Преподавание русского языка Открытый урок русского языка в 6-м классе по теме "Неопределенные местоимения" (по программе М.М. Разумовской)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.10.18 Просмотров: 1785 Сухарева Инна Николаевна, учитель русского языка и литературы Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование:
[5] Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. Два ученика распределяют местоимения по разрядам (Работа на компьютере. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 6 класс) 2. Один ученик выписывает из домашнего упражнения отрицательные местоимения. 3. Игра "Четвертое лишнее" с классом.
4. Проверка работы учеников у доски. Вопросы теории: - Что такое местоимение? - Назовите разряды местоимений. - Какие местоимения относятся к указательным, личным, определительным, отрицательным, возвратным, вопросительно-относительным, притяжательным? - Все ли разряды местоимений представлены на доске? II. Объяснение нового материала 1. Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите местоимения. К какому разряду они относятся? Что, по-вашему, означает слово неопределенный?
2. Индивидуальное задание. Значение слова неопределенный по словарю С.И.Ожегова. Неопределенный (словарь Ожегова: 1)точно не установленный; 2)не вполне отчетливый) Рассмотрите рисунок и скажите, какому значению слова неопределенный он соответствует. (слайд 8) 3. Итак, запишем тему нашего урока: "Неопределенные местоимения" Цели:
4. Работа с правилом. Учебник, стр. 162. Прочитайте теорию. - На что указывают неопределенные местоимения? Приведите примеры. * неопределенные предметы: кто-то, что-то * неопределенные признаки: какие-то, какой-нибудь * неопределенное количество: сколько-нибудь, несколько, некоторые - Как образуются неопределенные местоимения? Приведите примеры. (Схема - слайд 15) - Как пишутся местоимения с приставками -не, -кое? - Как пишутся местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь? Напоминалка: кое, либо, то, нибудь - черточку не позабудь! - Как пишутся местоимения с предлогом? Приведите примеры. - В чем особенность местоимений некто, нечто? - Что такое неопределенные местоимения? (Вывод) Неопределенные местоимения указывают на неопределенные предметы, признаки, количества. Образуются от вопросительно-относительных при помощи приставок -кое, -не или суффиксов -то, -либо, -нибудь. Если есть предлог, то пишутся в три слова. III. Лингвофизминутка Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем. (Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения. Если слитно - приседания, если через дефис - наклон вперед, если раздельно - руки вверх). IV. Закрепление изученного материала 1. Работа с текстом Ф.Кривина Прочитайте текст про себя. Чтение вслух по ролям. Умные спорщики. Собрались однажды местоимения и заспорили. Одно местоимение начало рассказывать. - В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто. Встретил некто некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось? А второе местоимение говорит: - Ну что это за рассказ? Вот я расскажу так расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. Что у него осталось? Третье местоимение посмеялось и говорит: - Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никуда не шел, никого не встречал, ничего не находил, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось. - Эх вы, глупые спорщики, - сказало четвертое местоимение. - Что вы спорите? Ведь не о чем спорить да и не о ком. Значит, и говорить нечего. Задание: - Учащиеся 1-го ряда выписывают неопределенные местоимения из рассказа 1-го местоимения; 2-го ряда - из рассказа 2-го. Объяснить правописание местоимений. - А местоимения какого разряда употребили третий и четвертый спорщик? 2. Работа в парах. Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-. 1. Поздно вечером (:) постучался к нам. 2. На берегу реки росла (:) пышная зелень. 3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране. 4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу. 5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное. Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений. 3. Морфологический разбор местоимения кому-нибудь. V. Итоги урока VI. Домашнее задание Упражнение 397 (1 часть, зад. 1, 2, морфол. разбор 1-го местоимения) На "5" - составить вопросы по теоретическому материалу по теме "Местоимение" (письм.) или задания для игры "Четвертое лишнее" Литература 1. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336 с. 2. Газета "Русский язык" № 15/ 1998 3. Газета "Русский язык" № 22/ 1998 4. Журавлева Л.И. Русский язык в алгоритмах. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. - 128 с. (Практикум) 5. Журнал "Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР" Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |