Преподавание литературы Урок-путешествие на остров Романтиков за ответом на вопрос: "Всегда ли в жизни есть место подвигам?"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.10.22 Просмотров: 772 Семкина Наталья Николаевна, учитель русского языка Цели: Образовательная: познакомить учеников с понятиями “романтизм”, “ романтический герой”; совершенствовать навык анализа текста; Развивающая: развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; Воспитательная: воспитание нравственных качеств через восприятие литературного произведения. Оборудование урока: наглядные пособия, портрет писателя, карта, дидактический материал. Вид урока: урок– путешествие. Педагогическая технология – игровая. Ход урока1. Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока.Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года. И вот я вспомнила слова А. Твардовского:
Я взяла календарь и на одной из страниц увидела карту странствий А. М. Горького. Узнав, что у вас в классе много отважных и любознательных, я решила пригласить вас в путешествие. Но есть одно условие. Мы обязательно должны в конце путешествия ответить на вопрос: “ В жизни всегда есть место подвигам?” Итак, капитаном корабля буду я, а вы – юнги. На палубе нашего корабля три каюты. Располагайтесь поудобнее. Перед отплытием выберете старшего юнгу. В его обязанности входит следить за выполнением заданий или сигнализировать мне в случае затруднений. Есть дополнения, интересные факты – сова, нужна помощь– Незнайка. 2. Повторение изученного материалаВикторина. Учащиеся получают вопросы по биографии писателя и пакет помощи для работы. Пока я всё вам объясняла, наш корабль из порта Школьный и уже прибывает к острову М. Горького. Стоянка 2 минуты. Ваша задача, юнги, ответить на вопросы, дополняя друг друга.
(По учебнику или другим источникам) Проверка проводится в вопросно – ответной форме. За правильный ответ получают жетон. Молодцы! Отправляемся дальше. Мы плывём через пролив Литературоведческий. Но здесь сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону. От падения все термины перепутались. Выручайте юнги! (Учащимся отдельно выдаются литературоведческие термины и отдельно их понятия. Ребята на время должны найти соответствия и проиллюстрировать их примерами.) Романтизм – литературное направление, предполагающее утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, подходящий к действительности с позиций своего идеала, предъявляющий ей исключительные требования. Романтик– герой, который всегда одинок, потому что люди не понимают его и не принимают его идеалов. Легенда – это художественное произведение, в основе которого лежит подлинное событие, приукрашенное народной фантазией. Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления по принципу их сходства. (Скрытое сравнение) Аллегория (иносказание) – изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ. (Лиса – А. хитрости, заяц – А. трусости) Гипербола – чрезмерное преувеличение. Олицетворение – перенесение свойств живых существ на неодушевлённые предметы. Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим. Эпитет – образное определение, придающее выражению эмоциональность. Молодцы! Вы успешно справились с задачей. А не подскажите из какого произведения приведены примеры. (Приводятся примеры из легенды) “В лесу было так темно, точно в нём собрались сразу все ночи, сколько их было с той поры, как он родился….” “…деревья– великаны гудели сердитые песни…” “…болото разевало свою жадную гнилую пасть…” “ …. Блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река…”
Вы быстро справились с задачей, и мы бросаем якорь у острова Романтиков. 3. Изучение нового материалаБеседа Итак, вы прочитали легенду о Данко из рассказа “Старуха Изергиль”.
(Данко – молодой красавец. Он высокий, стройный, у него гордая осанка и широкие плечи атлета. В его лице поражают глаза, они приковывают внимание каким-то необыкновенным, сверхъестественным сиянием – это в них горит великая любовь к людям, желание помочь им стать лучше, сильнее, смелее. Трудно представить, во что одет Данко, да это, наверное, не важно, как и цвет глаз, длина волос, форма носа… Хотя лоб его наверняка высок и чист, а профиль чёток, как у очень красивого человека.) * Почему племя оказалось в бедственном положении и не имело право погибнуть? (Племя не могло погибнуть, потому что оно имело заветы– бесценный вековой опыт, в незнании которого Изергиль упрекала нынешнее поколение.)
(Данко не в вожди рвётся, не сомоутверждения жаждет, он хочет спасти погибающее племя и его заветы)
(Ответ находим в словах самого героя: “ Кто ничего не делает, с тем ничего не станется”. Активные поиски выхода из безвыходных ситуаций, целеустремлённая деятельность – вот что, по Горькому, составляет суть героического характера. Это отличает Данко от “ скованных страхом” людей племени.)
(Первое и ответное чувство Данко – негодование, но и тут же – но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и знал, что без него они погибнут. Чем больше нарастает озлобленность людей, в самом Данко нарастает чувство жалости к ним.
(Вырванное из груди сердце Данко вспыхнуло факелом любви к людям. Данко погибает с радостным сознанием выполненного долга. Автор подчёркивает благородство героя, который отдал своё сердце, ничего не прося взамен. А самое печальное, что люди не только не оценили подвиг самопожертвования, они ещё и испугались, “как бы чего не вышло”. Этот финал возвращает нас к теме заветов: если не испытывают благодарного чувства к героическим поступкам, значит не усваиваются заветы. Значит, не накапливается багаж бесценного опыта, который во все времена выручает отдельного человека и целые народы в годы испытаний.) А теперь контрольное задание: * Владимов убеждён, что “ нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться уважать его можно” В чём заключён смысл легенды о Данко – в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм? * А. Н. Семенов пишет: “ В своём творчестве Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей”. Как бы вы ответили на вопрос, каким должен быть человек и как ему жить среди людей? * Л. А. Трубина пишет, что в легенде о Данко Утверждается “идея подвига во имя общего счастья” Действительно ли в окончании легенды говорится об утверждении идеи подвига во имя общего счастья? Ребята, скажите, в жизни всегда есть место подвигам? 4. Подведение итоговИтак, мы прибываем в порт Школьный. Вам понравился урок? Если да – нарисуйте улыбающееся личико, если нет – грустное. А теперь старшие юнги посчитайте жетоны. Кто у нас победитель? Я очень рада была встретиться с вами, и в память о нашем уроке я хочу подарить вам частичку своей души со словами: “ Возьми своё сердце, неси его смело, отдай его людям, чтоб ярче горело”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |