Преподавание русского языка Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме "Обращение и знаки препинания при нем"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.10.20 Просмотров: 1852 Киреева Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Ход урока 1. Организационный этап. Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, дети. Дежурные, кто сегодня отсутствует на уроке? ? – Ребята, в чем особенность предложений, которые я только что произнесла и которые вы слышите на уроках по несколько раз в день? – Что же такое обращение? – Зачем нужны обращения в речи? – С какой интонацией произносятся обращения? Сообщение темы и цели урока. – Итак, тема сегодняшнего урока – “Обращение и знаки препинания при нем”. На уроке мы рассмотрим способы выражения обращения; основные сферы употребления предложений с обращениями; узнаем, где в предложении могут находиться обращения, и сформулируем правила постановки знаков препинания при обращении. – Откройте тетради, запишите дату, тему урока. 2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Беседа по повторению сведений об обращении, полученных учащимися в предшествующие годы обучения. – Давайте прочтем предложения и найдем в них обращения. ? – Чем выражаются обращения в данных предложениях? – Можно ли с помощью обращения выразить свое отношение к тому, к кому обращаешься? – В каких случаях могут быть употреблены предложения с обращениями? – Где могут находиться обращения в предложении? – Являются ли обращения членами предложения? Выводы беседы. 3. Этап усвоения новых знаний. Учитель. Мы выяснили, что обращение может стоять в начале, в середине, в конце предложения. Не являясь членом предложения, не входя в его структуру, оно остается внутренне чуждым “приютившей”, по словам А.М.Пешковского, его синтаксической конструкции, осложняя ее. А раз осложняет, значит, требует выделения знаками препинания. ? – Какими и где? Перепишите предложения с доски в тетради, оставив после каждого по пустой строке. – Как в схеме предложения отразить, что оно осложнено обращением? Следующим образом (учитель рисует схему первого предложения на доске, схемы остальных двух предложений – двое учащихся):
Учитель. Знаки препинания при обращении выступают как выделительные, что особенно ярко проявляется в том случае, если обращение стоит в середине предложения. Выделительный характер несет и одиночная запятая, и восклицательный знак, если обращение находится в начале или в конце предложения: функцию второго знака берет на себя пробел и знак завершения предшествующего предложения или знак завершения данного предложения и пробел. – Ребята, посмотрите на следующие схемы предложений. ? – В чем их отличие от ранее записанных нами схем? Это еще одна часть пунктуационного правила “Знаки препинания при обращениях”. Соответствуют данным схемам такие, например, предложения. Запишите эти предложения вместе со схемами в тетради, после чего обратите внимание на таблицу “Запятая при обращении” на своих партах. Этой таблицей при необходимости мы будем пользоваться не только на сегодняшнем уроке, но и на последующих уроках по теме “Обращение и знаки препинания при нем”. Работа с учебником. – Прочтите теоретический материал параграфа на стр.160. ? – О чем мы еще не сказали сегодня на уроке? – Какими являются обращения в записанных нами предложениях: распространенными или нераспространенными? Графический диктант с последующей взаимопроверкой по ключу.
Слово учителя о роли обращений в поэтической речи. Обращения в поэтической речи, в которой семантика слова обычно усложняется и расширяется, выполняют особую функцию. В художественной речи обращение зачастую утрачивает собственно звательную интонацию. Поэтический текст, как правило, не предполагает конкретного адресата речи, поэтому обращение часто выступает в нем как особый художественный прием – прием олицетворения, с помощью которого поэт или прозаик получает возможность сделать предметами непосредственного контакта изображенные явления и вещи, наиболее полно выразить свое к ним отношение. В художественной речи представлены разные типы обращений к не лицам. Это обращения к странам и континентам, городам, рекам, явлениям природы во всем их многообразии, к явлениям космической жизни, к пространству и времени, к различным проявлениям интеллектуального и эмоционального мира человека и др. 4. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. § 32, упр. 358 Слайд 7. Приложение 1, Приложение 2 5. Этап закрепления новых знаний.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |