Преподавание русского языка
Урок русского языка в 6-м классе "Повелительное наклонение глаголов" ("Приглашаем на ярмарку!")
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.10.24
Просмотров: 1274
Мыцова Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы Тема: Глаголы в форме повелительного наклонения Цели урока: - обеспечить в ходе урока закрепление знаний учащихся о глаголах в форме повелительного наклонения, акцентируя внимание на следующих вопросах:
- образование и употребление в речи глаголов в форме повелительного наклонения,
- условия употребления ь в глаголах в форме повелительного наклонения,
- правописание букв е/и в глаголах в форме 2-го лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений;
- продолжить развивать у учащихся умения:
- отличать глаголы в форме повелительного наклонения от глаголов в форме изъявительного,
- правильно писать глаголы в форме повелительного и изъявительного наклонений,
- выполнять указанные разборы слов и предложений,
- логично излагать мысли в беседе с учителем, при анализе глаголов;
- продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
- продолжить работу по воспитанию любви к родному языку, чувства ответственности за качество знаний.
Оборудование: - запись на доске темы и эпиграфа урока: «Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!» К.Д.Ушинский;
- карточки для индивидуальной работы;
- толковые словари;
- тесты по теме урока;
- мультимедийная презентация (Приложение 1)
Технологии: уровневая дифференциация, ИКТ ХОД УРОКА 1. Сообщение темы, цели и задач урока – Эпиграф нашего сегодняшнего урока: «Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!». (Слайд № 2) – Как вы думаете, могут ли эти слова К. Д. Ушинского подсказать вам тему урока? – Верно, тема урока «Глаголы в форме повелительного наклонения». Вчера мы познакомились с тем, как образуются такие глаголы, каковы особенности их правописания, в чём их отличие от глаголов в форме изъявительного и условного наклонений. Сегодня наша задача – закрепить полученные знания на практике. (Слайд №3) – Вот уже несколько дней мы гостим в сказочной стране Глаголия. (Слайды № 4 – 8) – Сегодня король Глагол пригласил нас принять участие в весёлой ярмарке. (Слайды № 9 – 10) – Результатом нашего путешествия по ярмарочным рядам станет домашнее сочинение «Но где же пересказать всё то, что было на той ярмарке!» с использованием глаголов в форме повелительного наклонения, а Вебер А., Колтунов А, Кораблёв Д, Юхачёв С. выполнят индивидуальные задания по учебнику. – Итак, добро пожаловать на весёлую ярмарку в стране Глаголии. (Звучит музыка из мюзикла по «Сказке о попе…» А. С. Пушкина.) 2. Актуализация опорных знаний учащихся Учитель. Знаете ли вы, ребята, откуда пришло к нам слово «ярмарка»? Оказывается, пришло оно из немецкого языка. Если присмотреться внимательно к слову, то можно увидеть в нём две частички: «яр» – то есть «год» и «маркт» – «торг», «рынок», «базар». Что же получилось? Ежегодный торг, базар. А что вам известно о ярмарках, проводившихся на Руси? 1. Слово ученице, подготовившей Презентацию о русских ярмарках (Приложение 1). Ярмарки в России проводились в разное время года. (Слайды № 11 –14) Самая многолюдная ярмарка России была близ Нижнего Новгорода. (Слайды № 15 – 16) Многоголосая, пёстрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями цыганских хоров. (Слайды № 17 – 22) Крутились карусели, а в балаганах с яркими вывесками выступали артисты. (слайды № 23 – 24) Чтобы люди подходили к лавкам, купцы, приезжающие из разных городов, по-особому зазывали, или закликали, народ. (Слайд №25) Чего только здесь не было! (Слайды № 26 – 28) Флаг поднят, ярмарка открыта. Недаром площадь вся покрыта; Глядят из лавок кушаки, И разноцветные платки, И разноцветная серпянка; Тут груды чашек и горшков, Корчаг, бочонков, кувшинов; Там – лыки, вёдра и ушаты, Лотки, подойники, лопаты…– писал русский поэт И. Никитин. 2. Фронтальный опрос (Слайд № 29): Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая! Гляньте налево – лавки с товаром! Гляньте направо – веселье даром! – Глаголы в форме какого наклонения вы услышали в этой закличке? – Что вы знаете об их образовании и особенностях правописания? – Какими по цели высказывания будут предложения, в которых употреблены глаголы в форме повелительного наклонения? Почему? 3. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале. Учитель: Ярмарка в самом разгаре. Всюду торг, говор, смех, веселье. А уж без музыки на ярмарке никак нельзя. Вслушайтесь в мелодию русской народной песни «Светит месяц» и представьте, как «заходила, зашевелилась, загудела весёлая ярмарка». Звучит русская народная песня «Светит месяц». 1. Творческий диктант – Перед вами глаголы в форме изъявительного наклонения. (Слайд № 30) Передайте действия людей, продающих или покупающих товар, веселящих или пришедших повеселиться, глаголами в форме повелительного наклонения: - 1 вариант – в форме единственного числа,
- 2 вариант – в форме множественного числа.
Обозначьте у глаголов суффикс (если есть) и окончание. Покупают, продают, предлагают, спорят, зазывают, веселятся, позабавят, едят, торгуются, прибавят, смеются, положат. 2. Конкурс на лучшее предложение – С одним из глаголов составить предложение о ярмарке и выполнить его синтаксический разбор. 3. Организация индивидуальной работы(Приложения: №1) – Решили побродить по ярмарке самостоятельно Безруков В., Корольков В., Кузьмина К, Нестеров А. 4. Выборочно-распределительный диктант – Вот мы подошли к торговым рядам. Чего здесь только не продают! Свистульки филимоновские, кружева вологодские, посуду хохломскую и гжельскую, игрушку дымковскую, пряники тульские, окорока московские! (Слайды № 31 – 32) – Сейчас мы посмотрим, справятся ли наши покупатели с коробейниками и барышниками, хорошего ли товару купят. (Слайд № 33) – Кстати, а кто такие коробейники и барышники? 5. Работа с толковым словарём - коробейники – мелкий торговцы, разносчики, торговавшие по деревням разными товарами, необходимыми в крестьянском быту;
- барышники – люди, занимающиеся перепродажей ради прибыли)
– Попробуйте из закличек и выкриков торговцев выписать глаголы в форме повелительного наклонения и обозначьте у них суффиксы (если есть) и окончания: 1 вариант – в форме множественного числа, 2 вариант – в форме единственного числа. (Слайды № 34 –37) Вы поверьте мне, друзья: Без обману здесь нельзя. Бросьте, не спорьте, покупайте, Время даром не теряйте! Не держи язык за зубами, Покупай пироги с грибами. Уж потешь меня, дружок, Скушай этот пирожок! Становитесь в ряд, Забирайте всё подряд! Люди, подходите-ка! Платки поглядите-ка! Мои куклы разбирай-ка! Детям радость доставляй-ка! Сами мы – рязанские! Сельди – астраханские! Налетай – покупай, Выбирай – забирай! б) Организация индивидуальной работы – Поотстали от нас некоторые ребята. Ну, ничего, догонят, а по пути поработают самостоятельно (Вязов Р., Москаленко Т.) (Приложения: № 2). 3. Редактирование текста а) – А что это там народ собрался? Оказывается, в большом дощатом балагане скоморохи представление дают, конкурсы устраивают, а чуть подальше уже скрипят карусели. (Слайды № 38 –39) Звучит музыка Стравинского «Петрушка». – Послушайте побасёнки, которые звучали на ярмарках. (Слайд № 40): Принесёте за меня дрова, Раздобудете за меня спички, Растопите за меня печь, А погреюсь я сам. – Эй, хозяйка! Сваришь суп из топора? – Хорошо, сварю! – Да гуся-то прихватишь? – А это зачем? – А то топор не разварится. – А теперь замените в побасёнках, где необходимо, глаголы одного наклонения глаголами в форме повелительного. – Глаголы какого наклонения нужно заменить? – На что указывают глаголы в форме изъявительного наклонения? – Укажите морфологические признаки этих глаголов. – Запишите побасёнки, отредактировав текст. – Укажите морфологические признаки глаголов в форме повелительного наклонения. (Слайд № 41) б) Организация индивидуальной работы. – Кое-кто из вас попробует себя в роли скоморохов и поработает самостоятельно. Я считаю, что с этой задачей справятся Кротова Е., Кузнецов С. (Приложения: № 3) 4. Конкурс знатоков пословиц а) – А на другом конце ярмарки собрались знатоки пословиц, и мы среди них. (Слайд № 42) – Ваша задача – собрать пословицу. Я читаю её начало, вы же должны выбрать вторую часть из предложенных на слайде. Не забудьте вставить пропущенные буквы. (Слайд № 43) На базар едете – Семь раз отмерьте – На чьём возу сидишь, | а правду реж?. с с…бою цены (не) везите. один раз отреж?те. ту и песню пой. | – Глаголы в форме каких наклонений используется в пословицах? – Докажите это графически, обозначив окончания и суффиксы глаголов (если есть). – Отражают ли как-нибудь данные пословицы дух ярмарки? б) Самопроверка. (Слайд № 43). в) Организация индивидуальной работы. У подмостков, где смешат народ клоуны, остановились наши ребята. Они будут работать самостоятельно (Варламов А., Орлов А.). (Приложения: № 4) 4. Обобщение и систематизация изученного материала 1. Тестирование. – Разноголосый гул стоит на ярмарке. Многое здесь можно увидеть и услышать. (Слайд № 44) – А нам пора подводить итоги. Сейчас мы посмотрим, кто из вас выгодно купил товар. Максимальное количество купленного – 14 баллов. Работаем с тестом. (Слайды № 45 – 46) 1) Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия: а) которые происходили, происходят или будут происходить; б) к которым говорящий побуждает своих собеседников; в) которые могут происходить при определённых условиях. 2) Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются а) по временам, числам, лицам или родам; б) по числам и родам; в) по числам. 3) Какие глаголы употреблены в форме повелительного наклонения? а) отрежете б) отрежьте в) напишите г) напишете д) продаёте е) продайте 4) В каких глаголах окончание -те? а) Как вы это терп…те? б) Крикн…те погромче! в) Умолкн…те хоть на минутку! г) Пока не умолкн…те, я ничего не скажу. 5) Это глаголы (см. № 4) какого наклонения? а) изъявительного, б) условного, в) повелительного. 6) В каких глаголах пишется ь? а) не эконом…те б) не удержит…ся в) поклониш…ся г) намаж…те 7. В каких предложениях допущена ошибка в написании глагола? а) Вы бродете по ярмарочным рядам. б) Проходити, налетайти, мои куклы покупайте! в) Отрежте мне кусочек пирога. г) Заплатите за товар, будет у меня навар. 2. Беседа с учащимися: – Каково значение глаголов в повелительном наклонении? – При помощи каких суффиксов образуются эти глаголы? – В какой форме обычно употребляются глаголы в повелительном наклонении? – Что вы знаете о правописании ь в глаголах повелительного наклонения? 5. Подведение итогов урока. Выставление оценок. 6. Домашнее задание: - сочинение «Да где же пересказать всё, что было на той ярмарке!»;
- индивидуальные задания: упражнение № ________
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|