Преподавание литературы Урок литературы в 8-м классе по произведению "Маленький принц"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.10.16 Просмотров: 894 Злотникова Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы Тема урока. Урок внеклассного чтения по сказке “Маленький принц”. А.де Сент-Экзюпери. Цели урока.
Оборудование:
Эпиграфы:
Ход урока I. Вступительное слово учителя Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… так считал один из самых удивительных людей – мечтатель, летчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, которого друзья попросту называли Сент-Экс! (чтение эпиграфов к уроку). “Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство”. “…Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из низ об этом помнит”. II. Сообщение учеников некоторых фактов из биографии А. де Сент-Экзюпери III. Слово учителя Антуан де Сент-Экзюпери – человек необыкновенный. Это поэт, мыслитель и …пилот-профессионал. Он родился в Лионе, в семье графа де Сент-Экзюпери, рано лишился отца и рос под духовным влиянием матери. Разнообразие дарований и интересов, которым была отмечена вся его жизнь, обнаружилось у него с детства. Неистощимый в выдумках и проказах, первый заводила в шумных играх и импровизационных детских маскарадах, он мог часами неподвижно сидеть перед камином и грезить наяву, глядя на огонь. Он рано начал писать стихи, задумчивые и грустные; хорошо рисовал, хорошо играл на скрипке. Но самая большая его страсть с детства – техника. Работа механизмов, слаженность машин зачаровывает его, как стихи, как музыка. Он вечно что-то изобретает, из жестяных банок мастерит телефон, он мечтает стать хозяином настоящим, “взрослых” машин. Свое первое воздушное крещение Антуан получает двенадцати лет от роду. Летчик Ведрин, знаменитый в ту пору французский авиатор, поднимает его в воздух над городом Амберье. Первые произведения писателя – повести “Южный почтовый” и “Ночной полет” - о жизни и труде летчиков. Любовью к людям наполнена его лучшая повесть – “Планета людей”. Когда началась Вторая мировая война, он был признан негодным для службы в авиации, но все равно продолжал воевать. После того как Францию захватили гитлеровские войска, Экзюпери оказался в эмиграции в Америке. Пилот опять добивался права сражаться за мир на Земле. Уже немолодой, израненный (Экзюпери не мог сам натянуть комбинезон и забраться в кабину), он еще мог летать и вести разведку: 31 июля 1944 г. он поднялся в воздух, но на базу его самолет не вернулся. (Долгое время его считали пропавшим без вести. Только в 50-е г., в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись документального характера, подтверждающая его гибель. В 1986 г. “Обществу друзей Сент-Экзюпери” удалось найти очевидца его гибели, которым оказался 15-летний подросток. Экзюпери совершал разведывательный полет, пулемета на борту не было и летчик оказался практически беззащитным перед фашистским истребителем. Самолет загорелся и пошел на снижение в сторону моря. Сент-Экзюпери жил недолго и написал не очень много, но успел сказать людям самое главное. IV. Звучит песня “Нежность” (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой). V. Учитель читает стих Е. Евтушенко “Людей неинтересных в мире нет” VI. Беседа с учащимися
VII. Слово учителя В письме к матери Экзюпери писал: “мир воспоминаний, детства, нашего языка и наших игр…всегда будет мне казаться безнадежно более истинным, чем любой другой”. “Маленький принц” - сказка символическая: юный герой – это сам Антуан де Сент-Экзюпери. Во время аварии самолета в пустыне пилот встретился с самим собой, со своим детством. Писатель был убежден, что дети мудры: основной урок жизни заключается в простых словах, вложенных в уста Маленького принца: - Люди у тебя на Земле, - сказал Маленький принц, - выращивают пять тысяч роз в одном саду… и не находят того, чего ищут… - Да, не находят…- подтвердил я. - А между тем то, чего они ищут, можно бы найти в одной-единственной розе или в глотке. Но глаза слепы. Надо искать сердцем”. Сказка “Маленький принц” - это своего рода завещание идеалов, кодекс чистой морали. Современник писателя Пьер Декс так высказался о ней: “нужно уметь прочесть в простых словах этой сказки много настоящей боли, самую душу раздирающую драму, когда-либо выпавшую на долю человека. Требования, предъявленные Сент-Экзюпери к людям, слишком велики, чересчур возвышены для общества в котором он жил”. И это так. Экзюпери оставался в душе ребенком, остро ощущая разлад среди людей. VIII. Беседа с классом
IX. Слово учителя Экзюпери создавал свою сказку в то время, когда его родная Франция была оккупированы фашистами. Существует мнение, что баобабы – это символ фашисткой угрозы, которая не была уничтожена в зародыше, как вредное растение, а привела к гибели многих людей. Писатель с помощью символического образа призывал всех людей планеты к ответственности за все происходящее на Земле. X. Беседа с классом
- Себя судить куда труднее, чем других. - Одни только дети знают, что ищут. - Там хорошо, где нас нет. - Зорко одно лишь сердце. - Самое главное то, чего не увидишь глазами. - Вода бывает нужна и сердцу. - У каждого человека свои звезды. - Единственная настоящая роскошь на Земле – роскошь человеческого общения. - Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. - Власть прежде всего должна быть разумной. XI. Подведение итогов Слово учителя. Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Философия – это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово “философия” используют как синоним к слову “мудрость”. В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей. Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое: Маленький принц – это не только образ конкретного героя, но и символ ребенка вообще; роза – это не просто цветок, это символ любимого, но капризного существа; Лис – это символ природы, друг; астероид малыша – это символ планеты, а еще – это далекий для многих взрослых мир детства. XII. Попробуйте сформулировать идею сказки Мир детства хрупок и чист, дети – это непосредственные чудеса, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети – это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства. Слово учителя. Сказку Экзюпери можно понимать буквально: это было фантастическое приключение летчика в пустыне – встреча с обитателями далекой планеты Маленьким принцем. А можно воспринимать эту историю как встречу пилота с самим собой, с собственным детством. И если вы сохраните в душе детскую непосредственность и чистоту, кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца. XIII. Чтение стихотворений (А. Барто “Дарю тебе сердце”).
(В. Шифрин “Миг”).
Звучит песня “Маленький принц” (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева). Д/з. Написать письмо Маленькому принцу. Литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |