Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка в 6-м классе "Повелительное наклонение глаголов" ("Приглашаем на ярмарку!")
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 6-м классе "Повелительное наклонение глаголов" ("Приглашаем на ярмарку!")


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.10.24
Просмотров: 1274

Мыцова Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Тема: Глаголы в форме повелительного наклонения

Цели урока:

  • обеспечить в ходе урока закрепление знаний учащихся о глаголах в форме повелительного наклонения, акцентируя внимание на следующих вопросах:
    • образование и употребление в речи глаголов в форме повелительного наклонения,
    • условия употребления ь в глаголах в форме повелительного наклонения,
    • правописание букв е/и в глаголах в форме 2-го лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений;
  • продолжить развивать у учащихся умения:
    • отличать глаголы в форме повелительного наклонения от глаголов в форме изъявительного,
    • правильно писать глаголы в форме повелительного и изъявительного наклонений,
    • выполнять указанные разборы слов и предложений,
    • логично излагать мысли в беседе с учителем, при анализе глаголов;
  • продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
  • продолжить работу по воспитанию любви к родному языку, чувства ответственности за качество знаний.

Оборудование:

  • запись на доске темы и эпиграфа урока: «Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!» К.Д.Ушинский;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • толковые словари;
  • тесты по теме урока;
  • мультимедийная презентация (Приложение 1)

Технологии: уровневая дифференциация, ИКТ

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы, цели и задач урока

– Эпиграф нашего сегодняшнего урока: «Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!». (Слайд № 2)
– Как вы думаете, могут ли эти слова К. Д. Ушинского подсказать вам тему урока?
– Верно, тема урока «Глаголы в форме повелительного наклонения». Вчера мы познакомились с тем, как образуются такие глаголы, каковы особенности их правописания, в чём их отличие от глаголов в форме изъявительного и условного наклонений. Сегодня наша задача – закрепить полученные знания на практике. (Слайд №3)
– Вот уже несколько дней мы гостим в сказочной стране Глаголия. (Слайды № 4 – 8)
– Сегодня король Глагол пригласил нас принять участие в весёлой ярмарке. (Слайды № 9 – 10)
– Результатом нашего путешествия по ярмарочным рядам станет домашнее сочинение «Но где же пересказать всё то, что было на той ярмарке!» с использованием глаголов в форме повелительного наклонения, а Вебер А., Колтунов А, Кораблёв Д, Юхачёв С. выполнят индивидуальные задания по учебнику.
– Итак, добро пожаловать на весёлую ярмарку в стране Глаголии.

(Звучит музыка из мюзикла по «Сказке о попе…» А. С. Пушкина.)

2. Актуализация опорных знаний учащихся

Учитель. Знаете ли вы, ребята, откуда пришло к нам слово «ярмарка»?
Оказывается, пришло оно из немецкого языка. Если присмотреться внимательно к слову, то можно увидеть в нём две частички: «яр» – то есть «год» и «маркт» – «торг», «рынок», «базар». Что же получилось? Ежегодный торг, базар. А что вам известно о ярмарках, проводившихся на Руси?

1. Слово ученице, подготовившей Презентацию о русских ярмарках (Приложение 1).

Ярмарки в России проводились в разное время года. (Слайды № 11 –14)
Самая многолюдная ярмарка России была близ Нижнего Новгорода. (Слайды № 15 – 16)
Многоголосая, пёстрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями цыганских хоров. (Слайды № 17 – 22)
Крутились карусели, а в балаганах с яркими вывесками выступали артисты. (слайды № 23 – 24)
Чтобы люди подходили к лавкам, купцы, приезжающие из разных городов, по-особому зазывали, или закликали, народ. (Слайд №25)
Чего только здесь не было! (Слайды № 26 – 28)

Флаг поднят, ярмарка открыта.
Недаром площадь вся покрыта;
Глядят из лавок кушаки,
И разноцветные платки,
И разноцветная серпянка;
Тут груды чашек и горшков,
Корчаг, бочонков, кувшинов;
Там – лыки, вёдра и ушаты,
Лотки, подойники, лопаты…–

писал русский поэт И. Никитин.

2. Фронтальный опрос (Слайд № 29):

Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
Гляньте налево – лавки с товаром!
Гляньте направо – веселье даром!

– Глаголы в форме какого наклонения вы услышали в этой закличке?
– Что вы знаете об их образовании и особенностях правописания?
– Какими по цели высказывания будут предложения, в которых употреблены глаголы в форме повелительного наклонения? Почему?

3. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале.

Учитель: Ярмарка в самом разгаре. Всюду торг, говор, смех, веселье. А уж без музыки на ярмарке никак нельзя. Вслушайтесь в мелодию русской народной песни «Светит месяц» и представьте, как «заходила, зашевелилась, загудела весёлая ярмарка».

Звучит русская народная песня «Светит месяц».

1. Творческий диктант

– Перед вами глаголы в форме изъявительного наклонения. (Слайд № 30)
Передайте действия людей, продающих или покупающих товар, веселящих или пришедших повеселиться, глаголами в форме повелительного наклонения:

  • 1 вариант – в форме единственного числа,
  • 2 вариант – в форме множественного числа.

Обозначьте у глаголов суффикс (если есть) и окончание.

Покупают, продают, предлагают, спорят, зазывают, веселятся, позабавят, едят, торгуются, прибавят, смеются, положат.

2. Конкурс на лучшее предложение

– С одним из глаголов составить предложение о ярмарке и выполнить его синтаксический разбор.

3. Организация индивидуальной работы(Приложения: №1)

– Решили побродить по ярмарке самостоятельно Безруков В., Корольков В., Кузьмина К, Нестеров А.

4. Выборочно-распределительный диктант

– Вот мы подошли к торговым рядам. Чего здесь только не продают! Свистульки филимоновские, кружева вологодские, посуду хохломскую и гжельскую, игрушку дымковскую, пряники тульские, окорока московские! (Слайды № 31 – 32)
– Сейчас мы посмотрим, справятся ли наши покупатели с коробейниками и барышниками, хорошего ли товару купят. (Слайд № 33)
– Кстати, а кто такие коробейники и барышники?

5. Работа с толковым словарём

  • коробейники – мелкий торговцы, разносчики, торговавшие по деревням разными товарами, необходимыми в крестьянском быту;
  • барышники – люди, занимающиеся перепродажей ради прибыли)

– Попробуйте из закличек и выкриков торговцев выписать глаголы в форме повелительного наклонения и обозначьте у них суффиксы (если есть) и окончания: 1 вариант – в форме множественного числа, 2 вариант – в форме единственного числа. (Слайды № 34 –37)

Вы поверьте мне, друзья:
Без обману здесь нельзя.
Бросьте, не спорьте, покупайте,
Время даром не теряйте!

Не держи язык за зубами,
Покупай пироги с грибами.
Уж потешь меня, дружок,
Скушай этот пирожок!

Становитесь в ряд,
Забирайте всё подряд!

Люди, подходите-ка!
Платки поглядите-ка!

Мои куклы разбирай-ка!
Детям радость доставляй-ка!

Сами мы – рязанские!
Сельди – астраханские!
Налетай – покупай,
Выбирай – забирай!

б) Организация индивидуальной работы

– Поотстали от нас некоторые ребята. Ну, ничего, догонят, а по пути поработают самостоятельно (Вязов Р., Москаленко Т.) (Приложения: № 2).

3. Редактирование текста

а) – А что это там народ собрался? Оказывается, в большом дощатом балагане скоморохи представление дают, конкурсы устраивают, а чуть подальше уже скрипят карусели. (Слайды № 38 –39)

Звучит музыка Стравинского «Петрушка».

– Послушайте побасёнки, которые звучали на ярмарках. (Слайд № 40):

Принесёте за меня дрова,
Раздобудете за меня спички,
Растопите за меня печь,
А погреюсь я сам.

– Эй, хозяйка! Сваришь суп из топора?
– Хорошо, сварю!
– Да гуся-то прихватишь?
– А это зачем?
– А то топор не разварится.

– А теперь замените в побасёнках, где необходимо, глаголы одного наклонения глаголами в форме повелительного.
– Глаголы какого наклонения нужно заменить?
– На что указывают глаголы в форме изъявительного наклонения?
– Укажите морфологические признаки этих глаголов.
– Запишите побасёнки, отредактировав текст.
– Укажите морфологические признаки глаголов в форме повелительного наклонения. (Слайд № 41)

б) Организация индивидуальной работы.

– Кое-кто из вас попробует себя в роли скоморохов и поработает самостоятельно. Я считаю, что с этой задачей справятся Кротова Е., Кузнецов С. (Приложения: № 3)

4. Конкурс знатоков пословиц

а) – А на другом конце ярмарки собрались знатоки пословиц, и мы среди них. (Слайд № 42)
– Ваша задача – собрать пословицу. Я читаю её начало, вы же должны выбрать вторую часть из предложенных на слайде. Не забудьте вставить пропущенные буквы. (Слайд № 43)

На базар едете –
Семь раз отмерьте –
На чьём возу сидишь,
а правду реж?.
с с…бою цены (не) везите.
один раз отреж?те.
ту и песню пой.

– Глаголы в форме каких наклонений используется в пословицах?
– Докажите это графически, обозначив окончания и суффиксы глаголов (если есть).
– Отражают ли как-нибудь данные пословицы дух ярмарки?

б) Самопроверка. (Слайд № 43).

в) Организация индивидуальной работы.
У подмостков, где смешат народ клоуны, остановились наши ребята. Они будут работать самостоятельно (Варламов А., Орлов А.). (Приложения: № 4)

4. Обобщение и систематизация изученного материала

1. Тестирование.

– Разноголосый гул стоит на ярмарке. Многое здесь можно увидеть и услышать. (Слайд № 44)
– А нам пора подводить итоги. Сейчас мы посмотрим, кто из вас выгодно купил товар. Максимальное количество купленного – 14 баллов. Работаем с тестом. (Слайды № 45 – 46)

1) Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:

а) которые происходили, происходят или будут происходить;
б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;
в) которые могут происходить при определённых условиях.

2) Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются

а) по временам, числам, лицам или родам;
б) по числам и родам;
в) по числам.

3) Какие глаголы употреблены в форме повелительного наклонения?

а) отрежете
б) отрежьте
в) напишите
г) напишете
д) продаёте
е) продайте

4) В каких глаголах окончание -те?

а) Как вы это терп…те?
б) Крикн…те погромче!
в) Умолкн…те хоть на минутку!
г) Пока не умолкн…те, я ничего не скажу.

5) Это глаголы (см. № 4) какого наклонения?

а) изъявительного,
б) условного,
в) повелительного.

6) В каких глаголах пишется ь?

а) не эконом…те
б) не удержит…ся
в) поклониш…ся
г) намаж…те

7. В каких предложениях допущена ошибка в написании глагола?

а) Вы бродете по ярмарочным рядам.
б) Проходити, налетайти, мои куклы покупайте!
в) Отрежте мне кусочек пирога.
г) Заплатите за товар, будет у меня навар.

2. Беседа с учащимися:

– Каково значение глаголов в повелительном наклонении?
– При помощи каких суффиксов образуются эти глаголы?
– В какой форме обычно употребляются глаголы в повелительном наклонении?
– Что вы знаете о правописании ь в глаголах повелительного наклонения?

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

6. Домашнее задание:

  • сочинение «Да где же пересказать всё, что было на той ярмарке!»;
  • индивидуальные задания: упражнение № ­________

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21