Преподавание русского языка Учимся писать ЭссеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1240 Карпенко Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы В связи с введением в 2006-2007 учебном году ЕГЭ во всех школах нашей страны, ученикам были предложены новые формы сдачи выпускных экзаменов. Теперь для успешной итоговой аттестации по русскому языку необходимо иметь не только теоретические знания по данному предмету, но и умение дать развернутый ответ в жанре эссе. Также все задания, которые предлагаются в части С - определить основную мысль текста, сделать языковой анализ и написать собственное сочинение-отклик на основную тему, - должны быть логично скомпонованы и композиционно правильно выстроены. Ведь отличие письменной речи от устной в том и состоит, что письменная речь всегда целенаправленна. Задание открытого типа с развернутым ответом - это сочинение на основе предложенного текста. Оно проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:
Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования и роста. Зачастую ученики либо пересказывают текст, либо пытаются дать его полный лингвистический анализ. На самом деле надо понять основную мысль исходного текста, ведь именно от этого зависит раскрытие темы эссе. Выпускник также должен согласиться или не согласиться с мнением автора текста, привести ряд аргументов, доказывающих его позицию. В тексте сочинения должно быть место формулировке основной мысли исходного текста, анализ с объяснением использования этих языковых средств и объяснением того, как ученик понимает эти оттенки смысла. Должно найтись место и собственному мнению ученика, вступлению и заключению сочинения. Уже не первый год ученики нашей школы занимаются проектной деятельностью. Т. к. в объеме школьной программы не предусмотрено необходимое количество часов на изучение и отработку навыков по написанию эссе, я посоветовала своим ученикам для защиты проекта на «Ярмарке идей» выбрать тему «Как написать эссе» и вместе составить алгоритм написания части С. Ребята с интересом работали над этой темой, считая, что эта работа поможет им успешно сдать ЕГЭ по русскому языку. В своей работе выпускники рассмотрели следующие вопросы:
Цель данного проекта:
Вторичная цель: раскрыть свои индивидуальные особенности: способность самостоятельно мыслить, сопоставлять, сравнивать – готовность к написанию. Задачи проекта:
Подготовительный этап к написанию эссе
Алгоритм написания эссе:
Комментарии к алгоритму: 1. Формулировка проблемы исходного текста. Экзаменуемый обязательно должен сформулировать одну из проблем исходного текста. Для этого он может ответить на следующие вопросы: О чем рассказывается в тексте? Какие вопросы рассматривает автор? Какие проблемы поднимает? Какие вопросы волнуют писателя? и т.д. АНАЛИЗИРУЕТСЯ (какая) проблема; проблема (чего); круг (каких-то) проблем; ДАЁТСЯ истолкование (чего); описание (чего); критика (чего); критическая оценка (чего); характеристика основных черт (чего); ИЗЛАГАЕТСЯ история (возникновения, формирования, зарождения, развития, создание (чего)); ИССЛЕДУЕТСЯ комплекс (каких) вопросов; процесса (чего); влияние (чего на что); зависимость(чего от чего); применение (чего в чём) 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. В этой части сочинения излагается собственная позиция по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть сочинения-рассуждения, в которой ученик показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему. Комментарий может быть:
3. Отражение позиции автора исходного текста. Выпускник должен правильно сформулировать авторскую позицию по прокомментированной проблеме, а также назвать языковые средства выразительности, помогающие автору выразить свои мысли, оценить употребление языковых средств с точки зрения мотивированности в контексте, т.е. объяснить их роль в тексте, и привести примеры их использования в анализируемом тексте. Возможные опорные выражения:
4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента). Экзаменуемый должен выразить собственное мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, согласившись или не согласившись с позицией автора (я согласен с мнением автора…, я разделяю точку зрения автора…, авторская позиция мне близка, вполне понятна…) и аргументировать свою позицию. Ученик может использовать следующие типы аргументов: I. Логические
II. Иллюстративные
III. Ссылки на авторитет
Возможные опорные выражения:
5. Заключение. В заключение учащийся должен подвести итог сказанному, сделать выводы. Возможные опорные слова: в заключение хочется отметить (подчеркнуть, обратить внимание); итак; таким образом).
Памятка для учащихся при написании эссе
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |