Преподавание русского языка Урок-практикум в 7-м классе по теме: "Правописание суффиксов причастий"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.10.26 Просмотров: 1846 Перфильева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы В век развития науки и информационных технологий очень важно быть грамотным человеком. Русскому языку мы учимся всю жизнь. Учимся, когда пишем, читаем, говорим, слушаем. Вся наша жизнь связана с языком, с речью. Это и учёба, и работа, и отдых. Русский язык в среднем звене - особый этап курса родного языка. Уже выучены основные темы: существительное, прилагательное, глагол. Они изучались поэтапно в разных классах начальной и средней школы. Как показывает практика, курс русского языка в седьмом классе вызывает наибольшие сложности у учащихся. Известно, что особую трудность представляет тема “Причастие”. Она базируется на предшествующем опыте, не всегда удачном, иногда подзабытом. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий, неумение их разграничивать приводит к устойчивым ошибкам). Кроме того, надо учитывать, что данная тема изучается впервые и больше не повторяется. Поэтому так важна отработка навыков грамотного написания суффиксов. Исходя из этого, в уроке усилена практическая направленность в закреплении теории. Цель данного урока - выработать у учащихся умения и навыки, предусмотренные данной темой. Задачи:
Ход урока I. Проверка д/з (выборочно) - На доске записываются причастия - Обозначаются изученные орфограммы II. Обработка навыков правописания суффиксов действительных причастий настоящего и прошедшего времени 1) Записываются только суффиксы причастий. - Работа по вариантам. - У каждого на столе карточки с заданием. I вариант уважаемый, движимый, колющий, стелющий, слышащий, клеящий, борющийся, дышащий, грохочущий, держащий, обуреваемый II вариант приглашаемый, видимый, колеблющий, приготовляемый, колышущийся, ненавидящий, рокочущий, мчащий, строящий, бреющий, щебечущий - Заранее на доске написаны ключи
- Осуществляется взаимопроверка. - Безошибочные работы оцениваются “5”. - Вывод: от чего зависит написание гласной е в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени? 2) Закрепляется написание гласной перед суффиксом -нн- в причастии прошедшего времени. На экран проецируются словосочетания: рассе…нные тучи, посаж…нный сад, ове…нный славой, услыш…нный разговор, потер…нное время, подстрел…нные утки, расстрел…нные патроны, освещ…нный лучом I вариант – записать слова с суффиксом -енн-/-ённ- II вариант – слова с суффиксами -а- или -я- + -нн- - Вывод: от чего зависит написание гласной у страдательных причастий прошедшего времени? - Обращаем внимание на суффикс -ённ- 3) Попутное повторение правописания о-е в разных морфемах других частей речи - В три столбика записать слова I – о-ё в корне, II – о-е(ё) в суффиксе, III – о-е(ё) в окончании Шёпот, кумачовый, стережёт, вооружённый, собачонка, щёголь, шов, ключом, лицевой, парчовый, свежо, ещё, пальцем 4) Работа по развитию речи. - Составить словосочетания и объяснить написание суффиксов и лексическую разницу.
III. Обобщение и закрепление навыков правописания -н- и -нн- в причастиях, отглагольных прилагательных и прилагательных 1) Буквенный диктант (из причастия поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”). – На доске текст. Два ученика работают на демонстрационных досках. Над омрачённым Петроградом, Невой ограбленный подвал, над ограждённою скалою, весь разрушен, смущённых глаз не подымал, был разлучён, был оглушён, картуз изношенный сымал, с запечатанным письмом, по потрясённой мостовой нн, нн, нн, н, нн, н, н, нн, нн, нн 2) Работа с сигнальными карточками. - Добавляются словосочетания с прилагательными. На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены 3) “Проба пера”. Записать 10 причастий, с помощью которых можете описать любимого вами героя А.С Пушкина. 4) Вставив пропущенные буквы, определите, какой частью речи являются следующие слова.
IV. В качестве подведения итогов урока предлагается тест 1) Найдите словосочетание действительное причастие настоящего времени + существительное:
2) В каком случае суффиксы действительных причастий настоящего времени указаны правильно:
3) В каком случае надо писать суффикс -ющ-:
4) Укажите, в какой строке пишется -нн-:
5) Найдите неверное написание:
6) Найдите неверное утверждение. Правописание -н- и -нн- зависит:
7) Укажите страдательные причастия прошедшего времени:
8) Определите, в каких словах всегда пишется -н-:
9) Укажите, в какой строке пишется гласная а:
- На следующем уроке сообщаются результаты тестовых заданий. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |