Преподавание русского языка Урок в 5-м классе по теме "Согласные звуки"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.10.19 Просмотров: 1584 Корнеева Татьяна Анатольевна, директор, педагог дополнительного образования Цели:
Оборудование: рисунки с изображением фуражки, рубашки, солнца, лестницы, сапога, варежки, указки, дуба; “Словообразовательный словарь”, карточки-сигналы для проверки синтаксического разбора предложения; таблица “Согласные звуки”; карточки со скороговорками. I. Оргмомент. - Здравствуйте! Садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. II. Словарно-орфографическая работа. Картинный диктант – “молчанка”. (Учитель показывает рисунки, учащиеся молча записывают изображенное в тетрадь, 1 уч-ся у доски.) Фуражка, рубашка, солнце, лестница, сапог, варежка, указка, дуб. - Посмотрите внимательно на записанные слова и скажите, какая орфограмма их объединяет? Как она называется? - А все ли согласные проверяемые?... Подберите проверочные слова к записанным, выделите орфограмму. - А сейчас к слову лестница запишите однокоренные слова, а ученик 2 найдет в “Словообразовательном словаре” это слово и посмотрит, какие там даны однокоренные слова. III. Проверка домашнего задания. 1. Словарное слово лестница есть и в предложении, которое вы дома разобрали синтаксически. Сейчас мы проверим разбор этого предложения с помощью сигнальных карточек, а пока: а) ученик 3 и ученик 4 выйдут к доске и вставят пропущенные буквы в слова из домашнего упражнения 247:
б) ученик 5 запишет слова с обозначенными квадратными скобками гласными звуками (кр[а]сн[ы]м, б[ы], к [а]к). Проверка синтаксического разбора предложения с помощью сигнальных карточек. На чердак вела крутая лестница. - Какую характеристику предложения вы написали? 2. Фронтальный опрос. - Что ученик 5 выделил квадратными скобками?.. Из чего состоят гласные звуки? Так как же на письме указываются звуки, чтобы отличить их от букв? IV. Изучение нового материала. Любознайка: - Так какую же новую тему мы будем изучать? - А ты попытайся сама ответить на этот вопрос. На какие группы делятся все звуки?.. Какие мы уже изучили?.. Значит, сегодня изучаем,,, Любознайка: - Согласные! Верно. Запишите в тетрадь новую тему урока: “Согласные звуки”. Вам надо научиться отличать их от гласных и познакомиться с образованием согласных звуков. Любознайка: - Если в русском языке 6 согласных звуков, то сколько гласных? - 36! Любознайка: - О! Это много! Больше, чем гласных! Мы знаем, что когда произносим гласный звук, то воздух проходит через рот свободно. Например: а, о, у. А как образуются согласные звуки? - Давайте вместе это выясним. Произнесите за мной: м, п, р, х, к, л. Что вы можете сказать? (Воздух во рту встречает препятствия, и от этого получается шум.) Значит, в каждом согласном есть шум. - А теперь всмотритесь в “лесенку звучности” и вы найдете там все 36 согласных звуков.
- Ни один из них не “перепутаете” с другими, потому что каждый согласный имеет признаки, которые отличают его от остальных 35 звуков. Любознайка: - Понимаю. Это – как в классе. Учеников много, но они не похожи друг на друга. И учитель легко узнает каждого. Интересно, сколько же у согласных звуков признаков, которыми они могут различаться? - Прежде всего, как мы уже знаем, согласные бывают шумными, а шумные – звонкими и глухими (об этом подробнее будем говорить на следующем уроке). Еще выделяется отдельный признак: согласные, которые называются сонорными. Это такие согласные, где голос преобладает над шумом. Давайте произнесем их хором. - Эти звуки, как и согласные, можно “тянуть”, а при желании даже петь. Любознайка: - Даже петь согласные звуки? Можно я попробую? - Конечно! Любознайка: Вечерний звон-н-н, Вечерний звон-н-н, Как много дум-м-м, Наводит он-н-н. - Здорово! Получается! Так, значит, согласные звуки бывают сонорными и шумными, а шумные – звонкими и глухими, т.е. они отличаются тем, насколько в образовании согласных участвуют голос и шум. И все? Больше ничем не отличаются друг от друга. - Нет, почему же. Есть еще отличия. Например, различаются по месту образования шума: бывают грубыми и язычными. губные – м, м, б, б, ф, ф, п, п. - Больше язычных. Но есть переднеязычные: д, т, н, з, с…, есть заднеязычные: г, к, х. Любознайка: - Как сложно, но интересно! - Другие отличия мы узнаем на следующих уроках. А сейчас еще добавлю, что звук Р называют дрожащим. Любознайка: - А почему? - Произнесите его и скажите, почему его так называют? (Язык дрожит) Любознайка: - Наверное, этот звук по способу образования самый трудный, не случайно многие дети его не выговаривают. Вместо “трава” говорят “тлава”, “ворона” - “волона”. - Правильно. Садись, Любознайка, на место и послушай с другими ребятами отрывок из рассказа Драгунского “Заколдованная буква”. (Читается отрывок из рассказа из книги Драгунского “Заколдованная буква”.) - Дети заменили трудный для них [ш] зв. [с], [ф], [х], а не какими-то другими. Чем же эти звуки похожи на [ш]? (По способу образования: глух., присвистывают). Работа с учебником. - Прочитайте материал на стр.109. - Что вы еще добавите к прочитанному? V. Закрепление изученного материала. 1. Запись: балка – палка; Назовите разные согласные звуки в
2. Работа с рисунками учебника (упр.251). - Назовите слова, обозначающие нарисованные предметы. Благодаря каким гласным и согласным мы различаем по смыслу 1 и 2 слова?... 3 и 4? - Подберите свою пару слов. (Угол - уголь). 3. Характеристика звуков. Загадки – шутки: 1) Что находится в начале книги? (к – согл., шум., заднеяз.). 2) Что у зайца позади, а у цапли впереди (ц – согл., шум., переднеяз.). 3) Что стоит посередине земли? (м – согл., сон., губн.). 4. Скороговорки. - Скороговорки помогают овладеть произношением некоторых звуков, в медленном темпе, затем – в обычном, потом – в ускоренном темпе, стараясь не допускать ни одной ошибки. (На партах лежат карточки со скороговорками). Индивидуально: прочитать ребус – скороговорку:
Запишите по памяти эту скороговорку. 5. – А сейчас прочитаем стихи О. Селовинского.
- Как называется такой прием? (Звукоподражанием). - Запишите это стихотворение по памяти. 6. Звуковые повторы. - Дома нужно было выучить четверостишия, в которых можно установить какой характер носит звукоподражание, с помощь. повтора каких согласных это достигается, надо было изобразить эти согласные. а)
([ш] напоминает шуршание камыша). б)
(Повторение [с], [т], [р], [к] напоминает стрекотание сорок, а повторение [б] – звук падения желудя на землю). в)
(Вой ветра – [а], удары волн о берег - [б], [р], шуршание волн [ч]). г)
(Р, б, гр. – раскаты грома). д)
([c], [х], [ш] – шелест листьев) . 7. Резерв времени: упр.257. VI. Итог урока. - На какие группы делятся звуки? Как образуются согласные звуки? Какие признаки они имеют? VII. Домашнее задание: параграф 41, упр. 255. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |