчик настоящий
Крадет капусту и морковь…
Цела морковь, жива капуста,
В росинках яблоня блестит,
И нет ни чавканья, ни хруста,
Где зайчик солнечный гостит.
Я не беру, не отнимаю,
Я отдаю, я отдаю!
Я всех люблю! Всех понимаю!
Для всех танцую! Всем пою!

Если бы мы попытались нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, какие краски вы выбрали?

Конечно светлые, радостные, много желтого, золотого. А можно ли нарисовать солнечный зайчик? Это ведь не пушистый серый заяц, с которым сравнивается герой стихотворения, это пятнышко света, кусочек солнца, веселый, дразнящий, дающий радость. Поэт В. Берестов сказал об этом стихотворении: “Солнечный зайчик – это как бы взгляд человека, умеющего видеть в жизни поэзию. Поэзию, которая возникает повсюду, куда бы ни упал этот чудесный взгляд”.

Мы познакомились с настоящим, хорошим стихотворением. В нем есть и ритм, и рифма. Но главное в нем, как и в любом стихотворении, - чувства, настроение, глубина мысли.

И не все в стихах открывается с первого раза. Только внимательно читая и слушая стихи, вдумываясь в слово, можно действительно понять их.

Рисуем иллюстрацию к стихотворению.

В мастерской поэтического слова.

На доске:

Николай Гумилев

Анатолий Передреев

Вадим Шефнер

Поэтическая пятиминутка. Н.Гумилев. Капитаны (отрывок), Жираф.

Вы сейчас услышали чудесные стихи Николая Гумилева. Удивительно красивые стихи. Они овеяны романтикой моря, романтикой подвига. А я вам прочту стихотворение Анатолия Передреева, нашего современника, “В тайге”. Послушайте.

Качались ели,
Тишину колыша,
Встревоженно отряхивая снег…
Скользил по снегу
Человек на лыжах,
И очень торопился человек.

Он знал –
Опасна ранней мглы завеса,
Он видел –
Затевается пурга.
Не выберешься вовремя из леса,
Начнешь плутать, -
Не выпустит тайга.
И он спешил.
И знал он, что успеет
Дойти к жилью,
К веселому огню,
Успеет раньше,
Чем в лесу стемнеет…

И вдруг
Увидел
Странную лыжню.

Петляя меж стволами,
Как слепая,
Она металась
И понял человек,
Что погибает
Лыжня чужая,
В дебри уходя.

А он спешил,
Он очень торопился,
Он шел к жилью,
К веселому огню…
Качались ели,
Ветер в елях бился,
И две лыжни
Слились в одну лыжню.

Две последние строки не читаем. Попросим детей рассказать, что произошло в тайге.

Чем, по мнению ребят, должно кончиться стихотворение? Попробуем закончить его.

После окончания работы.

Какой финал лучше?

Поэт не просто подбирает слова в рифму. Он умеет найти такие слова, которые заставляют нас и волноваться, и радоваться, и гордиться.

Послушаем стихотворение еще раз.

Какой же можно сделать вывод?

Мы увидели, что страна ПОЭЗИЯ не так уж и проста. Для того, чтобы она открыла свои тайны, свои чудеса, необходимо читать и слушать стихи, вдумываться в поэтическое слово, слушать музыку стиха. Этому надо учиться.

А сейчас мы поиграем.

Узнать автора и произведение по строчкам.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

(“Е. Онегин” А. Пушкин)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

(“Осень” А. Майков)

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

(“Ландыш” С. Маршак)

И весь день в траве высокой
Лежа, слушать бы я рад,
Как заботливые пчелы
Вкруг черемухи шумят.

(“Мой садик” А. Плещеев)

Пока идет подготовка, вспоминаем стихи по иллюстрациям, по строчкам.

“Цветок забытый… “ Пушкин

“Кораблик” Н. Матвеева

“Солнечный зайчик” Н. Матвеева

“Медведь” В. Луговской

Проба пера. Раздумья над строчками стихотворения. Варианты начала.

Кажется. …

Я думаю…

На мой взгляд, …

По-моему,

Возможно, что …

Дома работу закончить. По желанию иллюстрации.

О сонете … и не только.

На доске:

Прочесть как следует произведение лирическое – вовсе не безделица …

Н. Гоголь

Это высказывание имеет продолжение.

“Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу;
Нужно душою и сердцем почувствовать всякое слово его”.

Сегодня мы вновь побываем в Стране Поэзии, узнаем много нового, встретимся с прекрасными стихами. Их авторы А. Пушкин, А. Блок, С.Маршак, А. Преловский, П. Ершов, В. Шефнер, Н.Гумилев.

Поэтическая пятиминутка.

Все учащиеся читают сонеты с небольшими комментариями. (Читаем “Мадонну” А. Пушкина, 130 сонет В. Шекспира в переводе С. Маршака, П. Ершова “Смерть Ермака”, Н. Гумилева “Нас было пять… Мы были капитаны”, А. Преловского “Птица”).

Анатолий Преловский. Птица

Когда убил я птицу в первый раз,
Чтоб доказать, что мол, стрелять умею,
Я навсегда запомнил мертвый глаз –
Он щурился и делался темнее.
Как будто птица, трепеща в руке,
Меня получше разглядеть хотела
И, затаив открытие в зрачке,
Сомкнула веки и окаменела.
Я убежал, а у гнилого пня
Ее похоронила ребятня,
Воткнула крест из проволоки белой.

А я все думою с того лихого дня:
Зачем она глядела на меня,
Зачем она так на меня глядела?

Что объединяет эти стихотворения? Да, это сонеты. В них 14 строк: два – четверостишия, два – трехстишия.

Н. Матвеева. К сонету

На четырех на бронзовых своих
Широких ножках, вроде львиных лап,
Четырнадцатистрочный прочный стих
Стоит в веках – и сдвинулся хотя б.

Самое короткое стихотворение – двустишие. Это минимум. Стихотворения из одной строчки, моностихи – исключительно редки. В русской поэзии получили известность лишь два: эпитафия Н. Карамзина “Покойся, милый прах, до радостного утра” и “О, закрой свои бледные ноги” В. Брюсова. Известность у него скорее анекдотичная.

К. Батюшков. Эпитафия

Не нужны надписи для камня моего,
Пишите просто здесь: он был, и нет его!

1809

Поиграем. Допишите строчки стихотворения.

Рифма – перекрестная мужская.

На карточках стихотворение А. Блока. В углу дивана.

Но в камине дозвенели … [угольки]
За окошком догорели … [огоньки]
И на вьюжном море тонут [корабли]
И над южным морем стонут [журавли]
Верь мне, в этом мире солнца больше нет.
Верь лишь мне, ночное сердце,
Я – [поэт]!
Я какие хочешь сказки [расскажу].
И какие хочешь маски [приведу]
И пройдут любые тени при огне,
Странных очерки видений
На [стене].
И любой колени склонит пред [тобой].
И любой цветок уронит [голубой].

Закончите стихотворение, сравните с авторскими строчками. Последнюю строчку не читаем.

В. Шефнер. Ястреб

Природа все учла и взвесила.
Вы, легкодумные стрелки,
Не нарушайте равновесия
И зря не жмите на курки.
Вот кружит ястреб. Вредный вроде бы.
Но пусть летает невредим:
Кому-то вреден, а природе он
Полезен и необходим.
Ты рай себе уютный выстроил,
Но без тревог не проживешь.
Убьешь печаль – но тем же выстрелом
[И радость, может быть, убьешь.]

Если обучать ребят поэтическому слову на примерах “хороших и разных” если начинать эту работу с 5 класса, то дети будут с удовольствием читать стихи, понимать их, не будут страшиться выступать со стихами в классе.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21