ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Проблемное изучение повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" (система уроков)

Добавлено: 2013.10.21
Просмотров: 494

Ильина Людмила Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Смысловое сверхядро: “Тарас Бульба”- лироэпическое произведение. Этим обусловлены его содержание и художественные особенности.

Движение эпического сюжета – это история жизни и гибели Тараса Бульбы и его сыновей, это борьба украинского народа за свою независимость.

Движение лирического сюжета – это отражение мира автора, его мировосприятия, его отношения к героям, к миру, к жизни в целом.

Центральный вопрос, которому подчинена вся система уроков по повести: Почему Н.В.Гоголь приводит своего любимого героя и его сыновей к гибели?

Урок 1. “Поэма …великих страстей” В.Г.Белинский

На уроке слова Белинского, портрет Гоголя. Проблемный вопрос урока: о чём слова критика?

1 учебная ситуация. Мир Диканьки.

Звучат украинские народные мелодии. Ребята рассматривают сделанные в прошлом году комиксы по повести гоголя “Ночь перед Рождеством”.

Вопрос. Каким предстаёт перед нами Гоголь по повестям из цикла “Вечера на хуторе близ Диканьки”? (возможные ответы: знаток украинского фольклора, любит родину, знаток живого местного народного языка, ценит народ за трудолюбие, верность, находчивость, смелость…)

2 учебная ситуация. Мир Миргорода.

Вопрос – Почему историческая повесть включена в этот сборник?

В 1835 году вышел сборник повестей “Миргород”. 3 ученика кратко пересказывают основное содержание трёх повестей: “Старосветские помещики” - о растительном существовании и смерти двух старичков. “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” - о непримиримой войне двух помещиков. “Вий” - о ничтожности духа человеческого перед нечистой силой. Четвёртый ученик рассказывает историческую основу повести “Тарас Бульба”. Кто такие запорожские казаки (не найдя положительных образов в современной ему действительности, Гоголь нашёл их в истории героической борьбы украинского народа за национальную независимость) Так зачем же включил Гоголь в сборник эту повесть? Только для воссоздания героического прошлого? (не случайно повесть основана не столько на исторических летописях, документах, сколько на народных песнях, которые поются во времена Гоголя, то есть мечта не утрачена, идеал сохранён)

3 учебная ситуация. Гость – сам автор.

Подумайте и задайте автору вопросы. Крупные, проблемные.

Вместе с автором выводим учащихся на центральный вопрос. Центральная тема – прославление подвига казаков, поэтизация подвига Тараса Бульбы. Зачем Гоголь “убил” Тараса Бульбу? – в тетрадь. Можно познакомить учащихся с мнением литературоведов: “Тарас Бульба умирает, так как время войн закончилось, он для мирного времени не подходит, он не сможет жить не воюя”.

Д/з по 1 главе. Вопрос: Почему в начале повести казаки показаны дома? Задания: 1) выразительное чтение по ролям; 2) устно нарисовать светлицу; 3) приготовить рассказ - образ матери; 4) рассказать об отношении Гоголя к героям

Ответим на вопрос урока

(2 главные страсти: любовь к Отчизне и вера в её лучшее будущее водили пером автора)

Урок 2. Знакомство с героями.

Проблемный вопрос: почему героическая повесть начинается с эпизода в доме Тараса Бульбы? (человека характеризует домашняя обстановка, его отношения с близкими людьми. Очень важно автору показать истоки героизма. Что защищают казаки. Важен мотив дороги – дороги от дома в Запорожскую Сечь. Что берут с собой братья в дорогу, кроме благословения матери).

На доске выдержки из сочинений учащихся (якобы): “Гоголь знакомит нас сразу со всеми членами “семьи”; “Мы видим смелость Остапа и трусость Андрия”; “Тарас ненавидит свою жену, свой дом и всё, что в доме”. Читаем главный вопрос и выдержки.

1 учебная ситуация. План рассказа о герое.

По какому плану мы можем строить разговор о герое на основе 1 главы?

  1. Отношение к дому. Описание светлицы.
  2. Отношение к другим героям.
  3. Самораскрытие через речь, поступки.
  4. Отношение автора.

2 учебная ситуация. Самохарактеристика.

Представьте, что Вы герой. Я – Тарас. Расскажите о себе, пользуясь материалом 1 главы. Обратитесь к высказываниям на доске, может быть вы с чем-то не согласны.

Я – жена Тараса, я – Остап, я - Андрий, я – друг Тараса.

Обсуждаем. (Характер Тараса и его жены обусловлен условиями общественной жизни)

Меняется ли отношение Тараса к жене? (при прощании, когда просит благословения сыновей называет уже уважительно – мать) “Тарас был несколько смущён”, уезжая из дома. Как это понять? Тарас печален и взволнован при расставании с домом, женой; хотя по велению времени “Тарас весь был создан для бранной тревоги”.

3 учебная ситуация. Инсценирование – чтение по ролям.

Обсуждаем.

(Расскажите, каким было детство братьев до бурсы, чем занимались, о чём мечтали до 12 лет)

4 учебная ситуация. Сходство и различие братьев.

Найдите эпизод самораскрытия Андрия (разговор за столом – запальчивость, вспыльчивость, бравада Андрия противопоставлена хладнокровию Остапа)

5 учебная ситуация. Мысли автора.

Именно Гоголь строит так повествование. Начав с весёлой потасовки отца и сына, Гоголь постепенно настраивает читателя на серьёзный разговор. Автор объясняет характеры Тараса и его жены, обусловливает их. А над характерами братьев призывает задуматься, понаблюдать, зовёт нас к сотворчеству, к размышлению.

Дом – это первое, что есть у человека. Это – святое.

Спросите себя: чтите ли вы родной дом, его традиции, родителей. В детстве человек мечтает. О чём он мечтает – это он понесёт с собой в дальнейшую жизнь.

Возникает мотив дороги. Зачем? Есть возможность проследить жизненный путь, истоки зарождения героизма и предательства. Что оставляют и куда едут. Дорога, разделённая на две части. Нарисовать, можно устно. Это домашнее задание.

Урок №3. Истоки героизма и предательства.

Каждый поступок, совершённый человеком, характеризует его, закрепляет какие-то качества. В юности человек может “сделать себя”, проявив силу воли. Происходит становление характера.

Учитель: Книга “Тарас Бульба” - учебник жизни для молодёжи. И главный нравственный вопрос, над которым задумывается Гоголь – как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины. Гоголь даёт читателям подсказки. Не случайно он прослеживает жизнь братьев, показывает их дом, жизнь в бурсе. Один придёт к подвигу, другой – к предательству. И истоки героизма и предательства заложены уже в детстве, юности героев. Гоголь подчёркивает это.

Итак, это наша задача. Найти подсказки Гоголя, определить истоки героизма и предательства.

Пишем тему урока в тетради и на доске. Это и есть проблемный вопрос урока.

1 учебная ситуация. Дорога.

Проверка д/з. Защита своих устных и письменных работ.

Примерно: Тарас оставил могилы друзей, дом, жену, станицу, огромное пространство степи; едет куда – на битву за веру христову – впереди храм (и позади тоже храм), Днепр, оружие, кони, товарищи, недруги- татары, поляки, турки.

Остап – позади детство, игры, дом, храм, мать, друзья, луга, степи; впереди – кони, оружие, отец, Днепр, товарищи, недруги. Андрий – позади красивая полячка; впереди всё то же, что у брата, но затянутое дымкой.

Вывод: отличие братьев в чём показывает нам Гоголь? В отношении к матери. Оба брата были смущены расставанием. Но Остап продолжал думать о матери. А Андрий вспоминал полячку.

Это была первая проверка на подлинность чувств, на подлинность любви к матери, а значит, к Отечеству.

2 учебная ситуация. В бурсе.

В группах проанализировать жизнь братьев в бурсе. Найти контрастные характеристики для заполнения таблицы. Обратите внимание, что Гоголь подчёркивает, что каждый из них обладает достоинствами.

3 учебная ситуация. История с полячкой

Андрий смелый. Он не побоялся: залез к полячке через трубу. Внимательно перечитайте текст и докажите, что Гоголь приводит этот эпизод совсем не для того, чтобы показать смелость Андрия. А для чего? Что мы запишем в таблицу? См. приложение

Андрий ловок, дерзок, но отдаётся порыву, не способен обдумывать свои действия, поэтому перед полячкой растерялся, сделался игрушкой в её руках, предметом забавы.

Выводы по уроку:

Вывешиваем плакат со словами. “Героизм – это особая форма человеческого поведения, когда человек берёт на себя решение какой-то большой задачи, берёт на себя и большую, чем в обычных условиях, ответственность, когда ему приходится действовать в особо трудных условиях. Героизм всегда приводит к подвигам, то есть к поступкам, которые требуют от человека предельного напряжения воли и силы” (Т.В.Зверс) Подвиг – это, на 90%, готовность к нему.

Ответим на вопрос: кто из братьев готов к подвигу? А кто способен на предательство?

Подумайте, а у вас какие черты характера преобладают: из правого или из левого столбика.

Домашнее задание. Ответить на вопрос: зачем Гоголь так подробно описывает степь? Выучить наизусть отрывок- описание степи.

Урок № 4. “Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!”

Проблемный вопрос: что изменилось бы, если бы не было описания степи? (на доске под темой)

1 учебная ситуация. Описание степи.

Учитель обращает внимание учащихся на выставку рисунков и иллюстраций (выполненных ими и учащимися предыдущих лет) на темы “Степь днём”, “Степь вечером”, “Степь ночью”. Учитель предлагает определить самый удачный рисунок, объяснить своё мнение. Учитель или подготовленные ученики читают наизусть отрывки.

Какие художественные приёмы использовал автор при описании степи? – привести примеры (эпитеты, сравнения, метафоры, оценочные слова, олицетворения…) Всё это не случайно, автор выражает свои чувства, какие? (восхищение, удивление, восторг, гордость, умиление, любование, любовь) Что нравится автору в степи? (безбрежность, свободно растут растения, разнообразен мир растений и животных, гармония, спокойствие…)

Какой рисунок точнее передаёт авторскую идею? Слушаем ещё чтение наизусть.

2 учебная ситуация. Люди степи.

Степь – образ Родины. О степи из поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”: “Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда сама ты без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?”

Каких людей, по Гоголю, рождает степь? Богатырей. Русь – родина богатырей.

Степь – образ Руси, образ Родины. Степь как мать рада своим детям – казакам, даёт им силы. Докажите по тексту. (Степь “приняла их всех в свои зелёные объятия”, “Всё, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы”)

Гоголь подчёркивает: “приняла их всех”, и Остапа, и Андрия – они, рождённые ею, богатыри, они должны постоять за неё – тема подвига звучит, не ослабевая – они должны послужить верой и правдой своей отчизне. Гоголь даёт Андрию шанс – он, как и все казаки, рождён для подвига во имя Отчизны. Он богатырь, так путь будет таким – ведь всё смутное (а это для Андрия – стремление к личному счастью) слетело с души его и он вместе с отцом, братом и автором любуется степью, готов защищать её.

Вывод по уроку. Если бы не было описания степи, утратилось бы понимание значимости битвы казаков против врагов Отечества. Казаки отстаивают независимость своей Родины, свою личную свободу. Они могут и должны дать отпор врагам – они богатыри, рождённые достойными прекрасной, могучей, свободолюбивой Отчизны. Д/з: приготовить рассказ “Нравы и обычаи Запорожской Сечи”, перечитать эпизоды сражений казаков.

Задание группам: 1. Музыкально-литературный монтаж о Сечи; 2. Письмо Остапа матери из Сечи о занятиях братьев в Сечи и о законах Запорожской Сечи.

Индивидуальное задание: выразительное чтение речи о товариществе.

Урок №5, №6. Казаки

. Проблемный вопрос: сформулировать тему урока, согласуя её с идеей Гоголя.

1 учебная ситуация. Нравы и обычаи Запорожской Сечи.

1) Литературно-музыкальный монтаж по теме См. приложение

2) Письмо Остапа матери о занятиях братьев в Сечи и о законах Запорожской Сечи (Здравствуй, мамо, шлём тебе весточку. Все мы живы-здоровы: и батько, и Андрий, и я. Мы с Андрием обжились. Приняли нас братья-казаки…)

3)Учитель. Гоголь пишет: “Дыбом встал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы”. Казаки не щадили врагов своих, убивали их жён и детей. Но Гоголь оправдывает зверства казаков, пишет: “Крупною монетою оплачивали казаки прежние долги”. Вспомним горе Тараса, когда он узнаёт о страшной смерти своих товарищей: “Бородавка повешен в Толопане, С Колопера содрали кожу, Пидсышкова голова посолена в бочке”. Таков свирепый XVI век.

Казаки убивали врагов, “добывали себе конной сбруи, дорогих сабель и ружей”.

Вопрос: но почему же среди заветов Запорожской Сечи были такие строгие, как не убий, не укради, не делай долгов, не пьянствуй в походе?

Запорожская Сечь – это не конкретное место, это общество вольных казаков, свободное объединение свободного народа, это братство, основанное на единстве помыслов, дел. Главное дело жизни казаков – защита Родины. Это трудное дело, и казакам важно, чтобы рядом был настоящий друг, которому можно доверять.

2 учебная ситуация. Товарищество

“Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество”

речь Тараса о товариществе выразительно читает ученик.

Работа по группам. Найти доказательства верности товариществу, силы товарищества, веры в товарищество. Подумать над вопросом: как Гоголь относится к идее товарищества

Выбор средств при описании казаков. См. приложение

Прослушиваем результаты работы групп – записываем основное в тетради. Вывод: формулировка темы. “Тарас Бульба” - поэма прославления казачества. Казачество – братство единоверцев, бескорыстно защищающих Родину.

Учитель о возрождении казачества, о значении участия казаков в боях во время Великой Отечественной войны. Фонограмма “Едут, едут по Берлину наши казаки”.

Предметные связи: см. приложение

Урок №7 “Я тебя породил, я тебя и убью” Урок аналитического чтения.

Проблемный вопрос: был ли праведным суд отца над сыном?

1 учебная ситуация. Остап и Андрий – воины.

Зачем автор, подробно описывая героев в начале повести, вновь характеризует их? Как он их характеризует?

Братья показаны в обстановке суровых военных действий, и в этот период раскрываются не только уже известные нам особенности их характеров, но и новые.

Мы знаем о ярко выраженном чувстве человеческого достоинства у Остaпа, о его стойкости, преданности товариществу. Теперь перед нами Остап - воин, член запорожского войска. В каждом слове повествователя чувствуется гордость, восторженное отношение к герою. Выделим авторские оценки: "Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он вмиг мог вымерять всю опасность и все положение дела… Уже испытанной уверенностью теперь стали означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва".

Всё то лучшее, что привлекало в характере Остапа – юноши, развивается и углубляется в Остапе-воине, делает его человеком, с которым считаются бывалые запорожцы. Говоря об Остапе, Гоголь снова прибегает к сравнению “крепкие как львы”, которое для него является наивысшей оценкой и словно сливает воедино авторскую оценку молодого богатыря с оценкой Тараса: “О, да это будет со временем добрый полковник! Ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт!”

Характеризуя Андрия, автор снова сравнивает братьев. Восторженные речи о замечательном свойстве Остапа “в один миг …вымерять всю опасность… найти средство, как уклониться от неё, чтобы потом вернее преодолеть её”, соседствуют с характеристикой Андрия: “он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы”. Для него битва - лишь азартная игра, бешеное увлечение, которое столь сильно охватывает его душу, что он не только не думаете о тех, с кем сражается, но не помышляет и о собственной безопасности, несётся, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося всем удары и не слыша нанесённых, бросается в совершенно немыслимые по отваге схватки, “понуждаемый одним только запальчивым увлечением”, а не острой необходимостью. Это настораживало, заставляло задуматься Тараса, но, видя, что сын совершает буквально чудеса, старый воин не мог не гордиться Андрием: “ И этот добрый – враг бы не взял его! – вояка! Не Остап, а добрый, добрый тоже вояка” “Но не Остап” – Гоголь подчёркивает разное поведение братьев в бою.

2 учебная ситуация. Предательство.

Когда нарастает тревога Тараса?

Когда заскучал Андрий во время долгой осады города Дубно. И провозглашает Тарас: “ Не тот добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто всё вытерпит”

Но по-разному ведут себя братья. Остап нашёл себе дела, а Андрий сам не зная отчего, чувствовал какую-то духоту на сердце”. Он неудовлетворён происходящим, не в силах вытерпеть скуку. Когда появилась служанка панночки, “много всяких чувств пробудилось и вспыхнуло в молодой груди казака”. Какие чувства переполняют казака? Происходит ли борьба между чувством долга и чувством любви? Можно ли доказать, что Андрий предал своих товарищей ещё до того, как встретился с панной и отрёкся от Родины?

У Андрия не было колебаний, не было сомнений в правильности своих действий. Столь сильным было его личное чувство, что он мгновенно забыл о том, кем является, зачем находится здесь под Дубно, забыл о Родине, о товарищах, крадучись по спящему лагерю, Андрий “подивился” той беспечности, которая царила в запорожском войске. “Хорошо, что нет близко никакого сильного неприятеля и некого опасаться”, - подумал Андрий. Но вскоре он не только узнает о подземном ходе, которым могут воспользоваться поляки, но и о том, что его соратникам грозит прямая опасность: на выручку осаждённым движутся хорошо вооружённые полки. Узнав об этом от татарки, Андрий ничего не предпринимает, чтобы спасти товарищей. Его волнует только встреча с панной, а не судьба близких. Ради своего личного счастья он, не задумываясь, предаёт то общее дело, которому служили лучшие сыны отечества, его отец, брат.

В первые минуты отдавшись порыву, Андрий не осознаёт, что делает, но когда его заметили Остап и Тарас - видимо, понимает. Недаром он в испуге закричал на Остапа, а когда его заметил Тарас, “сердце Андрия замерло… Андрий стоял ни жив ни мёртв, не имел духа взглянуть в лицо отцу”. Андрию ясно, что он совершает что-то постыдное, неблаговидное. Предательство ли это?

3 учебная ситуация. Андрий – враг.

Рисуя встречу с полячкой, Гоголь даёт портрет Андрия. Какое же содержание заключено в этой прекрасной форме? Происходит ли изменение в отношении читателя к Андрию по мере развёртывания событий?

Андрий в первые минуты “вознегодовал на свою казацкую натуру”. Ремарка свидетельствует о том, что Андрий стыдится того, что он – казак. Стыдится самой сути своей. Может быть, Андрий потерял голову от любви? Любовь вскружила голову.

Имеет же право человек на личное счастье? Выскажите своё мнение.

Человек живёт в мире, в обществе. Личность и общество связаны. Общество вправе требовать уважения, понимания интересов общества, чтобы личность считалась с ним.

У Андрия потребительское, а не общественное сознание. Андрий – эгоист.

Комментируем речь Андрия, оценивая каждое произнесённое им слово. Как отзывается Андрий о главном, что есть в жизни у каждого человека: о семье, о товарищах, Отчизне? “А что мне отец, товарищи и Отчизна? Нет у меня никого!” Чем является, с его точки зрения, Родина для человека? “Отчизна моя – ты!” - говорит Андрий панне. Каким образом хочет Андрий отстоять своё личное счастье? “И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!”

Андрий не просто предатель, он превращается в активного врага. Вспомним ещё, что он говорит Янкелю: “Скажи, что отец – не отец, брат – не брат,..и что я буду биться со всеми”.

Андрий – враг, которому нет оправдания. Автор беспощадно судит героя: “И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянёт и день, и час, в который породил на позор себе такого сына”.

4 учебная ситуация. Казнь изменника.

Справедливый ли суд творит Тарас, убивая своего сына?. Легко ли ему сделать это? Понимает ли Андрий свою вину? Какого его поведение перед смертью? Почему отец – “страшный”? Почему Андрий не смотрит в глаза отцу?

Гоголь сравнивает Андрия с “псом” Одно из значений слова “пёс” по словарю Ожегова – “человек, готовый на любые низкие поступки, дела”. Наказание изменника, предание его смерти – справедливо. Он сам осознаёт это, поэтому и “затрясся всем телом, и вдруг стал бледен”. Боль, искренняя скорбь звучит в словах Гоголя при описании Андрия в момент его смерти. Учитель читает.

В каком произведении автор тоже выражает скорбь по поводу утраты молодого, удалого героя, который гибнет не потому, что слаб, а потому что он преступил нравственный закон, значит виновен и должен понести заслуженную кару. (Кирибеевич из поэмы М.Ю.Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича”) Гоголь, как и Лермонтов, выражает народную точку зрения. Тарас должен убить врага, изменника Родины, предавшего товарищей, несмотря на то, что этот изменник – его сын. Ведь “нет уз святее товарищества”. И если в первой редакции повести Тарас хоронит сына после казни, то в окончательном варианте этого эпизода нет. И это правильно. Почему?

Идёт тяжёлый бой. Нет времени у Тараса на личное горе, на личные дела.

Д/з. Подумайте над центральным проблемным вопросом: почему Гоголь “погубил” Остапа и Тараса? Составить киносценарий или диафильм по эпизодам “Остап перед казнью”, “Гибель Тараса” - на выбор, можно по группам.

Урок №8 “Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!”

Защита творческих работ и обсуждение их. Работы предполагают детальный анализ текста.

Почему Гоголь так подробно описывает казнь Остапа?

На протяжении всей повести братья сравнивались. И здесь Гоголь употребляет приём антитезы. Позорной смерти Андрия – изменника противопоставляется героическая смерть Остапа. Андрий умирает один. Остап среди товарищей. Остап берёт на себя самое трудное, так же как в бурсе, в боях. Он показывает пример товарищам, пример доблестной смерти ради товарищей, поддерживая их, Остап стоически терпит муки.

Тарас гордится своим сыном и приходит ему на помощь в самую трудную минуту. Отклик Тараса – это готовность продолжить дело товарищества, это показатель духовного родства с сыном. Не случайно “миллион народа в одно время вздрогнул”. Пусть трепещут враги. На поминки Остапа и его друзей, “поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа”.

Тарас гибнет, спасая товарищей. Нужен ли эпизод с люлькой? Что он даёт для понимания душевного состояния Тараса?

Велико презрение к врагам, даже в мелочи не желает Тарас уступать ляхам. А может быть это повод остановится, так унизительно положение бегущего. Эпизод помогает показать пренебрежение Тараса к противнику, атаман показывает товарищам пример стойкости, мужества. Он не жалеет о содеянном, не думает о собственной безопасности. Уже нет родных детей Тараса, но все казаки для Тараса как дети его. И он, пригвождённый над костром, не может смотреть на бессмысленную гибель товарищей, и несмотря на боль всеми силами пытается спасти казаков. А когда ему это удаётся, “радость блеснула в глазах его”.

Какой же силы должно быть чувство товарищества, солидарности с братьями по духу, чтобы в момент собственной гибели думать только о других!

Тарас гибнет, а повесть не оставляет впечатление горя, трагедии, безысходности!

Почему? Заканчивается повесть пейзажной зарисовкой: ярко описана жизнь сильной реки Днестр. И по этой реке плывут спасённые Тарасом казаки, дружно гребут вёслами и говорят про своего атамана”. А это значит, память о Тарасе не умрёт, дело его продолжат братья по духу.

Предметные связи: см. приложение

Приложение 2